Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые ресурсы предприятия, их структура

Управление рисками

Процесс управления риском – это систематическая работа по анализу рисков, выработки и принятию соответствующих мер для его минимизации.

Этот процесс можно разбить на 5 этапов:

1. выявление риска

2. оценка риска

3. выбор приемов управления риском. На практике используют 4 основные приемы управления рисками:

· избежание риска

· снижение риска

· передача риска

· принятие риска – 1. нельзя рисковать средствами, которые больше собственного капитала 2. не стоит рисковать большим ради меньшего 3. рисковое событие стоит осуществить, если после его проведения увеличивается рентабельность активов 4. нужно думать о последствиях риска

4. реализация выбранных приемов

5. оценка результатов и контроль

 

 

Тема: «Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности»

1. Финансовые ресурсы предприятия, их структура.

2. Понятие капитала и стадии его кругооборота.

3. Собственный капитал предприятия: экономическая сущность и порядок формирования, стоимость.

4. Назначение, состав и стоимость заемного капитала предприятия

5. Оценка рациональности структуры капитала

6. Цена капитала и цена фирмы

 

В процессе своей деятельности любой предприниматель решает две основные задачи:

1. Ресурсная, то есть каждый руководитель должен обеспечить хозяйственную деятельность организации необходимыми финансовыми ресурсами

2. Организационная, то есть каждый руководитель должен обеспечить такую организацию хозяйственной деятельности фирмы, при которой достигалась бы максимальная эффективность использования вложенных финансовых ресурсов.

Финансовое обеспечение предпринимательства – деятельность, направленная на мобилизацию и обеспечение постоянного наличия в полном объеме фондов денежных средств или финансовых ресурсов.

При решении задач финансового обеспечения каждый менеджер выходит на финансовый рынок. Это связано с тем, что каждое предприятие осуществляет свою деятельность независимо от другого и сформировать ресурсы можно только на основе обмена.

Каждое предприятие в процессе своей деятельности периодически выступает в качестве продавца и покупателя финансовых ресурсов.

Формы финансового обеспечения – соответствующие источники финансовых ресурсов, то есть собственные и привлеченные финансовые ресурсы.

Метод финансового обеспечения предпринимательства – те способы и приемы, при помощи которых формируются финансовые ресурсы.

 

Финансовые ресурсы – денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия, то есть совокупность всех денежных доходов.

По происхождению финансовые ресурсы бывают:

1. Собственные

2. Привлеченные

По стадиям движения различают:

1. Фонды

2. Капитал

Структура финансовых ресурсов – совокупность взаимосвязанных элементов финансовых ресурсов, которая выражается через удельный вес.

При формировании финансовых ресурсов важно обеспечить такую структуру, при которой, с одной стороны, достигалось бы полное обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами, с другой – обеспечивалось бы высоко стабильное использование этих ресурсов – все это критерии обеспеченности фирмы ресурсами. Если эти критерии выполняются, то структура финансовых ресурсов – рациональна.

Управление финансовыми ресурсами и капиталом предприятия должно быть стратегическим, направленным на укрепление собственной базы предприятия.

Нормальным считается соотношение собственных и заемных источников как 60: 40.

-2- Понятие капитала и стадии его кругооборота.

Деятельность любого предприятия зависит от множества факторов в т. ч. и материального характера. В экономической науке выделяют следующие факторы: капитал, природные ресурсы (в т. ч. земля), трудовые ресурсы. Капитал это часть финансовых ресурсов авансируемых и инвестируемых в производство с целью получения прибыли. Как часть финансовых ресурсов капитал подразделяется на собственный и заемный.

Стадии кругооборота капитала:

1) Привлечение финансовых ресурсов и заготовка производственных ресурсов

2) Производственная

3) Стадия реализации.

Любой кругооборот капитала начинается с привлечения средств. Привлечение того или иного источника финансирования связано с определенными затратами. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов выраженное в % к этому объему называется стоимостью капитала.

