Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистая монополия




Пример изменения цены и предельного дохода

Цена, (Р) Объем производства (Q), соответствующий спросу Общий доход TR = P Q Предельный доход MR = TR / Q
     
      = 19
      = 17
      = 15

Итак, любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, сталкивается с ситуацией, когда предельный доход меньше цены единицы продукции при любом объеме выпуска, не считая первой выпущенной единицы товара.

3. Монопольная власть характеризует ситуацию, когда фирма имеет возможность влиять на цену товара, завышая ее. При этом цена устанавливается выше средних издержек, что позволяет фирме получать экономическую прибыль. На рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени может обладать монопольной властью. Но более всего монопольная власть проявляется при чистой монополии.

Возможность поднимать цену зависит от числа фирм на рынке и возможности проникновения на рынок новых конкурентов, а также от эластичности спроса на товар.

Если число продавцов на рынке минимально, то продавец имеет возможность увеличивать цену и при этом не потерять всех своих покупателей. При неэластичном спросе на товар потребитель вынужден покупать товар и при повышенной цене (это относится к товарам первой необходимости). Монополист учитывает безвыходную ситуацию, в которой оказывается такой потребитель, и нередко поднимает ценовую планку.

Различные рынки обладают разной степенью давления монопольной власти. Существует несколько показателей монопольной власти. Наиболее распространенными являются индекс Лернера () и индекс Херфиндаля – Хиршмана ().

А.П. Лернер предложил показатель монопольной власти, который рассчитывается по формуле:

,

где Р — цена; МС — предельные издержки; Е — ценовая эластичность спроса на продукцию.

Очевидно, что на рынке совершенной конкуренции, где цена равна предельным издержкам (Р = МС), IL = 0 – фирма не обладает монопольной властью. На рынках несовершенной конкуренции фирма устанавливает цену, превышающую предельные издержки . Превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у фирмы монопольной власти, и чем больше положительное значение индекса Лернера, чем больше разрыв между ценой единицы продукции и предельными издержками на ее производство, тем большей монопольной властью обладает фирма на рынке.

Необходимо отметить, что использование индекса Лернера в этом качестве связано с рядом проблем. И в первую очередь в каждом конкретном случае следует учесть различную природу таких величин как бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыли и особенности их формирования в разных отраслях (например, рискованность отрасли, долю собственных ресурсов и т.д.).

Индекс Херфиндаля – Хиршмана указывает на зависимость монопольной власти от степени концентрации рынка. Чем большую долю рынка занимает фирма, тем выше ее власть над ним. Исходя из этого все фирмы, функционирующие на рынке, ранжируются по удельному весу на рынке в процентах по нисходящей линии. Индекс Херфиндаля – Хиршмана имеет следующий вид:

,

где + +...+– квадраты процентных долей фирм на рынке.

Этот индекс широко используется на Западе для оценки монопольной власти на рынке. Максимальная величина индекса будет составлять 10000 для чистой монополии. Для рынка с сильной конкуренцией, где, например, функционируют 100 одинаковых фирм, занимающих по одному проценту рынка, этот индекс будет равен 1. В США немонополизированными считаются отрасли, где IHH составляет менее 1000, умеренно монополизированными считаются отрасли с IHH от 1000 до 1800, высокомонополизированным является рынок, где этот индекс превышает 1800.

4. Ценовая дискриминация (от лат. discriminatio – различие) – это возможность установления различных цен на одну и ту же продукцию для различных групп покупателей при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Ценовые различия, которые возникают на основе конкурентной борьбы разных фирм на рынке продукта, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита, дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель подвергается ценовой дискриминации.

Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации.

1. Возможность контролировать цены продавцом. Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовой дискриминации обычно ведется в контексте монопольной структуры рынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.

2. У покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле. Это условие полностью выполнимо только на рынке чистой монополии. Во всех остальных случаях все зависит от конкретных условий сделки. Необходимо отметить, что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда на базаре может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.

3. Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, – все это дело дорогое и не всегда оправданное.

4. Исключается практика перепродажи купленной продукции покупателем, приобретающим товар по более низкой цене, чем остальные. При перепродаже товара одним из покупателей продавец теряет часть рынка сбыта продукции. Поэтому предоставление кому-либо из покупателей льгот осуществляется при гарантиях того, что «счастливчик» не станет перепродавать купленную продукцию. Исходя из подобных соображений, ценовой дискриминации подвержена, прежде всего, сфера услуг (медицина, телефонные услуги, парикмахерские услуги, железнодорожные перевозки в разное время года и т.д.).

В экономической теории выделяют три степени ценовой дискриминации, проводимой на несовершенном рынке.

Ценовая дискриминация первой степени, или совершенная дискриминация, проявляется в том, что на каждую единицу произведенного товара производителем устанавливается своя цена. Это максимальная цена, которую может и готов заплатить покупатель. Такую ценовую политику можно проводить, например, в условиях индивидуального производства, когда изготовление и реализация товара осуществляется по заказам конкретных потребителей.

