Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственная функцмя




Рисунок 4.5 – Концепции формирования равновесной цены

Б) по А. Маршаллу

Рисунок 4.2 – Кривая предложения

S1
Кривая предложения является восходящей, что отражает действие закона предложения. Закон предложения гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком.

При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантов величины предло­жения любого продукта. Однако кривая пред­ложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением "при прочих равных условиях". Иными словами, кривая предложения строится на предположении, согласно которому опреде­ленные неценовые детерминанты величины пред­ложения даны заранее и не подвергаются из­менениям. Если одна из этих неценовых де­терминант предложения в действительности пре­терпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.

К основным неценовым факторам (детерминантам) пред­ложения относятся следующие:

1) цены на ресурсы. Рост цен на ресурсы уменьшает предложение при всех возможных рыночных ценах;

2) технология производства. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производ­ственные издержки и увеличится предложение;

3) налоги и субсидии. Предприятия рассматрива­ют большинство налогов как издержки производст­ва. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издерж­ки производства и сокращает предложение;

4) цены на другие товары;

5) ожидания изменения цен;

6) число продавцов на рынке.

Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения. Увеличение предложения смещает кривую вправо (из положения S в положение S2), уменьшение предложения смещает ее влево (из положения S в положение S1) (см рис. 4.2). Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Экономисты используют понятие "предложение" для обозначения шкалы или кривой. Поэтому изменение в предложе­нии должно означать, что вся шкала изменилась и что кривая сместилась в какую-то сторону.

Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.

 

4.3. Формирование рыночной цены: рыночное равновесие. Изменение рыночного равновесия

Рыночное равновесие - это ситуация, когда количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хо­тят предложить. Графическим представлением рыночного равновесия является точка пересе­чения кривых спроса и предложения. Цена, при которой объем спроса равен объе­му предложения, называется равновесной ценой (Ре), а объем продаж - равновесным объемом (Qe).

Данное равновесие при неизменности прочих факторов является устойчивым и единст­венным. При любой другой цене, отличной от Ре рынок является несбалансированным. Если реальная рыночная цена Рl выше равновесной, то объем предложения больше объема спро­са, возникает избыток предложения или перепроизводство (рис.4.3). Если реальная рыночная цена Р2 ниже равновесной, то объем спроса больше объема предложения и при данной цене имеет место избыток спроса или дефицит (рис. 4.4).

 

Рис 4.3. Избыточное предложение Рис 4.4. Избыточный спрос

Избыток предложения в первом случае и избыток спроса во втором случае будут давить на цену в сторону ее снижения или повышения, соответственно. При равновесной цене объ­емы спроса и предложения совпадут. Такой подход к описанию равновесия называется равновесием по Вальрасу. Равновесие по Маршаллу исходит из того, что равновесие скла­дывается под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или наоборот. Превышение цены спроса над ценой предложения стимулирует продавцов увеличивать объ­ем предложения, а превышение предложения над ценой спроса заставляет продавцов сни­жать объем предложения. При равновесном объеме цена спроса и предложения совпадут.

Кривая спроса задает потолок цен спроса, а кривая предложения - нижнюю границу цен предложения. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потреби­телями цены, и выше минимальной, которую готовы предложить фирмы, то в результате установления рыночного равновесия выигрывают и потребители и продавцы. Превышение суммы, которую готов заплатить потребитель над ценой, которую он фактически платит, на­зывается излишком потребители. Превышение цены над той суммой, по которой произво­дители готовы поставить товар, называется излишком производители.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла (см. рис. 4.5).

 
 
Избыток предложения
P
D
A
S
P2

L
PE

K
E
B
P1

Избыток спроса

Q
Q2
QE
Q1

а) по Л. Вальрасу

 
 
D
P
S
P2

E
PE

 


P1

Q1
QE
Q
Q2

Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие.

В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение.

Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню Р0. Следовательно, по Вальрасу комбинация РЕQЕ представляют устойчивое рыночное равновесие.

