Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности рынков несовершенной конкуренции




Характерные черты рынков несовершенной конкуренции

Тип рынка Особен- ности Монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Совершенная конкуренция
Число фирм на рынке Одна Несколько Много Очень много
Барьеры для вхождения в отрасль Значительные Значительные Незначительные Отсутствуют
Выпускаемая продукция Однородная или дифференцированная Однородная или дифференцированная Дифференцированная Однородная

Возникает вопрос: почему же при столь либеральных условиях конкуренция на рынках этого типа не является совершенной. Причина этому – дифференциация продукта. Поэтому финансовые ограничения для производства здесь не являются доминирующими.

Итак, рынки несовершенной конкуренции в большей степени отвечают существующим условиям рыночного хозяйства. Характерные черты рынков несовершенной конкуренции, отличающие их от рынка совершенной конкуренции, приведены в табл. 6.1.

 

 

Каждый из рынков несовершенной конкуренции обладает своими особенностями, присущими только этому типу рынка. Ho существуют и общие признаки, которые их объединяют:

1) понижение цены с ростом выпуска продукции фирмы, что соответствует падающей кривой спроса на продукцию фирмы;

2) предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR < Р) для любого объема выпуска продукции, исключая первую выпущенную единицу;

3) существование монопольной власти, т.е. возможности устанавливать цену единицы продукции выше предельных и средних издержек;

4) наличие ценовой дискриминации, т.е. возможности устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию для различных групп покупателей.

Рассмотрим более подробно указанные особенности рынков несовершенной конкуренции.

1. Нисходящая кривая спроса на продукцию фирмы объясняется возможностью фирмы получать дополнительный доход за счет увеличения объемов производства Q. В условиях перенасыщения рынка товарами дополнительная продукция может быть продана только при понижении ее цены. Поэтому кривая спроса d является нисходящей, спрос на продукцию фирмы не является абсолютно эластичным, т.е. при повышении цен Р спрос на товар падает, при уменьшении цен – увеличивается (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Спрос на продукцию фирмы в условиях несовершенной
конкуренции

Вспомним, что в условиях совершенной конкуренции удельный вес фирмы в общем объеме рыночного предложения ничтожно мал, выпускаемая продукция однородна, и фирма не имеет возможности влиять на рыночную цену товара. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, т.е. рыночная цена не меняется с увеличением или уменьшением объема производства отдельной фирмы (рис. 6.1).

Наклон кривой спроса на продукцию фирмы (эластичность спроса) зависит от числа фирм на рынке, уникальности или степени дифференциации продукции. Наибольший вертикальный наклон кривой спроса характерен для чистой монополии, немного меньший наклон – для олигополии, еще меньший – для монополистической конкуренции, тогда как для совершенной конкуренции характерно отсутствие наклона кривой спроса на продукцию фирмы.


2. Предельный доход становится меньше цены единицы продукции (MR < Р) для любого объема выпуска продукции, исключая первую выпущенную единицу. Известно, что в условиях несовершенной конкуренции кривая спроса имеет отрицательный наклон. В этом случае с ростом объемов производства предельный доход, т.е. доход, получаемый фирмой за каждую дополнительную единицу товара, будет уменьшаться быстрее, чем уменьшается его цена с ростом объемов производства (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Ускоренное падение предельного дохода фирмы по сравнению со снижением цены единицы продукции при росте объемов производства

Дальнейшее снижение цены приведет к возможности продавать большее количество продукции, но предельный доход при этом будет неуклонно снижаться, поскольку фирма снижает цену не только на дополнительно выпущенную единицу товара, но и на весь объем продаж. Поэтому прирост дохода, обусловленный выпуском дополнительной единицы продукции MR, окажется ниже цены этой единицы на величину снижения цен предыдущих единиц товара (Р > MR).

Сравним динамику изменения цены и предельного дохода на конкретном примере. Предположим, что соотношение цены и спроса на продукцию фирмы выглядит следующим образом (табл. 6.2).

Таблица 6.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.