Существует бесплатный капитал, т. е. источники средств за пользование которыми предприятие не платит %. Это спонтанно возникшая кредиторская задолженность, задолженность по заработной плате, по уплате налогов. Этот вид задолженности является результатом текущих операций и наращивания объема реализации, автоматически сопровождается увеличением из этих источников. В связи с этим в процессе формирования инвестиционного проекта сумма указанной задолженности вычитается из объема финансирования. Если поставщики за быструю оплату предоставляют скидки к стоимости товара, то говорить о кредиторской задолженности как о бесплатном ресурсе не верно.

Стоимость капитала необходимо определять потому что:

1) Стоимость СК представляет собой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность фирмы ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки СК и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы.

2) Стоимость ЗК ассоциируется с уплачиваемыми %, поэтому нужно уметь выбирать наилучшую возможность из нескольких вариантов привлечения капитала.

3) Максимизация рыночной стоимости фирмы является одной из основных задач деятельности руководства достигается в результате действия ряда факторов и в частности за счет минимизации стоимости всех используемых активов.

4) Стоимость капитала является одним из основных факторов при анализе инвестиционных проектов.

 

-3- Собственный капитал предприятия: экономическая сущность и порядок формирования, стоимость.

СК это объем собственных средств предприятия остающихся к него после вычета из фин. ресурсов его обязательств. СК предприятия характеризует эффект хозяйственной деятельности, финансовая устойчивость фирмы, возможность своевременных расчетов по обязательствам, и дает возможность принимать относительно обоснованные решения по вложению инвестиционных средств.

По динамики СК определяется эффект воспроизводства капитала инвестированного в долгосрочные и краткосрочные активы и прирост собственных финансовых ресурсов в результате хозяйственной деятельности. Экономическая сущность СК проявляется через его функции: защитную регулирующую и ценовую.

1) защитная функция является главной она выражается в том, что СК должен обеспечить защиту интересов кредиторов к собственникам фирмы. Для осуществления защитной функции величина уставного капитала должна отвечать требованиям законодательных актов по обеспечению миним. размера уставного капитала на момент создания предприятия и его сохранности.

Образование резервного капитала защищает интересы собственников от непредвиденных событий, добавочный капитал от инфляции, а нераспределенная прибыль и фонды спец. Назначения от конкуренции.

2) Регулирующая функция проявляется в возможности долгосрочного финансирования деятельности фирмы, а также обеспечение желаемых пропорций между накоплением и потреблением в хозяйственном процессе. Эта функция связана с регулированием ликвидности фирмы.

3) Ценовая функция заключается в том, что СК обладает ценой измеряемой, как правило, размером дивидендов.

Размер СК регулируется следующими нормативными актами: ГКРФ и закон об АО.

СК включает:

1)Уставной капитал.

2)Добавочный капитал

3)Резервный капитал.

4)Фонды организации, образуемые в соответствии с учредительными документами и принятые учетной политикой.

-4- Назначение, состав и стоимость заемного капитала предприятия

К источникам долгосрочного ЗК на предприятии чаще всего относится облигационные займы, банковские кредиты, и прочие займы. В реальной рыночной экономике наиболее распространенной формой привлечения заемных средств на долгосрочной основе является облигационный заем, выпускаемый АО на срок не менее 1 года. Облигации должны иметь номинал, при этом стоимость выпущенных АО облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества или величину обеспечения предоставленной ему 3-ми лицами.

Выпуск облигаций допускается только при полной оплате уставного капитала. Облигации могут быть именными и на предъявителя, с выплатой % и без выплаты %, обеспеченные залогом и без обеспечения.

Сумма уплачиваемых % по облигациям должна списываться за счет прибыли.

 

Банковская ссуда также относят к одному из основных источников привлечения кап. В отличие от облигаций стоимость данного источника рассматривается с учетом налога на прибыль

 

-5- Цена капитала и цена фирмы

При формировании финансовых ресурсов важно обеспечить такую структуру капитала, при которой, с одной стороны, достигалось бы полное обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми фин.ресурсами, с другой – обеспечивалось бы высоко стабильное использование этих ресурсов.