Ценовая дискриминации второй степени заключается в том, что производимая фирмой продукция или оказываемые ею услуги делятся на группы, на которые устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации осуществляется в виде скидок и надбавок на цены товаров и услуг. Например, разные тарифы на оплату электроэнергии, газа, воды, телефонных услуг; оплата проезда в метрополитене для студентов и школьников и т.д. Ценовая дискриминация такого рода применима в отраслях с массовым производством, когда нет возможности выделить индивидуальную товарную единицу.

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает разделение самих покупателей на отдельные группы или рынки, где устанавливается своя цена реализации. Типичным примером дискриминации в данном случае является предоставление частных услуг врачами, учителями и другими. Кроме того, такой вид дискриминации наблюдается, когда рынки разделены барьерами (географическими или тарифными). При проведении данной ценовой политики особенно важно, чтобы исключалось свободное перемещение купленных товаров или услуг между рынками, и спрос на каждом из них не зависел от цен, устанавливаемых на другом рынке.

 

 

Из всех рынков несовершенной конкуренции (монополии, олигополии и монополистической конкуренции) наиболее яркой противоположностью совершенной конкуренции является монополия. При чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия отрасль и фирма совпадают.

Напомним, что монополия (чистая монополия) – ситуация на рынке, при которой имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены.

Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. Кроме того, деятельность монополиста может быть защищена от конкурентов патентом на изобретение, ноу-хау и т.п. В реальной экономике развитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершенная конкуренция: всегда есть опасность потенциальной конкуренции или конкуренции иностранных производителей.

Примером монополии могут служить отрасли естественной монополии – такие отрасли, где конкуренция вредна, ибо действие положительного эффекта масштаба настолько сильно, что наличие нескольких конкурирующих между собой фирм приведет не к увеличению эффективности отрасли, а к ее потере.

Экономисты выделяют шесть видов монополизма.

¨ Первый вид монополизма описан еще В.И. Лениным. Это монополизм, появившийся в результате конкуренции, основан на концентрации и централизации производства и капитала. В этом случае монополистом становится самый сильный, самый эффективный производитель, сумевший выиграть конкурентную борьбу и вытеснить соперников с рынка. Но парадокс заключается в том, что самый эффективный производитель в отрасли, став монополистом, утрачивает стимулы конкурентной борьбы и тем самым вызывает тенденцию к замедлению НТП и общему экономическому застою. Монополизированная отрасль развивается медленнее, чем при конкуренции.

¨ Второй вид монополизма представляют технологические олигополии и монополии. Этот вид монополии обусловлен спецификой технологии. Примерами могут служить электроэнергетика, металлургия, железнодорожный транспорт, т.е. те отрасли, где сама технология требует существования крупных предприятий, контролирующих большие объемы материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Технологические монополии можно назвать естественными, поскольку существование большого количества мелких предприятий в таких отраслях не увеличивало бы, а уменьшало экономическую эффективность отрасли.

¨ Третий вид монополизма – монополизм, обусловленный диверсификацией продукции. Так, если фирма обладает своей торговой маркой, делает скидку для постоянных клиентов, то тем самым в конкурентную среду вносятся монополистические мотивы. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение. Добиться монополии по дифференцированному продукту возможно не только крупной, но и совсем небольшой фирме.

¨ Четвертый вид монополизма основан на лидерстве в научно-технических разработках. Монополия в данном случае является не тормозом научно-технического прогресса, а, наоборот, его ускорителем. Такой монополизм носит временный характер и исчезает по мере освоения фирмами-конкурентами новых технологий. Защитой монополии в этом случае являются патенты на изобретения и лицензии на их использование. Встает вопрос: зачем ограничивать конкуренцию патентованием изобретений и создавать барьеры для быстрого освоения конкурентами новой технологии? Подобная практика имеет смысл в связи с тем, что изобретатель должен получить достаточно прибыли для возмещения средств, истраченных на изобретение, и иметь стимул для дальнейшего творчества.

¨ Пятый вид монополизма – естественные государственные монополии и монопсонии. К этому виду монополии, прежде всего, относится монополия государства на выпуск денег, покупку военной техники или товаров стратегического назначения, т.е. товаров, выпуском или покупкой которых занимается только государство, и это рассматривается как выполнение государством своих функций.

¨ Шестой вид монополизма – монополизм административно-командной экономики. Если в рыночной экономике монополистом становится самый сильный производитель, то при административно-командной системе предприятия изначально являются государственными монополиями, никогда не испытывающими конкурентной борьбы, следовательно, им нет необходимости доказывать свое лидерство. При этом лишь незначительную часть монополий можно назвать естественной, адекватной потребностям общества. В подавляющем виде монополизм этой группы представляет собой сугубо негативное явление. Монополизм административно-командной экономики становится тотальным, для него характерен высокий уровень централизации производства. Представляющие его предприятия не связаны с рынком, поэтому такой вид монополизма тормозит НТП, не способствует улучшению качества продукции.

