Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и конституционные принципы правосудия




Объем и процессуальная компетенция арбитражных судов Российской Федерации

Система судов Российской Федерации

 

Суды общей юрисдикции Конституционные (уставные) суды Арбитражные суды
Верховный суд РФ Конституционный суд РФ Высший Арбитражный Суд
Суды общей юрисдикции Военные суды Конституциональные (уставные) суды субъектов федерации Федеральный Арбитражный суд округа
Суды субъектов федерации Военный суд   Арбитражный суд субъекта

 

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образуют две ветви российской судебной системы. Так, к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по отношению к этим судам; Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономных областей и автономных округов, районные (городские) народные суды, мировые судьи.

К судам общей юрисдикции относятся также военные суды: это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов и др. В отличие от военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено судебной системы судов общей юрисдикции, суды субъектов федерации - второе; Верховный Суд РФ - третье, высшее звено. В настоящее время основное звено судебной системы судов общей юрисдикции - районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению, т.к. система мировых судей только провозглашена в законе, но еще не работает. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки - нижестоящими.

Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено - военные суды гарнизонов и им равные; среднее, второе звано - военные суды видов ВС РФ, военных округов, флотов, групп войск; высшее, третье звено - Верховный Суд РФ, в структуре которого имеется военная коллегия.

Система арбитражных судов построена аналогично. Основное, первое звено - арбитражные суды субъектов федерации. Второе звено - федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ (ст.3 ФКЗ РФ об арбитражных судах РФ). Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющее их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы - суды только первой инстанции[10]. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решение, которые не могут быть изменены, ни отменены этим судом. Решения и приговоры большинства судов в течении установленного срока не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке. Вступивший в силу приговор либо решение суда может быть обжаловано в порядке надзора.

Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц[11] или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не вступивших в законную силу[12], и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например: районный (городской) суд является судом второй инстанции по отношению к мировому судье[13]. По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам уполномоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах. Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей. Судебные акты надзорных инстанций[14] вступают в законную силу немедленно. Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции (за исключение конституционных и арбитражных судов).

Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судов имеет место не только слушание дел в первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке.

Суд третьего звена Высший Арбитражный Суд РФ Суд первой и надзорной инстанции
Суд второго звена Федеральный Арбитражный Суд РФ Суд кассационной инстанции
Суд первого звена Арбитражный суд субъекта федерации Суд первой и апелляционной инстанции

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов РФ. Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам[15].

 

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, - основанная на законе справедливость. Термин «правосудие» подразумевает деятельность суда, который судит справедливо, а также осуществление этой деятельности по праву. Первое свойство правосудия, его особенность - правосудие осуществляется только судом. Второе свойство правосудия - особый, процессуальный порядок, подробно регламентированный законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Правосудие - подзаконная, правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов, выраженная в деятельности суда, который рассматривает правовые конфликты и правонарушения. Последние по характеру и общественной опасности подразделяются на:

1) Административные проступки, под которыми признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Суды рассматривают административные проступки лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. В остальных случаях этим занимаются исполнительные органы государства - местная администрация, милиция, различные государственные и ведомственные инспекции;

2) Уголовно наказуемые деяния (преступления). Дела о преступлениях рассматриваются в судах, и только суд может признать лицо виновным в совершении преступления;

3) Гражданские правонарушения и споры, связанные с нарушением личных и имущественных прав. Причем, данный круг вопросов входит в компетенцию как судов общей юрисдикции, так и арбитражных. Так, арбитражным судам подсудны имущественные и иные споры. Суды общей юрисдикции на своих заседаниях разрешают дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, если одной (истцом или ответчиком) или обеими сторонами в споре являются граждане. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются также жалобы на действия государственных органов и должностных лиц.

Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия. Судебное заседание суд проводит под руководством председательствующего - профессионального судьи. В нем участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела, - стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия - решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Умышленное неисполнение решения, приговора, постановления или определения суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет за собой уголовную ответственность.

Правосудие - это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных, арбитражных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законов Российской Федерации.[16]

В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать, как закрепленные Конституцией РФ или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания Конституции, содержащей категорические правила о том, что: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; ее нормы имеют прямое действие на всей территории России; законы и другие правовые акты, принимаемые на территории России, не должны противоречить Конституции РФ.[17] Вместе с тем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции.

Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления[18]. Из этого положения вытекают другие конституционные установления:

· «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[19].

Эта гуманистическая ориентация Конституции РФ нашла адекватное воплощение и в установленных ею принципах правосудия. Наиболее полно все принципы реализуются в стадии судебного разбирательства. На других стадиях они проявляются в меньшей степени. На стадии предварительного расследования некоторые принципы проявляются в ограниченных пределах или не проявляются совсем.

Специфика реализации принципов в различных стадиях уголовного процесса не означает их разобщенности. Напротив, принципы взаимосвязаны. Например, принципы гласности и состязательности, направленные на установление объективной истины в уголовном процессе, не могли бы быть реализованы, если бы уголовный процесс не был построен одновременно на таких демократических началах, как равенство граждан перед законом и судом, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия и в ходе судопроизводства. Сказанное позволяет сделать вывод, что принципы находятся между собой в органической связи и взаимной обусловленности. Это позволяет говорить о наличии системы принципов правосудия. В нее входят:

1.Принцип законности. Законность - универсальный правовой принцип. Он вытекает из требований ч.2 ст.15 Конституции РФ, где говорится, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. К законам относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы[20], Конституции республик в составе России и уставы других субъектов Федерации, а также издаваемые ими законы[21]. Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции РФ и собственно ее субъектов[22]. Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Заметим, однако, что законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции Федерации. Наличие добротных законов - это фундамент законности, но еще не законность. Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Отступления от норм материального и процессуального права при рассмотрении судебных дел недопустимы, какими бы соображениями политической или иной целесообразности они бы ни оправдывались.

В соответствии с принципом законности в каждом, вынесенном судом приговоре или решении должна быть аргументированная ссылка на конкретный закон. Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело. В настоящее время гражданские дела могут рассматриваться в двух составах суда: судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьями единолично.

Что касается уголовных дел, то возможны четыре варианта состава суда: один судья (дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и наказуемый на срок не более 1 года лишения свободы, а также дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до 5 лет лишения свободы, но при наличии согласия обвиняемого на единоличное рассмотрение судьей его дела); это правило распространяется только на те дела, которые касаются лиц, достигших совершеннолетия; один судья-профессионал и два народных заседателя (в таком составе по первой инстанции дело может быть рассмотрено в любом суде, если не принято в установленном порядке решение об ином составе); три судьи-профессионала (для рассмотрения уголовного дела в первой инстанции такой состав может быть образован, если на это дает согласие обвиняемый); один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей (такая коллегия образуется для рассмотрения уголовных дел, подсудных судам среднего звена, к которым относятся дела о наиболее опасных преступлениях, в том числе тех, за совершение которых может быть назначена высшая мера наказания - смертная казнь); созыв суда присяжных допускается при условии, что обвиняемый возбудил ходатайство, чтобы его дело рассматривалось с участием присяжных заседателей.

В кассационной и надзорной инстанциях проверка законности и обоснованности приговоров и иных решений возможна только коллегиальным составом: в судебных коллегиях судов среднего звена и Верховного Суда РФ она осуществляется тремя судьями-профессионалами, а в президиумах этих судов - не менее чем половиной членов президиума.

2.Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять только суд[23]. Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда[24]. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осуществлении правосудия по гражданским делам положения статьи 118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России.

Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей федеральных судов второго и третьего звена - Президентом России, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации РФ[25]. Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей[26].

Суд обосновывает свой приговор лишь доказательствами, рассмотренными на судебном разбирательстве[27]. Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, или прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осуществляющего уголовное преследование на судебном разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате судебного разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинительный приговор суд выносит не обязательно по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении[28].

Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право разрешать уголовные, гражданские и другие дела, вынося приговоры или решения по делу, т.е. осуществлять правосудие. В соответствии с Конституцией РФ запрещено образование чрезвычайных судов, не предусмотренных Федеральным конституционным закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» №1-ФКЗ от 31.12.96 г.

3.Принцип независимости судей. Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Не случайно поэтому он получил отражение в законах о судах[29], в процессуальных кодексах[30], Законе о статусе судей[31].

Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспечена, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия. На основании этого ни один государственный орган, включая Президента РФ и Правительство РФ, не обладает правом осуществлять контроль за решениями суда и вмешиваться в деятельность судов[32]. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять кому-либо для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

В числе средств обеспечения независимости судей Закон о статусе судей указывает: наличие особой процедуры осуществления правосудия; установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; система органов судейского сообщества; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества. К числу гарантий, кроме перечисленных а законе, относится специальный порядок назначения судей и их несменяемость.