Управление капиталом предприятия должно быть стратегическим, направленным на укрепление собственной базы предприятия. Содержание формирования рациональной структуры капитала – это целенаправленная деятельность фирмы по определению форм и направлений вложения финансовых ресурсов, определения источников финансовых ресурсов, а так же выработка механизмов, соответствующих финансовой политике предприятия. Управление структурой капитала заключается в создании смешенной структуры, которая представляет собой оптимальное соотношение собственных и заемных источников, при котором минимизируются общие капитальные затраты и максимизируется рыночная стоимость предприятия. Нормальным считается соотношение собственных и заемных источников как 60: 40.

Использование заемных средств в качестве дополнительного источника финансовых ресурсов приводит к возникновению производственного и финансового риска.

Финансовый риск при использовании заемных средств связан с недостатком средств для выплаты % и погашения кредитов и займов. На степень финансового риска указывает сила финансового рычага.

Финансовый рычаг – заемные финансовые ресурсы, с помощью которых может быть достигнуто увеличение активов фирмы, расширение производства, увеличение выручки и повышение рентабельности капитала.

Действие финансового рычага характеризует целесообразность и эффективность использования предприятием заемных средств в качестве источника долгосрочного финансировании я хозяйственной деятельности:

ЭФР = (1- ставка налога на прибыль) * (ЭР – СРСП)* ЗК/СК,

(ЭР – экономическая рентабельность; СРСП – средняя расчетная ставка процента за кредит; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал.)

Экономическая рентабельность находится как отношение прибыли (балансовой) к средней сумме активов и выражается в %.Средняя расчетная ставка процента за кредит находится отношением общей суммы процентов за кредит к сумме кредита и выражается в %.ЭР – СРСП – это так называемый дифференциал финансового рычага, а отношение заемного капитала к собственному – плечо финансового рычага.

В случае, когда ЭФР положителен, привлечение финансовых ресурсов для предприятия эффективно, в случае когда ЭФР отрицателен предприятие платит за финансовые ресурсы больше, чем получает от их использования. Т.о. чем больше финансовый рычаг, тем больше финансовый риск и стоимость капитала предприятия.

 

-6-

В процессе принятия управленческих решений большое значение играет определение средневзвешенной цены капитала предприятия.

Средневзвешенная цена капитала:

WACC =

Основное назначение средневзвешенной цены капитала – определение стоимости вновь привлекаемой денежной единицы.

При прочих равных условиях снижение средневзвешенной цены капитала увеличивает стоимость фирмы.

Кроме средневзвешенной цены рассчитывается предельная цена на основе прогнозных значений расходов, которые компания будет вынуждена понести для наращивания объема инвестиций при сложившихся условиях на финансовом рынке.

Тема: «Управление прибылью предприятия»

1. Структура прибыли предприятия

2. Регулирование массы и динамики прибыли

3. Эффект производственного рычага. Порог рентабельности и финансовой устойчивости предприятия

4. Основные принципы распределения прибыли на предприятии

5. Налоговая политика предприятия

 

 

-1-

Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществляемой предпринимательской деятельности.

Прибыль – разность между совокупным доходом и совокупными затратами.

Классификация прибыли:

1. По порядку формирования:

- валовая;

- прибыль до налогообложения;

- чистая прибыль.

2. По источникам формирования:

- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от реализации имущества;

- внереализационная прибыль.

3. По периодичности получения:

- регулярная;

- чрезвычайная.

4. По характерй использования:

- направляемая на накопления;

- направляемая на потребление.

Для эффективного управления прибылью необходимо выделить факторы, влияющие на ее величину:

1. Внешние:

- рыночно-конъюнктурные

- хозяйственно-правовые

- административные.

2. Внутренние:

- материально-технические

- организационно-управленческие

- экономические

- социальные.

 

-2-

Регулирование движения финансового результата – воздействие субъекта управления на соответствующие факторы с целью получения заданного результата. Величина заданного финансового результата должна быть зафиксирована в финансовом плане. Предприятие планирует абсолютную величину прибыли (убытка).

Прибыль находится как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью этой продукции. Выручка, в свою очередь, зависит от цены на продукцию, объема реализации и структуры.

