КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы
Управление финансами
Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели - сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан. Система управления финансами состоит из взаимодействующих блоков: финансовое планирование, прогнозирование и программирование; · финансовое регулирование; · финансовый контроль; · комплекс правового обеспечения финансовой деятельности; · система методов мобилизации финансовых ресурсов. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, а в качестве субъектов управления – специальные службы, называемые финансовым аппаратом. Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. Это управление регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного и т.д. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; бездефицитного государственного бюджета; устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.
В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение. Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует контроль исполнения планов, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения целей посредством использования специальных организационных моделей. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией. Управление финансовой системой страны каждый в сфере своих полномочий осуществляют соответствующие органы. Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит: · рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении; · рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах; · установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат: · Министерство финансов России; · Федеральное казначейство; · Дирекции внебюджетных фондов; · Территориальные финансовые органы; · Государственная налоговая служба; · Государственный таможенный комитет; · финансовые департаменты и отделы соответствующих министерств и агентств. · финансовые службы и финансовые отделы предприятий. Министерство финансов России (и его органы на местах) организует и обеспечивает:
· разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики; · составление проекта и исполнение федерального бюджета; · разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг; · осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов; · осуществляет контроль за бюджетными учреждениями; · разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране; · финансирует сферы деятельности. Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих задач: · бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета); · отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т.д.; · департамент иностранных кредитов и внешнего долга; · департамент налоговых реформ; · департамент страхового надзора; · департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; · Главное управление федерального казначейства (отвечает за кассовое исполнение бюджета). Система Федерального казначейства во главе с Главным управлением федерального казначейства была создана в 1993 году. Основные задачи органов Казначейства: · организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета по доходам и расходам; · управление доходами и расходами федерального бюджета на открываемых в банках счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы; · регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами; · сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органом государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях; · краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов; · разработка методических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
· организует исполнение федерального бюджета РФ и государственных федеральных внебюджетных фондов; · руководит работой территориальных органов федерального казначейства; доводит до территориальных органов размеры ассигнований из федерального бюджета; · ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов; · организует распределение доходов между бюджетами различных уровней, передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам; · осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств централизованных финансовых ресурсов и др.; · осуществляет контроль за использованием средств бюджетополучателями, за уполномоченными банками. Территориальные органы казначейской системы осуществляют на своих территориях аналогичные функции в пределах их компетенции. С целью осуществления контроля за бюджетополучателями развивается система открытия лицевых счетов бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, в отделениях федерального казначейства. Обычная схема перечисления денег:
Территориальные финансовые органы: Минфины республик, областные, окружные, краевые финансовые управления (финансовые департаменты), районные, городские финансовые департаменты (управления). Они имеют свой счет в уполномоченном банке, куда поступают территориальные налоги, средства из федерального бюджета в порядке помощи. В процессе исполнения бюджета в соответствии с планом денежные средства переводятся на счета бюджетополучателей. Основные функции территориальных финансовых органов: · составление проекта территориального бюджета, а после его принятия непосредственное его исполнение. · разработка проектов территориального финансового законодательства,
· управление территориальным государственным и муниципальным долгом, · контроль за использованием средств территориального бюджета. Дирекции внебюджетных фондов осуществляют управление государственными федеральными внебюджетными фондами. В сфере страхования основными хозяйствующими субъектами являются страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. Для контроля за их деятельностью существует Департамент страхового надзора (в составе Минфина РФ). Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции. За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах - таможенные посты, таможни. Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления. Управление финансами отраслей народного хозяйства производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и агентств. Они формируют и распределяют отраслевые финансовые фонды, управляют финансами отрасли. Финансовые управления министерств и агентств осуществляют распределение бюджетных ассигнований по подведомственным организациям. Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые службы и финансовые отделы предприятий. Они осуществляют: · анализ финансового положения предприятия, поиск путей роста рентабельности, восполнение недостатка оборотных средств, исследование резервов роста прибыли, повышение ликвидности и т.д; · финансовое планирование; · организацию финансирования деятельности (работа с учредителями по получению дополнительных взносов, эмиссия ценных бумаг, работа по получению и погашению банковских кредитов); · разработку предложений по размещению временно свободных финансовых ресурсов; · финансовый контроль; · разработку внутрифирменных нормативных документов по премированию работников и внутрифирменному распределению финансовых ресурсов. На крупных предприятиях появляются финансовые дирекции. Они объединяют все экономические службы предприятия: бухгалтерию, отдел по труду и зарплате, несколько специализированных финансовых отделов. Свою специфику работы имеют финансовые органы некоммерческих бюджетных организаций. Большинство низовых бюджетных организаций не имеют собственных финансовых органов и управление их финансами осуществляется отраслевыми региональными органами. Смету большинства поликлиник, больниц, школ, библиотек, детских дошкольных и других учреждений составляет отраслевая организация территориальной исполнительной власти. Распорядителем этих средств является руководство организации, но определяет величину суммы и осуществляет контроль за использованием выделенных средств соответствующие департаменты, например, Департамент здравоохранения, Департамент образования и т.д. В организациях, выделенных на самостоятельные балансы и имеющих свой счет в банке, то есть обладающих основными признаками юридического лица, создается бухгалтерия, которая составляет сметы, осуществляет управление внебюджетными финансовыми ресурсами. Но это не отменяет управление бюджетными средствами и контроль за их использованием со стороны территориальных органов исполнительной власти.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |