Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-производственные структуры




2.1. Организация управления портами на уровне отрасли

 

Управление морскими торговыми портами начинается с уровня Министерства транспорта Российской Федерации, в котором можно выделить два уровня управления: центральный аппарат в составе департаментов, управлений и отдельных отделов, которые осуществляют общетранспортные (сходные для разных видов транспорта) функции и задачи управления (транспортная политика, контроль за финансовой деятельностью, коммерческая политика, кадровая политика, безопасность на транспорте, инновационная политика, внешнеэкономическая деятельность транспорта и т.п.); федеральные агентства по видам транспорта: морского и речного флота (единое агентство), путей сообщения (железнодорожный транспорт), гражданской авиации, автомобильного транспорта, которые реализуют указанные выше функции и задачи применительно к соответствующему виду транспорта.

На федеральное агентство морского и речного флота замыкаются Федеральные государственные унитарные предприятия, расположенные в Москве: «Росморпорт», осуществляющее государственное присутствие и государственную коммерческую деятельность в морских портах, и «Мортехинформреклама» (агентство по печати), а также предприятия морского транспорта, расположенные в морских бассейнах: судоходные компании, морские торговые порты, судоремонтные заводы, филиалы ФГУП «Росморпорт», администрации морских портов (государственная структура в морском торговом порту), стивидорные компании, компании производственной инфраструктуры (агентские, брокерские, сюрвейерские, супервайзерские, транспортно-экспедиторские, снабженческие).

 

2.2. Организационно-производственная структура морского порта

 

Подавляющая доля российских морских торговых портов имеют организационно-правовую форму в виде акционерных обществ (большинство – открытые акционерные общества). Соответственно в порту тогда можно выделить два уровня: акционерное общество и производственное предприятие (непосредственно торговый порт). Структура акционерного общества представлена на рис. 4.

Рис. 2.1. Организационная структура порта как акционерного общества.

 

Следует иметь в виду, что акционером порта может быть любой гражданин России, совершенно не разбирающийся в портовой деятельности. Его единственной целью пребывания в акционерном обществе является получение прибыли. Поэтому собрание акционеров в основном решает вопросы распределения прибыли (для выдачи акционерам – дивиденды, на развитие производства, для создания резервных фондов и т.п.). Как правило, чисто производственные вопросы их мало интересуют (вернее интересуют только в части получения прибыли).

Надстройка в виде акционерного общества может иметь специфические структурные подразделения (отдел по работе с ценными бумагами, отдел по оперированию на рынке ценных бумаг, торговый дом и др.), которые условно включают в структуру порта. Однако нужно понимать, что эти подразделения не имеют отношения к производственной деятельности порта и в дальнейшем изложении содержания дисциплины о них не упоминается.

Непосредственно предприятие морской торговый порт (его организационно-производственную структуру) можно разделить на два уровня: управление порта и производственный уровень. Общая схема организационно-производственной структуры морского торгового порта приведена на рис.5.

Рис. 2.2. Организационная структура порта

как производственного предприятия.

 

На рис. 2.2. использованы следующие сокращения: ИВЦ – информационно-вычислительный центр; ТБ – техника безопасности; МТС – материально-техническое снабжение; ВОХР – военизированная охрана; УКК – учебно-курсовой комбинат; ППК – производственный перегрузочный комплекс; СК – стивидорная компания.

Следует отметить, что в настоящее время не существует регламентированной организационно-производственной структуры морского торгового порта. Структура, приведенная на рис. 5 носит обобщенный характер для крупного (внекатегорийного) порта. Тем не менее, организационно-производственная структура порта остается сформированной по функциональному признаку. Названия подразделений сохранены, исходя из их функционального назначения.

В организационно-производственной структуре порта можно выделить условные (неформальные) службы, в состав каждой из которых входят как подразделения управления, так и производственные подразделения:

эксплуатационная (возглавляется заместителем генерального директора по эксплуатации или по производству). В состав входят подразделения управления (главная диспетчерская (или производственная дирекция), коммерческая дирекция) и производственные подразделения (производственные перегрузочные комплексы (или стивидорные компании), портовый флот, морской вокзал, бункеровочная нефтебаза, участок водозабора;

механизации и технологии (возглавляет заместитель генерального директора по механизации и технологии). В состав входят подразделения управления (отдел механизации и отдел главного технолога) и производственные подразделения (комплексы крановой механизации, комплексы малой механизации (гаражи авто- и электро- погрузчиков на правах комплексов механизации), комплексы специальных машин (специальные погрузчики), комплексы технологического обеспечения;

технической эксплуатации и развития порта (возглавляет главный инженер или технический директор). В состав входят подразделения управления (отдел гидротехнических и инженерных сооружений, отдел главного энергетика, отдел материально-технического снабжения – МТС) и производственные подразделения (склады МТС, котельно-тепловое хозяйство, энергетическое хозяйство, мастерские различного типа, ремонтно-строительный участок, участок связи, автобаза, участок разделки металлолома);

кадров и безопасности (возглавляется заместителем генерального директора по кадрам/и трудоустройству/и безопасности/и социальной работе[1]). В состав входят подразделения управления (отдел кадров, отдел социальной работы, служба безопасности) и производственные подразделения (ВОХР, учебно-курсовой комбинат, комплекс социально-бытового обеспечения, общежития, ЖКХ, детские и спортивно-оздоровительные учреждения и др.).

экономики (возглавляет главный экономист порта). В состав входят подразделения управления (дирекция по стратегическому развития, дирекция по маркетингу, дирекция по планированию, валютно-финансовый отдел;

информационных технологий (информационно-вычислительный центр – возглавляет директор ИВЦ). В состав входят подразделения управления (отделы и сектора: постановки задач, разработки программного обеспечения, сопровождения задач, технического обслуживания электронно-вычислительной техники) и производственные подразделения (филиалы ИВЦ, удаленные терминальные устройства).

охраны труда (возглавляет помощник по технике безопасности). В состав входит кабинет охраны труда.

Кроме условных служб в структуру управления порта входят самостоятельные отделы: первый отдел (охрана секретных сведений), второй отдел (отдел по ликвидации чрезвычайных ситуаций), юридический отдел, канцелярия, секретариат, административно-хозяйственный отдел.

Функции подразделений здесь не раскрываются, исходя из того, что предварительное ознакомление с организационно-производственной структурой порта студенты должны были получить в дисциплине «Технология и организация перегрузочных процессов» («Технология и организация транспортного процесса»).

В целом структура остается линейно-функциональной. В структуре, приведенной на рис. 5 показаны только линейные (административные) связи. Функциональные связи следует предусмотреть (учесть), исходя из известных функций подразделений. Так, например, бухгалтерия имеет функциональные связи со всеми подразделениями управления и производственного уровня; ИВЦ также функционально связан практически со всеми подразделениями; производственные перегрузочные комплексы (ППК) имеют функциональные связи со многими подразделениями управления и подразделениями производственного уровня (более подробно будет рассмотрено далее) и т.п.

В приведенной структуре следует выделить подразделения основной производственной деятельности: ППК (или стивидорные компании – СК), подразделения портового флота, бункеровочная нефтебаза, морской вокзал. Среди выделенных подразделений основной производственной деятельности главным (как по сумме получаемых доходов, так и по обеспечению выполнения основной функции порта) является ППК.

Следует помнить, что ППК является структурным подразделением порта (т.е. связано с управлением порта как административно, так и функционально), а СК является самостоятельным предприятием, и связана с управлением порта только функционально.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.