При воздействии на цену предприятие должно учитывать:

- коэффициент эластичности спроса

- форму реализации продукции

- соотношение спроса и предложения на рынке

- качество выпускаемой продукции

- тип рынка.

При воздействии на объем производства предприятие должно учитывать:

- наличие соответствующих ресурсов

- наличие спроса на продукцию

- финансовую политику предприятия.

При воздействии на структуру предприятие должно учитывать:

- цену на единицу продукции

- спрос на продукцию.

В бухгалтерском учете существуют два метода определения выручки – кассовый (по оплате) и начисления (по отгрузке).

Себестоимость продукции представляет собой совокупность постоянных и переменных затрат на ее производство. Основной элемент постоянных затрат – амортизация. Снизить размер амортизационных отчислений можно за счет сокращения пассивных элементов основных средств и за счет управления активным, но не используемым оборудованием.

Бухгалтерские способы воздействия на себестоимость:

1. Выбор метода списания затрат в производство (по средней себестоимости, по цене первой покупки, по цене последнего приобретения).

2. Выбор метода начисления амортизации.

 

-3-

Производственный (операционный) рычаг – один из способов воздействия на финансовый результат, в основе которого лежит роль постоянных затрат и их удельный вес в составе выручки.

Действие производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки порождает более сильное изменение прибыли.

Определение силы воздействия операционного рычага осуществляется по формуле:

ЭПР = (В – Зпер)/П,

где ЭПР – эффект производственного рычага;

В – выручка от реализации;

Зпер – переменные затраты;

П – прибыль.

Разница между выручкой и переменными затратами является валовой маржой, или маржинальной прибылью.

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска. Чем выше ЭПР, тем выше риск.

Порог рентабельности (ПР) – такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытка, но еще не получает прибыль.

ПР = Зпост/Удвм,

где Зпост – постоянные затраты;

Удвм – удельный вес валовой маржи в выручке.

Пороговый объем реализации будет равен отношению порога рентабельности к цене за единицу товара.

Разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой устойчивости. Он показывает, насколько предприятие может снизить свою выручку до момента получения убытка.

В процентном выражении запас финансовой устойчивости определяется по формуле:

.

 

-4-

Основные принципы распределения прибыли:

1. Принцип оптимизации – означает, что распределение прибыли должно обеспечить сбалансированность целей и интересов всех участников хозяйственного процесса.

2. Принцип приоритетности.

3. Принцип консолидированности – аккумулирование соответствующей прибыли в головной организации.

4. Принцип рассредоточенности.

Конечным звеном распределения прибыли является ее использование. Основные направления использования прибыли – создание на предприятии фондов потребления и накопления.

Задача финансового менеджера – сбалансировать эти направления.

-5-

Важным элементом финансовой политики предприятия является ее налоговая политика. Формирование и реализация налоговой политики фирмы опирается на систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты различных уровней.

В современной российской практике можно выделить три основные модели налогового поведения фирмы:

1) уклонение от уплаты налогов;

2) уплата налогов в соответствии с законодательством без применения специальных методов их снижения;

3) разработка налоговой политики, обеспечивающей оптимизацию выплаты налогов.

Наиболее перспективна модель налогового поведения компании, проводящей налоговою политику. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость – сильная мотивация к выработке эффективной налоговой политики компании.

Налоговая политика компании – это обоснованный выбор системы уплаты налогов, обеспечивающий достижение целей компании.

Налоговую политику предприятия следует осуществлять на основе следующих принципов:

1. Законность – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налоговой политики.

2. Выгодность – снижение совокупных налоговых обязательств в результате применения инструментов налоговой политики.

3. Реальность и эффективность – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной компании, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

4. Альтернативность – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной компании.

5. Оперативность – корректировка процедуры налоговой политики предприятия с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.

6. Понятность и обоснованность – схема должна быть понятна, а составные части иметь экономическое и правовое обеспечение.

 

Выделяют следующие основные направления налоговой политики предприятия:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Риск банкротства | Поддержание достаточного уровня ликвидности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.