Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации и функционирования местного самоуправления




Контрольные вопросы

Местное самоуправление как основа конституционного строя и право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения.

Управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осуществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, получать необходимую информацию. Данная особенность муниципальной деятельности предполагает, что органы и должностные лица обязаны представлять и защищать интересы населения муниципального образования, взаимодействуя с государством, обществом и иными органами, учреждениями и организациями.

 

Местное самоуправление - основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали), определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Местное самоуправление рассматривается Конституцией как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 Основного закона устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Это означает, что без полноценного местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством, а ущемление его прав, ограничение прерогатив должны рассматриваться как посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации.

Согласно статье 3 Конституции РФ, местное самоуправление является одной из конституционных форм существования народовластия. Часть вторая этой статьи устанавливает, что "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Характеристика органов местного самоуправления как части механизма народовластия определяет их природу, способы формирования, объем полномочий и ответственность перед населением.

Конституция Российской Федерации содержит особую главу о местном самоуправлении (гл. 8), в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления. Из Конституции также следует, что Федерация отдельным законом устанавливает общие принципы местного самоуправления. Сегодня таким законом является Федеральный закон 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, местное самоуправление имеет серьезные конституционные основы, где шовным условием его становления и развития в настоящее время является установление правовых, организационных и финансовых гарантий местного самоуправления федеральным законодательством.

В Российской Федерации местное самоуправление осуществляется повсеместно на всей территории России.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление обеспечивает самостоятельность решения населением вопросов местного значения, владения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. А органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами собственности - муниципальную собственность.

Признавая за населением право на самоуправление, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права.

Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления.

Федеральный Закон 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления" содержит статью третью "Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления", которая гласит:

-Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

-Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечения, обороны страны и безопасности государства.

 

1. Когда в России был введен в оборот термин "местное самоуправление"?

2. Какие существенные признаки, свойственные местному самоуправлению выделяет Л. Велихов в своей книге "Основы городского хозяйства"?

3. Какое определение местного самоуправления содержится в Европейской Хартии местного самоуправления?

4. Роль Европейской Хартии местного самоуправления в развитии местного самоуправления?

5. Как изменилось понятие местного самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"?

6. Почему местное самоуправление имеет особый субъект управления?

7. Охарактеризуйте местного самоуправления как форму народовластия.

8.Докажите, что местное самоуправление является основой конституционного строя.

 

 

Тема 2. Принципы местного самоуправления

 

План

 

1. Принципы организации и функционирования местного самоуправления.

2.Соотношение понятий "местное самоуправление" и "муниципальное управление".

Местное самоуправление является важнейшим механизмом управления государством. Оно дает возможность оптимально сочетать интересы и права человека, интересы региональные и государственные.

На современном этапе развития местного самоуправления, его построение и функционирование должно основываться на принципах, отражающих требования объективных закономерностей и тенденций развития власти.

Принципы местного самоуправления являются:

- теоретической основой муниципального строительства;

- отражают сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

- выступают в качестве критериев оценки действующей системы местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран членов Совета Европы. В рамках Совета Европы, получил признание принцип субсидиарности - общий принцип институциональной организации власти и управления. Основная его идея заключается в том, что политическая власть должна вмешиваться в управление только в тех пределах, в которых общество и составляющие его группы не в состоянии самостоятельно (на местах) удовлетворить различные потребности.

Конституция РФ, Федеральный Закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации "Местного самоуправления в РФ " закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

1.Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип в муниципальной деятельности обусловлен тем, что Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного

самоуправления. Права и свободы гражданина, а первую очередь реализуются на местном уровне, там, где он живет. Поэтому их реализация во многом зависит от органов местного самоуправления, вся деятельность которых должна строиться в соответствии с данным принципом в интересах граждан, быть открытой для населения.

В соответствии с Конституцией РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В развитие этого положения законодательство о местном самоуправлении закрепляет, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их обнародования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.