Перейдем к рассмотрению максимизации прибыли монополиста в коротком периоде.

Монополист должен определить линию своего поведения. Он единственный продавец на рынке, обладающий настолько большими объемами производства, что в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос. В этих условиях фирма становится ценоискателем, т.е. может не только определять объемы производства, но и назначать цену, соответствующую получению наибольшей прибыли.

В разделе, посвященном равновесию конкурентной фирмы, было получено условие равновесия (максимума прибыли) для любой фирмы, в том числе и монополии. Оно заключается в равенстве предельного дохода и предельных издержек . Отличие равновесия монополии от равновесия конкурентной фирмы заключается в том, что предельная выручка монополии зависит от объема выпуска, а не равна рыночной цене продукта, как на совершенном рынке. Поэтому монополист, стремясь получить максимум прибыли, выпускает такой объем продукции, при котором равенство предельного дохода и предельных издержек достигается при более высокой цене по сравнению с совершенной конкуренцией (). При этом монополист всегда стремится к получению экономической прибыли, не доступной для рынка совершенной конкуренции. Следовательно, рыночная цена продукта должна превышать издержки на производство этой единицы продукции (), что свидетельствует о возможности получения фирмой экономической прибыли. Таким образом, развернутая формула равновесия в условиях монополии выглядит так:

.

На рис. 6.11 а приведен случай, когда в состоянии равновесия монополист имеет положительную прибыль. Известно, что прибыль фирмы положительна, если общие затраты ТС меньше общей выручки TR. Максимум прибыли достигается, когда касательные к кривым выручки и издержек параллельны. Равновесный объем выпуска обозначен через Qe, величина прибыли равна отрезку АВ.

На рис. 6.11 б равенство предельной выручки и предельных затрат представлено точкой Е, которой соответствует выпуск монополистом Qe единиц продукции. В свою очередь объему выпуска Qe соответствует точка K на кривой спроса d и цена спроса Pe, а средние издержки при этом выпуске обозначены через Р0. Максимальная прибыль равна площади прямоугольника PeКCР0.

Рис. 6.11. Равновесие монополии в случае положительной прибыли

Достижение такого равновесия предпочтительно для любой фирмы, будь то чистая монополия, олигополия или монополистический конкурент. Однако долгосрочное получение экономической прибыли наиболее вероятно только монополисту, так как у него конкурентов. При наличии конкуренции на рынке некоторого товара экономическая прибыль в долгосрочном периоде сокращается и, возможно, даже исчезает.

Рассмотрим случай, когда в состоянии равновесия монополист несет убытки. На рис. 6.12 а кривая общих издержек расположена выше кривой общей выручки, и они не пересекаются. Минимальные убытки достигаются при равновесном выпуске Qe, когда касательные к кривым выручки и издержек параллельны. Их величина равна длине отрезка АВ. Если на рынке цена спроса установилась меньше величины средних издержек, то фирма будет нести убытки, и они равны площади прямоугольника Р0FKPe (рис. 6.12 б).

 

Рис. 6.12. Минимизация убытков монополией

Наличие монополий как положительно, так и отрицательно сказывается на развитии экономики в стране.

Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к использованию современных технологий и улучшению качества продукта, поэтому монополизированная отрасль развивается медленнее, чем конкурентная. Обладая монопольной властью, фирма имеет возможности препятствовать вхождению новых производителей на рынок, используя рычаги нечестной конкуренции. Если фирма пользуется монопольной властью на рынке, устанавливает высокие цены на продукцию и сокращает выпуск, то тормозится развитие смежных отраслей и, в конечном счете, экономики в целом.

С другой стороны, деятельность монополий может и способствовать эффективному развитию экономики. В современном мире все большее значение приобретают наукоемкие и капиталоемкие отрасли. Во многом от их развития зависит дальнейшее процветание страны. А крупные фирмы имеют большие возможности осуществлять различные научные разработки, тем самым ускорять развитие отрасли.

Кроме того, с ростом объема производства вступает в действие положительный эффект масштаба предприятия, ведущий к сокращению средних издержек производства по мере роста его объемов. Следовательно, в отраслях с длительным действием положительного эффекта масштаба объем производства в условиях несовершенной конкуренции становится выше объема производства совершенно конкурентного рынка, а средние издержки – ниже.

На мировую арену способны выйти только достаточно крупные фирмы, которые могут предложить рынку большие партии товара, способны потратить крупные суммы для расширения рынков сбыта. При экспорте национальных ресурсов (нефти, газа, угля, руды и т.д.) отсутствие внутренней конкуренции позволяет продавать меньшее количество ресурсов по более высокой цене. Это в большей мере отвечает общенациональным интересам, чем продажа большего количества национальных ресурсов по низким ценам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.