По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до Р1, то объем спроса сократиться до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене Р1. Поскольку цена спроса (Р2) превышает цену предложения (Р1), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет QЕ, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет, и объем производства стабилизируется.

В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по А. Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на данном графике представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного наклона кривой спроса. Когда кривые спроса и предложения не соответствуют своим «нормальным» положениям, тогда оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и по Маршаллу не совпадают.

В результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума.

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменения рыночного равновесия. Рассмотрим возможные случаи нарушения рыночного равновесия.

1. Если при неизменном предложении спрос растет, то равновесная цена и количество тоже растут.

2. Если при неизменном предложении спрос падает, то равновесная цена и количество тоже падают.

3. Если при неизменном спросе предложение растет, то равновесная цена падает, а коли­чество проданного товара растет.

4. Если при неизменном спросе предложение уменьшается, то равновесная цена растет, а количество проданного товара сокращается.

5. При одновременном увеличении спроса и предложения, однозначно можно говорить о росте количества проданных товаров. для ответа на вопрос, как изменится равновесная цена, необходимо провести дополнительные исследования. Цена может не измениться, возрасти или упасть.

6. При одновременном падении спроса и предложения очевидно падение равновесного объема. Цена может не измениться, возрасти или упасть.

7. При одновременном увеличении спроса и уменьшении предложения, однозначно рас­тет равновесная цена. Для ответа на вопрос, как изменится равновесный объем, необходимо провести дополнительные исследования. Равновесный объем может не измениться, возрасти или сократиться.

8. При одновременном падении спроса и увеличении предложения однозначно падает равновесная цена. Равновесный объем может не измениться, возрасти или сократиться.


4.4. Эластичность спроса и предложения.

Для количественной оценки степени реакции спроса, предложения и рыночного равнове­сия на различного рода изменения в экономической теории используется специальный инст­румент - коэффициенты эластичности. Эластичность - это выраженное в процен­тах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

Чувствительность объема спроса к изменению цены товара показывает эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по цене (Ed) - это есть показатель процентного изме­нения объема спроса, вызванного однопроцентным изменением цены товара при прочих не­изменных условиях. В общем виде коэффициент эластичности спроса по цене можно пред­ставить как:

 

Ed = Процентное изменение объема спроса / Процентное изменении цены.

 

Так как кривая спроса имеет отрицательный наклон, то эластичность спроса по цене является отрицательной величиной. В экономическом анализе используется значение Ed по модулю. Если однопроцентное изменение цены приводит к сильной реакции - объем спроса изменяется более чем на 1 %, то такой спрос называется эластичным. При слабой реакции при однопроцентном изменении цены, объем спроса изменяется от 0% до 1%. Такой спрос называется неэластичным. Если один процент изменения цены приносит один процент из­менения объема спроса, то спрос имеет единичную эластичность. Спрос является абсолютно неэластичным, если величина спроса не реагирует на изменение цены: Ed=0 (рис. 4.6).

P D P

 

 

D

       
   
 

 


Q Q

Рис 4.6 Абсолютно неэластичный спрос Рис 4.7. Абсолютно эластичный спрос

 

Если Ed стремится к бесконечности, то имеет место абсолютно эластичный спрос (рис. 4.7).

При незначительных изменениях в цене и объеме спроса рассчитывается коэффици­ент точечной эластичности спроса по цене. На практике, как правило, изменения цены или объема спроса являются существенными, и в таких случаях рассчитывается коэффициент дуговой эластичности спроса по цене, он имеет вид:

 

Ed = (∆Q / ∆Р) * (Р1+P2)/(Q1+Q2), где ∆Q = Q2 - Q1, ∆Р = Р2 - Р1.

