Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История зарождения экономической психологии и становление ее как науки




СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1. Становление экономической психологии как науки:

предмет, объект, задачи исследований 4

 

Лекция 2. Экономическое поведение: когнитивные компоненты 11

 

Лекция 3. Экономическое поведение: аффективные компоненты 14

 

Лекция 4.Экономическое поведение: мотивационно-волевые компоненты 16

 

Лекция 5.Эволюция социокультурных оснований предпринимательства 21

 

Лекция 6. Объективные психологические предпосылки предпринимательской

деятельности 33

 

Лекция 7. Субъективные психологические предпосылки предпринимательской

деятельности 36

 

Лекция 8. Основы психологии денег 40

 

Список литературы 49

 

Лекция 1. Становление экономической психологии как науки: предмет, объект, задачи исследования

Истоки экономической психологии можно найти в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита, Альфреда Маршалла и Джона Кейнса. В трудах этих авторов оформилась теория «рационального человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является «экономический эгоизм», т.е. стремление субъекта к максимизации собственной выгоды.

Смит Адам (1723-1790) - английский историк экономической мысли. Основатель экономики как самостоятельной науки.

Маршалл Альфред (1842-1924) – английский экономист, создатель микроэкономической теории.

Кейнс Джон (1883-1946) – выдающийся экономист - теоретик XX века, автор теории макроэкономики.

 

Формирование экономической отрасли психологического знания связана с именем Г. Тарда. В 1902 году вышла его двухтомная работа под названием «Экономическая психология». В ней французский исследователь заложил основы социально - ориентированной психологии экономической жизни. Им была учтена включенность человека в коллективные, социальные взаимосвязи, которые оказывают влияние на экономическое поведение личности.

Тард Габриель (1843–1904) — французский психолог, социолог и криминолог. Автор концепции, согласно которой в основе социальных связей личности лежат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям). Родоначальник маркетинговой ветви в западной психологии.

 

 

Вместе с тем, в ряде экономических дисциплин, связанных, прежде всего с рекламой, управлением, организацией труда, стали постепенно проявляться элементы психологического анализа.

В 80-х годах XIX века американский инженер Ф.Тейлор (1856-1915) разработал систему интенсификации труда для рациональной организации производства. Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале рабочих и возможностях его эффективного использования. Предпринимаются попытки определить оптимальную продолжительность рабочего времени. Развертываются экспериментальные исследования проблемы утомления, создаются методы анализа профессий и профессиональной пригодности.

Приобретает популярность профориентация. Здесь пионером выступил Т. Парсонс, автор книги "Выбор профессии", организовавший в Бостоне (США) специальное бюро. Цель профориентации сводилась к выработке рекомендаций потенциальному работнику в выборе профессии, с учетом его психических и физических особенностей.

Широкий план разработки индустриальной психологии содержала книга Г. Мюнстерберга "Психология промышленной производительности" (1913). Она стала важной вехой на пути сближения психологии с экономикой. В ней рассматривались вопросы научного руководства предприятиями, профотбора и профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психологическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности рабочих и доходов предпринимателей.

Мюнстерберг Гуго (1863-1916) — немецко–американский психолог, один из основоположников психотехники (ввел сам термин „психотехника“), ученик В. Вундта и У. Джеймса. Занимался эмпирическими исследованиями экономических явлений в микроэкономике. Разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях.

 

Его работы касались проблем микроэкономики, и не заинтересовали экономистов. Прошло несколько десятилетий, прежде чем интерес к данной научной концепции возник снова.

Во второй половине ХХ века потребовалось формирование полноценной междисциплинарной науки. Экономическая практика все чаще свидетельствовала о том, что деловая жизнь не всегда строится на основе рациональных установок, по которым, как это следовало из выводов неоклассической экономической теории, она должна развиваться. Эмоциональный, психологический фактор порой играл решающую роль. Все больше стало очевидным: многие экономические решения принимаются на базе не столько логической, сколько эмоциональной оценки.

Данный этап развития новой науки, связан с именами двух ученых - Д. Катоны и П. Рейнольда

 

В связи с этим в обществе нарастало стремление познать закономерности формирования психологической ориентации, установок взаимодействующих партнеров. Интерес был обращен к таким явлениям:

v ощущения и интуиция участников сделок;

v их понимание себя и окружающих;

v умение решать конфликты;

v предугадывание возможностей нерасчетливости, непредсказуемости или неожиданных изменений в поведении партнеров и конкурентов.

Именно эти чисто прагматические потребности и стали предпосылкой постепенного формирования гомогенной дисциплины, соединяющей психологию и экономику.

Положительной стороной данного процесса явилось то, что данная дисциплина, позволяла более глубоко понимать, а также предугадывать влияние психологического фактора не только в микроэкономических, но и в макроэкономических процессах.

Третья волна развития экономической психологии связана с 70 - 80-годами. Одним из ее признаков стало появление журнала «Журнал экономической психологии». Его инициаторами стали голландские, английские и скандинавские экономисты-психологи.

В начале 70 годов Даниэль Канеман и Амос Тверски сформулировали

теорию перспектив.

 

В результате своих экспериментальных исследований А. Тверски и Д. Канеман пришли к выводу о том, что нерациональное поведение, считающееся экономистами девиантным (отклоняющимся) и случайным, на самом деле намного более распространено, особенно, когда речь заходит о принятии решений в условиях неопределённости. Более того, люди ошибаются неслучайным образом, и с помощью психологических методов нерациональное поведение может быть идентифицировано и предсказано.

В 2002 Шведская королевская академия присудила Нобелевскую премию в области экономики Даниэлу Канеману (совместно с В.Смитом) за то, что они опровергли один их постулатов экономики, гласящий, что участники рынка действуют рационально. Исследования показали, что под влиянием психологических факторов, субъекты рынка часто принимают неразумные решения с экономической точки зрения и часто невыгодные им самим.

Становление отечественной экономической психологии приходится на конец 70 - 80-е годы. Инициативы создания этой дисциплины и обоснования необходимости учета психологических факторов в экономике исходили от ведущих экономистов и социологов, в частности Л.И.Абалкина, П.Г.Бунича, А.Г.Аганбегяна, Т. И. Заславской, В.В.Куликова, Г.Х.Попова.

Психологические исследования, заложившие основы отечественной экономической психологии, были выполнены А.И.Китовым, В.Д.Поповым, А.В.Филипповым.

Однако интерес отечественных ученых длительное время был в основном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления.

 

 

1.2. Экономическая психология: предмет, объект, задачи, методы исследования.

Экономическая психология - наука становящаяся, в которой существует 2 подхода в обозначение предмета (объекта) исследования. Их различие состоит в масштабности позиции: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро - или макроэкономические ракурсы.

В первом случае предметом является изучение экономического поведения индивидуума, группы, социального слоя в масштабе рабочего места, производственного участка, фирмы или концерна.

Во втором случае - экономическое поведение населения, государства. Данные предметы изучения рассматриваются в зарубежной экономической психологии.

Отечественный подход опирается на следующие определения объекта и предмета экономической психологии (О. С. Дейнека).

Объект - хозяйствующий субъект, представленный на разных уровнях: микро, мезо, макроэкономическом (один человек, семья, организация, государство или нация).

Предметом являются закономерности психического отражения хозяйственных отношений (сфера труда, управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления….)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.