Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством




Местное самоуправление имеет особый субъект управления.

Местное самоуправление как форма народовластия

В соответствие с Конституцией РФ (ст.З) носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть:

- непосредственно

- через органы государственной власти

- органы местного самоуправления.

Основные черты местного самоуправления в системе народовластия:

Субъектом местного самоуправления является население, проживающее на территории соответствующего муниципального образования и реализующее свое право осуществлять местное самоуправление.

Муниципальное образование, в соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

 

С одной стороны местное самоуправление выступает как государственный институт, а с другой как общественный. Это говорит о двойственном характере местного самоуправления. В качестве основных признаков местного самоуправления, как государственного института, необходимо выделить следующие:

- право принятия (издания) правовых актов, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования органами, организациями и гражданами. Отличие этих актов от актов органов государственной власти состоит только в локальности территории, в пределах которой эти акты действуют, но в этом отношении есть прямая аналогия с актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, действие которых распространяется также только на часть территории Российской Федерации;

- законодательно установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов органов местного самоуправления;

- право установления местных налогов и сборов;

- право создавать муниципальные органы охраны общественного порядка - органы в системе местного самоуправления, имеющие законодательно установленные полномочия использовать принуждение к исполнению, законов и актов местного самоуправления.

С другой стороны, местное самоуправление как одна из форм самоорганизации граждан имеет признаки общественного института:

- структура органов местного самоуправления и разделение полномочий между органами определяются населением самостоятельно, а не устанавливаются законодательством;

- вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления, могут решаться местными референдумами и сходами граждан, причем в отдельных случаях представительные органы местного самоуправления могут вообще не образовываться, а их полномочия осуществляться сходами.

- население муниципальных образований имеет право на правотворческую инициативу,

- одной из форм участия в осуществлении местного самоуправления населением является TOC - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения;

- населению предоставлено право участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации и законодательству. Указанный двойственный характер местного самоуправления вызван его природой. Местное самоуправление как наиболее приближенная к населению власть возникает из необходимости регулировать отношения на локальной территории, обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения. В деятельности местного самоуправления особо следует отметить соотношение властного и хозяйственного начал.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 124) устанавливает право муниципальных образований вступать в отношения, регулируемые гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако, участвуя в гражданских правоотношениях в качестве субъектов гражданского права, они применяют нормы, предназначенные для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления (ст. 12 Конституции РФ).- Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и т.п.)

Органы местного самоуправления (Конституция Российской Федерации ст. 32) могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль их реализации.

Досрочное прекращение полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти возможно в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Местное самоуправление- это не "государство в государстве", но оно не может быть отнесено к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление - не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и государственная власть - формы публичной власти, власти народа.

 

3. Местное самоуправление имеет особый объект управления –это вопросы местного значения.

Вопросы местного значения в соответствии со ст. 2 Федерального закона 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В отличие от Закона 1995 г., который устанавливает единый перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований, новый Закон о местном самоуправлении в третьей главе предусматривает необходимость решения различных вопросов в зависимости от муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.