 

Зная характер эластичности спроса на свой товар, предприятие, повышая пли понижая цену товара в определенных пределах, может наращивать свою выручку. При эластичном спросе снижение цены значительно повышает объем покупок, спрос растет быстрее, чем па­дает цена, и выручка предприятия растет. При возрастании цены, напротив, объем покупок значительно сокращается, спрос снижается более быстрыми темпами, чем растет цена, и вы­ручка предприятия падает. При неэластичном спросе при снижении цены темпы роста спро­са будут меньше темпов снижения цены, что сократит выручку. При возрастании цены на товар с неэластичным спросом темпы роста цены будут меньше темпов снижения спроса, поэтому выручка предприятия будет расти.

На эластичность спроса по цене влияет ряд факторов:

- степень необходимости данного блага для потребителя. Чем более необходимым яв­ляется данное благо для потребителя, тем менее эластичен спрос на него;

- наличие товаров-заменителей. Спрос тем эластичнее, чем больше товаров­ заменителей;

- доля расходов на данный товар в доходе потребителя. При небольшой доле спрос мало эластичный;

- промежуток времени. В долгосрочном периоде покупатели сильнее реагируют на изменение цены, чем в краткосрочном периоде. То есть, долгосрочные кривые спроса боле эластичны, чем краткосрочные.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует процентное изменение объема спроса на некий товар в ответ на изменение цены другого товара на 1 % при прочих неизменных условиях. Перекрестная эластичность спроса по цене меньше нуля для взаимо­дополняемых товаров и больше нуля для взаимозаменяемых.

Эластичность спроса по доходу - это процентное изменение объема спроса, вызван­ное 1 % изменением в доходе при прочих неизменных факторах. Для нормальных товаров данный показатель больше нуля, для низших товаров - меньше нуля.

Эластичность предложении по цене показывает на сколько процентов изменяется объем предложения при изменении цены товара на 1 % при прочих неизменных факторах.

Так как кривая предложения возрастающая, то эластичность предложения по цене всегда ве­личина положительная. На эластичность предложения наибольшее влияние оказывает промежуток времени. Объем предложения менее чувствителен к изменению цены в краткосроч­ном периоде, чем в долгосрочном периоде, когда фирма имеет возможность привести ис­пользуемые ресурсы в соответствие с изменившимися условиями.


Тема 5. Основы теории потребительского поведения

 

5.1. Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Максимизация полезности для потребителя.

 

В основе формирования рыночного спроса лежат решения о покупке конкретных то­варов и услуг, принимаемые отдельными потребителями. Теория, объясняющая, каким обра­зом на выбор потребителя влияют предпочтения, цены товаров и доход, называется теорией потребительского поведения. В создание этой теории значительный вклад внесли экономи­сты австрийской и кембриджской школ.

Потребление благ и услуг приносит потребителям полезность. Полезность – это удовлетворение, ценность, получаемая от потребления благ. Полезность является целью по­требления, ее получение означает повышение уровня благосостояния потребителя. Способ­ность блага удовлетворять какую-либо потребность вообще характеризует абстрактную по­лезность. Субъективная оценка полезности данной единицы блага характеризует конкрет­ную полезность. Для одного потребителя разную полезность имеют не только разные эко­номические блага, но и отдельные единицы одного блага. В связи с чем следует различают общую и предельную полезность. Полезность, получаемая от потребления всего объема не­которого блага, называется общей полезностью (ТU). Дополнительная полезность, полученная потребителем от увеличения потребления данного блага на одну единицу, называется предельной полезностью (МU).

Оценка полезности потребителем представляет субъективное явление, но существуют общие черты в определении полезности всеми потребителями. Во-первых, каждый потреби­тель мысленно распределяет свои потребности по значимости и в первую очередь удовле­творяет более насущные потребности. Блага, удовлетворяющие наиболее насущные потреб­ности, оцениваются по полезности выше, чем все остальные блага. Во-вторых, по мере по­требления происходит насыщение потребности, то есть по мере потребления происходит уменьшение напряженности потребления и каждая следующая единица блага оценивается по полезности ниже, чем все предыдущие единицы данного блага.

Рассмотрим поведение потребителя, опираясь на модели, используемые экономиста­ми австрийской школы. В этих моделях в качестве потребителя выступает отшельник, жи­вущий в лесу. Предположим, отшельник имеет 3 мешка зерна, которые нужно распределить между такими потребностями как питание - это первая по значимости потребность, под урожай следующего года - вторая по значимости потребность и для кормления домашних животных - третьяпо значимости потребность. Используя цифры от 1 до 3, мы получим следующее соотношение полезностей разных единиц одного и того же блага для конкретно­го потребителя: предельная полезность первого мешка равна 3, предельная полезность вто­рого мешка равна 2, предельная полезность третьего мешка равна 1 (рис. 6.1). При этом об­щая полезность от потребления первого мешка составит 3, от потребления двух мешков со­ставит 5 = 3+2, а от потребления всего запаса блага составит 6 = 3+2+ 1 (рис. 6.2.).

 
 

 


 

1 2 3 1 2 3

 

Рис. 1. Общая полезность Рис. 2. Предельная полезность

 

Таким образом, по мере роста объема потребления общая полезность блага имеет тенденцию к росту, а полезность каждой следующей единицы блага - к убыванию. Убыва­ние предельной полезности по мере насыщения потребности отражает закон убывающей предельной полезности.

Предельная полезность определяет цену товара. Если полезность блага выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы не меняется, то график предельной полезности является также графиком спроса. Закон убывающей предельной полезности по­зволяет объяснить излишек потребителя. Опираясь на него, можно выяснить, сколько потре­бители пожелают заплатить за добавочную единицу товара, если исходить из того, что опре­деленное его количество у них есть.

Рационально действующий потребитель стремится достичь максимума общей полез­ности. Если предположить, что единственным ограничением потребления является количе­ство благ, то максимизация полезности достигается при таком сочетании экономических благ, когда их предельные полезности равны: МUl = МU2 = МU3 и т.д. В условиях рынка основными ограничениями выступают цены товаров и доход потребителя. С учетом этих ог­раничений условие максимизации полезности будет иметь вид равенства взвешенных пре­дельных полезностей, то есть предельных полезностей в расчете на рубль затрат: МU1/Pl = МU2/P2 = МUЗ/PЗ и т.д. Если такое равенство не достигнуто, то потребитель всегда может повысить степень своего удовлетворения за счет перераспределения. Впервые правила рационального поведения субъекта были описаны немецким экономистом Г. Госсеном.

У каждого потребителя имеется в наличии свой критерий оценки полезности блага, но содержание такого критерия - личное дело каждого человека. По вопросу измерения полез­ности в экономической теории сложились два подхода. Кардиналисты предполагают, что каждое благо для данного потребителя обладает количественно определенной мерой полез­ности, он может определить насколько полезность одного блага больше полезности другого блага. Ординалисты предполагают, что потребитель в состоянии измерить только порядок предпочтения одного набора благ другому. Критерий отбора выражается понятиями больше, меньше и безразлично, то есть одинаково.

 

5.2. Бюджетное ограничение потребителя. Карта кривых безразличия и предельная норма замены. Правило максимизации полезности.

 

В ординалистской теории потребительский выбор объясняется с помощью карты кри­вых безразличия и линии бюджетных возможностей.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов из двух товаров, между ко­торыми потребитель не делает различия. Потребление этих наборов приносит потребителю одинаковую полезность.

Построим кривую безразличия (рис. 6.3.), предположив, что в наличии для потребите­ля в неделю имеются только два товара - Х и У, то есть функция полезности имеет вид U = f(Qx, Qy), и существует несколько наборов лих двух экономических благ, которые приносят ему одинаковую полезность: Набор А1, Набор А2, Набор АЗ, Набор А4.

 

Рис. 6.3 Карта кривых безразличия

Наклон кривой безразличия (∆Qу/∆Qx) является отрицательным, он показывает, что уменьшение товара У на любую величину ∆Qу должно быть заменено дополнительным ко­личеством товара Х, то есть +∆Qx. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров некоторого потребителя. Множество кривых безразличия об­разует карту кривых безразличия. Кривые безразличия никогда не пересекаются. Кривые безразличия более удаленные от начала координат соответствуют более высоким уровням потребления. Так, полезность наборов благ, отражаемая кривой Ul, больше полезно­сти наборов благ, отражаемых кривой U0.

Наклон кривой безразличия характеризует предельную норму замещения (МRS). Предельная норма замещении – это количество единиц одного блага, которое потребитель готов отдать за единицу другого блага так, чтобы уровень его потребления остался неизмен­ным, МRS = - (∆Qy/∆Qx). При движении вдоль кривой безразличия происходит уменьшение предельной нормы замещения. Предельную норму замещения можно связать с предельными полезностями благ на каждой из осей. На одной стороне кривой безразличия прирост полез­ности от добавленного Х равен потери полезности от ИЗЪJlТОГО У, то есть ∆QxМUx = ∆QyMUy. Решая уравнение, получаем: МRS = -(∆Qy/∆Qx) = МUx / МUy.

Доход потребителя, доступный для расходования в определенном периоде, называется бюджетом. Как много можно будет купить на этот доход, зависит от цен на товары и ус­луги, которые желает приобрести потребитель. Ограничение покупательной способности по­требителя величиной его дохода и ценами характеризует бюджетное ограничение. Бюджет­ное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Если потребитель весь свой доход тратит на покупку двух товаров Х и У, то формула бюджетного ограниче­ния будет иметь вид: I = Рх * Qx + Pу * Qy, где I - доход потребителя за определенный период, Рх - цена товара Х, Qx - количество товара Х, Ру - цена товара У, Qy - количество товара У. Графиком бюджетного ограничения явля­ется бюджетная линия. Бюджетная линия - это график, отражающий множество наборов благ, приобретение которых требует одинаковых затрат (рис. 6.4).

 

 

Рис. 6.4. Бюджетная линия

Наклон бюджетной линии является отрицательным, он характеризует количество то­вара Х, получаемое за счет отказа от единицы товара У и зависит от отношения цен на това­ры Х и У: (∆Qy/∆Qx) = - (Рх / Ру). Поскольку бюджетная линия прямая, то она будет иметь одинаковый наклон во всех точках.

Потребитель стремится к максимизации полезности при наличных бюджетных воз­можностях. Комбинация покупаемых благ, дающая максимальную полезность при данных ценах и доходе, характеризует состояние равновесия потребителя. Равновесие потребителя достигается в точке, где бюджетная линия касается наивысшей из доступных кривых безраз­личия (рис. 6.5).

 

 

 

Рис. 5. Равновесие потребителя

 

В точке касания наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, то есть: (МUx/МUy) = - (Pх / Ру). Из этого равенства получаем общее уравнение равновесия потребителя: MUx/Px = MUy/ Ру.


Тема 6. Теория фирмы

 

6.1. Сущность предприятия в рыночной эконемике

 

Существуют две формы правового статуса предпринимате­ля — индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Статус предпринимателя — показатель объема прав и обязанностей, ко­торые закрепляются за ним и в рамках которых он может совер­шать определенные действия. Получая статус юридического ли­ца, предприниматель совершает действия уже не от своего име­ни, а от имени этого юридического лица.

В соответствии с ГК РФ предпринимательская деятельность может осуществляться в следующих формах: товарищества, общества, производственный кооператив, унитарное предприятия.

Товарищества — организационная форма предпринимательст­ва, когда и организация производственной деятельности, и форми­рование уставного капитала осуществляются совместными усили­ями двух или более лиц (физических и юридических). Каждое из них имеет определенные права и несет определенную ответственность в зависимости от доли в уставном фонде и места, занимаемого в структуре управления таким товариществом. Хозяйственное товарищество. Это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имущест­вом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом. Товарищество может создаваться: 1) индивидуальными лицами; 2) индивидуальными лицами и коммерческими организаци­ями; 3) коммерческими организациями. Существуют полное то­варищество и товарищество на вере.

Полное товарищество. С точки зрения правовых последствий полное товарищество относится к категории нежелательных форм объединений, поскольку не предполагает ограничение ответственности. По обязательствам полного товарищества его члены, которые именуются полными товарищами, несут ответст­венность всем своим имуществом. Ответственность в таком то­вариществе носит субсидиарный характер.

Субсидиарная ответственность предполагает, что до предъяв­ления требований к лицу, которое несет ответственность допол­нительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником, кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При отказе последнего удовлетворить предъявленное требование или при неответе на такое требование кредитор впра­ве предъявить такое требование лицу, несущему субсидиарную от­ветственность. Полное товарищество — это объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для осуществления совместной хозяйствен­ной деятельности на основании договора между ними. Однако пол­ное товарищество не является юридическим лицом, и его члены со­храняют полную самостоятельность, но несут солидарную ответ­ственность по обязательствам товарищества всем своим имуще­ством.

Товарищество на вере. Это объединение нескольких физических и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельно­сти на основе договора. Складочный капитал товарищества фор­мируется на основе вкладов и долей, вносимых его участниками. Именно в возможности внесения в складочный капитал или вкладов, или долей и проявляется отличие товарищества на вере от полного товарищества. Участники, которые вносят свои доли в формируемый складочный капитал товарищества на вере, име­нуются полными товарищами. Участники, которые вносят в складочный капитал не доли, а вклады, называются вкладчиками. Товарищество на вере, следовательно, объединяет полных това­рищей и вкладчиков. Полные товарищи от имени товарищества могут осуществ­лять предпринимательскую деятельность и отвечают по его обя­зательствам всем своим имуществом. Вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут риск убыт­ков в пределах суммы внесенных ими вкладов.

Хозяйственное общество — это коммерческая организация, ус­тавный фонд которой формируется одним или несколькими физи­ческими и (или) юридическими лицами путем внесения ими своих долей (или полной величины уставного капитала, если в качестве учредителя выступает одно лицо). В качестве долей могут рассма­триваться денежные или материальные средства, интеллектуаль­ный капитал, ценные бумаги или имущественные права, имею­щие денежную оценку. При этом осуществляется экспертная оценка стоимости интеллектуального капитала и имущественных прав в денежной форме. Существует четыре формы хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (открытое и закры­тое).

Общество с ограниченной ответственностью — это коммерче­ская организация, учредителем которой выступает одно или не­сколько физических и (или) юридических лиц, которые несут от­ветственность по обязательствам общества и риск убытков в пре­делах только внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью — юридиче­ское лицо (хозяйственное общество, учрежденное одним или не­сколькими физическими лицами). Отличие такой формы хозяй­ственного общества от общества с ограниченной ответственно­стью состоит в том, что ответственность по обязательствам тако­го общества распространяется на имущество учредителя (учреди­телей), а не только на его вклад в уставный капитал. Кроме то­го, при наличии двух и более учредителей такого общества в дей­ствие вступает положение о солидарном несении ответственно­сти. При банкротстве одного из учредителей его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными, учредителями пропорционально их вкладам.

Акционерное общество, с точки зрения индивидуального пред­принимателя, — оптимальная форма организационно-правового оформления предпринимательской деятельности. Акционерное общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции и они не могут свободно прода­ваться и покупаться на фондовом рынке, называется закрытым акционерным обществом. Число членов закрытого акционерного общества не может превышать 50 (при превышении этого числа акционеров общество должно трансформироваться в открытое акционерное общество путем перерегистрации). Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акци­онеров, называется открытым акционерным обществом. Оно мо­жет проводить открытую подписку на эмитируемые им акции, которые могут свободно обращаться на фондовом рынке, Производственный кооператив (артель) — коммерческая орга­низация со статусом юридического лица, представляющая собой добровольное объединение граждан для совместной (посредством объединения собственности и усилий) производственной или иной хозяйственной деятельности. Собственность такого кооператива (артели) складывается из паев (пай — долевая собственность). Де­ятельность кооператива строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в коопе­ративах допускается участие и юридических лиц. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность, т. е. не ограниченную размером индивидуального паевого взно­са, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Унитарное предприятие — коммер­ческая организация, не наделенная правом собственности на за­крепленное за ней имущество. В форме унитарных могут быть лишь государственные или муниципальные предприятия. Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предпри­ятий. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитар­ным предприятием. Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления. Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия — хозяйственные предпри­ятия, созданные по решению Правительства Российской Феде­рации и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.

 

Отправной точкой анализа издержек производства является существующая между ними и объемом вы­пуска функциональная зависимость. Суть ее сводит­ся к тому, что затраты по производству есть функция от выпуска. Исходя из этого, затраты по производству в общем виде выражаются функцией издержек:

С = f(Q),

где С – издержки производства,

Q – объем выпуска.

При этом вид функции издержек будет определяться типом производственной функции, а величина издержек — ценами факторов производства.

Объем производства данной фирмой какого-либо продукта зависит от количества используемых ресурсов (при прочих рав­ных условиях). На изменение их величины требуется разное время, поэтому различают краткосрочный и долгосрочный периоды.

Краткосрочный период - период времени, слишком короткий для того, чтобы изменить размеры предприятия, смонтировать новые машины, подготовить квалифицированные кадры. Эти факторы (ресурсы) называют постоянными. В то же время есть факторы, которые можно легко и быстро изменить, так назы­ваемые переменные факторы. К ним относятся количество рабо­чих, топливо, энергия всех видов, сырье и др.

Долгосрочный период - период времени, достаточно продол­жительный для того, чтобы изменить объемы всех производства (постоянных и переменных).

В краткосрочном периоде фирма может регулировать объем выпуска своей продукции только с помощью изменения количе­ства переменных факторов, при этом постоянные факторы не изменяются. В этом периоде динамика выпуска продукции оп­ределяется законом убывающей отдачи.

Закон убывающей отдачи (закон убывающего предельного про­дукта) утверждает, что начиная с определенного момента последо­вательное присоединение единиц переменного фактора (например, труда) к неизменному фиксированному фактору (например, к капи­талу) дает уменьшающийся предельный или добавочный продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного фактора.

Различают общий (ТР), средний (АР) и предельный (МР) продукты.

Общий продукт (ТР) - общее количество продукции, произ­веденное за какой-то промежуток времени. Это общий объем произведенной продукции.

Предельный продукт (МР) - прирост (прибавка) выпуска общего продукта (∆ТР), произведенный каждой дополнительной еди­ницей любого переменного фактора, например труда (∆L). Средний продукт (средняя производительность) (АР) есть отношение общего объема произведенной продукции ТР к ис­пользованному объему переменного фактора, например, труда (L).

Взаимосвязь общего, среднего и предельного продуктов приведена на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь общего, среднего и предельного продукта

Первая фаза - возрастающая предельная отдача (ТР под­нимается вверх, МР повышается).

Вторая фаза - убывающая предельная отдача (темп увели­чения ТР замедляется, МР падает).

Третья фаза - отрицательная отдача (ТР, достигнув макси­мума, падает, а мр принимает отрицательное значение).

 

6.3. Издержки производства в краткосрочном периоде времени. Закон убывающей отдачи.

 

К издержкам относятся все затраты ресурсов (факторов), связан­ные с производством продукции.

Экономический подход опирается на концепцию вмененных (альтернативных) издержек любого ресурса, выбранного для производства продукции. Согласно такому подходу вмененные издержки - это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования конкретного ресурса. Эко­номические издержки - выплаты, которые фирма обязана осуще­ствить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресур­сы от использования в альтернативных производствах. Такие вы­платы в зависимости от характера собственности на ресурсы мо­гут быть либо явными (внешними), либо неявными (внутренни­ми). К явным, или внешним, издержкам относятся выплаты: по­ставщикам ресурсов за при обретаемые сырье и материалы, энер­гию; заработной платы наемным рабочим; за различные услуги, оказываемые фирме-производителю. Все перечисленные выпла­ты относятся к внешним, т.е. не принадлежащим фирме ресур­сам. Они находят отражение в бухгалтерском учете, поэтому их еще называют бухгалтерскими издержками. Однако фирма может ис­пользовать и собственные ресурсы. Неявные, или внутренние, издержки включают затраты ресурсов, принадлежащих собст­венно фирме. Неявные издержки с точки зрения собственника ресурсов равны денежным выплатам, которые он мог бы полу­чить, обеспечив своим ресурсам наиболее выгодное применение из всех возможных способов. Они связаны с упущенными возможностями наилучшего использования собственных ресурсов (например, использование капитала владельца, его земли, квартиры и др.).

В экономической теории принято изучать издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде.

В краткосрочном периоде выделяют:

Постоянные издержки (FC) — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или со­кращением объема деятельности.

Наряду с постоянными издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства.

Переменные издержки (VC) — это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату тру­да. Они обозначаются VC. В отличие от постоянных издержек, величина которых не за­висит от изменения производства, переменные издержки увеличи­ваются или уменьшаются пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации производства переменные издерж­ки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция.

Общие издержки (TC) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек.

На рис. 6.2 представлены кривые постоянных, переменных и общих издержек.

 

 

Рисунок 6.2 – Постоянные, переменные и общие издержки

Большое значение в экономической теории имеет анализ средних и предельных издержек.

Средние постоянные издержки обозначаются AFC они представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий: AFC = FC/Q, где Q — объем производства.

Средние переменные издержки AVC определяются путем деления переменных издержек на объем про­дукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия.

Средние общие издержки можно получить путем деления об­щих издержек на количество выпущенной продукции: АТС = TC/Q, или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних пере­менных издержек (AVC): АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q. Иногда средние общие издержки (АТС) обозначаются сокра­щенно как АС. Графически АТС могут быть получены путем сум­мирования кривых AFC и AVC.

Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется как разность между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Эта разница позволяет выбрать пра­вильную стратегию и тактику в деятельности фирмы.

Предельные издержки (МС) — это при­ращение совокупных издержек, вызванное бесконеч­но малым увеличением производства. Под предельными издерж­ками обычно понимают издержки, связанные с производством пос­ледней единицы продукции:

Из этой формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — про­изводная функция только от переменных издержек:

Когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: произ­водство каждой новой единицы продукции уменьшает средние из­держки;

когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: произ­водство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;

когда АС = min, то МС = АС.

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних пере­менных издержек и кривую совокупных издержек в точках их ми­нимального значение (см. рисунок 6.3).

Форма кривой предельных издержек является отражением и следствием действия закона убывающей отдачи. Взаимосвязь кривых краткосрочных издержек производства отражена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 6.3 - Кривые краткосрочных средних и предельных издержек производства

 

Долгосрочный период - период времени, достаточно продол­жительный для того, чтобы изменить объемы всех производства (постоянных и переменных).

Кривые издержек производства в долгосрочном пе­риоде показывают минимальные значения издержек для любого данного объема производства, когда все его факторы можно изменить. Поэтому график дол­госрочных средних издержек (LRAC) может быть представлен в виде соединенных частей графиков краткосрочных средних совокупных издержек разных по масш­табу производств — АС1, АС2,, АС3, АС4. Учитывая то, что возможности выбора раз­мера производства могут быть неограниченными, мы можем представить кривую долгосрочных средних издержек в виде кривой, плавно огибающей все допусти­мые кривые краткосрочных издержек (рис. 6.4).

 

 

Рис. 6.4. Кривая долгосрочных средних издержек

Форма кривой долгосрочных средних издержек отражает эффект масштаба производства.

Обусловленный действием эффекта масштаба уровень долгосрочных издер­жек оказывает непосредственное влияние на формирование эффективного размера предприятия, что, в свою очередь, обусловливает рыночную структуру отрасли (рис. 6.5).

 
 

 


Рис. 6.5.Рыночная структура отрасли




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.