Ответственность функций, выполняемых судами, обуславливает особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Если многие должности в органах исполнительной и законодательной власти могут быть замещены нередко при минимальных требованиях к назначаемому или избираемому на должность лицу, то к судьям предъявляются по закону более жесткие требования. Кроме профессиональных, к судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судья должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского корпуса[33].

Судьи имеют свой профессиональный нравственный кодекс - Кодекс чести судьи РФ, принятый советом судей РФ 21.10.93 г. Он устанавливает правила поведения как в профессиональной, так и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи. Судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу своей профессии. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти, квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия.[34]

Созданием условий, исключающих угрозу независимости извне, поставленная проблема не решается в полной мере. Существует опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в судейскую коллегию. В этих целях УПК, в частности, предусматривает постановление приговора в специальном помещении - совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находится лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных лиц не допускается[35]. При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных - старшина) подает свой голос последним[36].

Закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания[37]. Соблюдение этих требований обеспечивается тем, что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную отмену приговора[38].

4. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. В соответствии с ч.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Равенство всех перед законом утверждается как конституционная норма, общая и для граждан Росси и для иностранцев. Равенство граждан распространяется не только на отношения гражданина с судом, но и с дознавателем, следователем, прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав он является: гражданским истцом, потерпевшим, подозреваемым, защитником, свидетелем и т.д.

Принцип равенства граждан перед законом и судом сочетается с положением об единстве суда и равенстве права. Положение об едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Положение об единстве права означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии. Равенство всех перед законом состоит в одинаковом применении положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам.

Установленное статьей 19 Конституции России положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях Всеобщей декларации прав человека. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту своих прав и свобод. Из этого нетрудно заметить связь между этими статьями, где первая провозглашает равенство, а вторая представляет важнейшее правовое средство обеспечения того, что устанавливает первая. Надо признать, что в отступление от общих правил, в действующем законодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц. Он преследует цель не установление привилегий для тех или иных лиц, а создание гарантий для успешного осуществления их деятельности, ограждения от искусственного создания препятствий к исполнению их служебных обязанностей.

5. Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов. Конституция РФ[39] формирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Она гарантирует каждому лицу судебную защиту в силу того, что суд независим и подчиняется лишь закону, обеспечивает гласность и личное присутствие сторон в процессе и т.д.

Если лицо исчерпало все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, то в соответствии с международными договорами РФ оно имеет право обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это положение отражено в ряде статей ГК РФ, ГПК РСФСР и УПК РСФСР. Закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов на жалобу значительно больше[40]. Реализация принципа обжалования действий и решений государственных органов направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В тоже время, обращая внимание суда на допущенные нарушения закона, субъекты права на жалобу способствуют обеспечению законности и установлению истины по делу.

6. Принцип презумпции невиновности. Принцип презумпции невиновности достаточно четко и полно представлен в ч.1 ст.49 Конституции РФ, в соответствии с которой «...каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». С презумпцией невиновности связаны и многие другие положения и требования закона, в том числе:

а) запрещение суду, прокурору, следователю, дознавателю перелагать обязанности доказывания на обвиняемого[41];

б) возложение на государственные органы, ведущие производство по делу, обязанности проводить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела, выявляя при этом обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого[42];

в) обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту[43];

г) установление правила, согласно которому признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся в деле доказательств[44];

д) констатация в законе требования о недопустимости вынесения судом обвинительного приговора на основе предположений и возможности его постановления лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана[45].

Конституция РФ также предусматривает два положения, вытекающих из презумпции невиновности:

а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность[46];

б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого[47].

Презумпция невиновности - один из важнейших демократических признаков уголовного процесса, обеспечивающий охрану прав личности, исключающий необоснованные обвинения и осуждения.

7. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Право обвиняемого (подсудимого) на защиту представляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя которые, он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать в чем он обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; настаивать на изменении обвинения; представлять доказательства смягчающие его ответственность; защищать другие законные интересы. Согласно ст.48 Конституции РФ обвиняемому и подозреваемому гарантирована квалифицированная юридическая помощь, причем в ряде случаев, предусмотренных законом, данная помощь оказывается бесплатно.

Одним из важнейших факторов обеспечения права на защиту является допуск защитника с ранних этапов предварительного расследования: защитника обвиняемого - с момента предъявления обвинения; защитника подозреваемого - с момента объявления ему протокола задержания в порядке ст.122 УПК или постановления о применении меры пресечения[48].

Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субъекта - защитника подозреваемого в совершении преступления.

Устанавливая в УПК случаи обязательного участия защитника[49], законодатель предусмотрел 4 таких случая на стадии предварительного следствия и дознания, из них в трех случаях - с момента объявления протокола задержания или постановления о применении меры пресечения по делам: 1) несовершеннолетних; 2) немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту; 3) лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.

В перечисленных трех случаях, а также по делам лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за совершение которых предусмотрена смертная казнь, обязательное участие защитника на стороне обвиняемого предусмотрено с момента предъявления обвинения. В судебном разбирательстве, кроме названных, предусмотрены другие случаи обязательного участия защитника: а) в случае участия в процессе государственного защитника или государственного обвинителя; б) если имеет защитника хотя бы один из подсудимых, между интересами которых есть противоречия; в) при рассмотрения дела судом присяжных[50].

Если в указанных случаях защитник не приглашен обвиняемым или подозреваемым, их законными представителями или другими лицами, следователь, дознаватель, прокурор, суд обязаны обеспечить участие защитника. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, просить о помиловании или смягчении наказания.

8. Принцип состязательности и равноправия сторон. Конституцией РФ провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия[51]. Сущность этого принципа состоят в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого).

Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны, при состязательном порядке судопроизводства равноправны. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду. Стороны в процессе рассмотрения дела в устной форме оспаривают собранные доказательства и дают пояснения. Суд руководит судебным разбирательством, но сам не выполняет функции обвинения и защиты. Суд не связан доводами сторон и действует только как орган правосудия.

Необходимо иметь в виду, что конституционное положение о равноправии сторон при осуществлении правосудия имеет чисто процессуальный аспект. Стороны не вообще равноправны, а имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Они имеют одинаковую возможность использовать допустимые процессуальные средства обоснования своих позиций: по обвинению (уголовному преследованию) и защите; по поддержанию гражданского иска и возражений против него[52].

Принцип состязательности действует, включая в себя: а) равные права сторон по предоставлении суду доказательств; б) участию в исследовании доказательств6 в) заявлению ходатайств и отводов, отстаиванию своих позиций и т.п.[53] Для реализации этих возможностей субъекты уголовного процесса наделены широкими процессуальными правами[54] при установлении категорического запрета перелагать обязанность доказывания на обвиняемого[55].

9. Принцип гласности разбирательства дела в суде. Конституций РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела на закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом»[56]. Заметим, что, во-первых, принцип гласности устанавливается для всех судов, т.е. и общих, и военных, и арбитражных, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Разбирательство в арбитражных судах открытое в соответствии со ст.9 АПК. Слушание дела на закрытом заседании предусмотрено: а) в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне; б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны; в) в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Специальная норма о гласности судебного разбирательства имеется и в УПК[57]. Но ее формулировка отличается от той, которая представлена в АПК РФ. Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель жестко отметил, что данное правило действует за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны.

Наряду со столь категорическим ограничением гласности законодатель допустил возможность слушания дела в закрытом судебном разбирательстве по мотивированному определению суда или постановлению судьи: 1) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста; 2) по делам о половых преступлениях; 3) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности все процессуальные действия в судебном разбирательстве совершаются «при открытых дверях», за исключением совещания судей при постановлении приговора или вынесения некоторых определений[58]. В судебном заседании вправе присутствовать все желающие, кроме лиц в возрасте до 16 лет, не являющихся участниками уголовного процесса - обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями[59].

10. Принцип обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия. Язык, на котором ведется судопроизводство, определяют ст. 10 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 1996 года, ст.17 УПК РСФСР. В соответствии с ними судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе России, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. При этом участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать показания, выступать в суде, заявлять ходатайства на родном или другом избранном лицом языке.

В соответствии с ч.3 ст.17 УПК следственные и судебные документы вручаются обвиняемому (подсудимому) в переводе на родной язык или на другой язык, которым он владеет. Несколько иначе формулирует правило о языке судопроизводства АПК РФ. В ч.1 ст.8 установлено, что судопроизводство в арбитражных судах ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, которые не владеют русским языком, в соответствии с ч.2 ст.8 АПК обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке.

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном суде РФ, Высшем Арбитражном суде РФ и военных судах ведется на русском языке. О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое, установленное в ходе судебной реформы правило, согласно которому обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве на стороне лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента объявления подозреваемому протокола задержания или постановления о применении меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения[60].

11. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Участие граждан в осуществлении правосудия на практике реализуется в различных формах. Можно выделить непосредственное участие граждан в осуществлении правосудия и опосредованное.

К первой форме можно отнести деятельность граждан в качестве народных, арбитражных и присяжных заседателей.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они, как и профессиональные судьи, независимы и подчинены только Конституции РФ и закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с профессиональным судьей в условиях соблюдения тайны совещания. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов, причем председательствующий (профессиональный судья) подает свой голос последним. Народные заседатели избираются из числа лиц, граждан РФ, достигших 25-летнего возраста и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым судьям. Народные заседатели избираются:

· районных (городских) судов - на собраниях граждан по месту работы или жительства (с количеством проживающих или работающих не менее 100 избирателей) открытым голосованием (собрание правомочно при явке не менее половины избирателей) сроком до пяти лет (из расчета 70-80 заседателей на одного профессионального судью, такое количество нужно в связи с тем, что заседатели могут вызываться для исполнения их обязанностей один раз в году и не более чем на 2 недели, если не требуется продления срока полномочий в связи с длительностью рассмотрения конкретного дела);

· судов субъектов федерации - соответствующими представительными органами;

· Верховного Суда РФ - Советом Федерации РФ.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей), не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных разделены полномочия в решении вопросов уголовного дела между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого[61]. Вердикт выносится с соблюдением тайны совещания присяжных заседателей. Голосование проводится открыто. Старшина подает свой голос последним. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться от голосования. Присяжные могут вынести обвинительный и оправдательный вердикт. Необходимо отметить, что для вынесения обвинительного вердикта необходим хотя бы простой перевес голосов присяжных заседателей, а для оправдательного вердикта достаточно равенства их голосов. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения[62]. Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). При наличии обвинительного вердикта присяжных судья выносит обвинительный приговор с назначением или без назначения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обязательное вынесение обвинительного приговора[63]. Однако при всех условиях вопросы наказания судья решает единолично. Таким образом, присяжные заседатели решают вопросы факта, а председательствующий судья - вопросы права.

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе 12 присяжных заседателей и 2 запасных[64]. На практике это выглядит следующим образом.

Сначала определяется количество кандидатов в присяжные заседатели, которое необходимо для того суда, где возможно рассмотрение дела с участием присяжных. О требуемом количестве присяжных заседателей председатель суда сообщает главе администрации. Последний определяет сколько кандидатов в присяжные должно быть отобрано от каждого района. Администрация района (города) образует комиссию. Данной комиссии предоставляются списки избирателей и она производит отбор. Он обязательно должен быть случайным, т.е. лица, включаемые в списки присяжных, не в коем случае не могут отбираться по каким-то заранее заданным признакам. После «очистки» списка кандидатов в присяжные от тех, кто не должен быть там, он направляется председателю соответствующего суда. Этот список называется общим. Одновременно с ним с соблюдением той же процедуры составляется запасной список кандидатов в присяжные заседатели. Особенности этого списка: в него включаются не более четверти от того числа потенциальных присяжных, которые включены в основной список; включаемые в запасной список обязательно должны быть жителями областного центра. Запасные списки предназначены для того, чтобы оперативно обеспечивать замену выбывшим по тем или иным причинам присяжным, уже участвующим в рассмотрении конкретного уголовного дела.

Закон устанавливает следующие требования к присяжным заседателям: возраст от 25 до 70 лет, отсутствие судимости, дееспособность, отсутствие психических и физических недостатков, подтвержденных соответствующим медицинским документом. Не допускаются в качестве присяжных лица, занимающие следующие должности: судья, прокурор, следователь, сотрудник органов внутренних дел или контрразведки, военнослужащий, священнослужитель.

Дальнейший отбор присяжных осуществляется в соответствии со статьями 434, 438-444 УПК с участие судьи и других участников процесса. Судья рассматривает самоотводы и отводы присяжных участниками процесса. Возможно и заявление безмотивного отвода, который обязателен для председательствующего судьи. При определенных условиях на данном этапе проводится жеребьевка. Присяжные заседатели призываются к исполнению в суде своих обязанностей один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то на все время рассмотрения этого дела. К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществлению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущенные законом разновидности и способы их участия. Принцип участия граждан закреплен во многих статьях УПК:

· ст.250 предусматривает участие в судебном разбирательстве общественных обвинителей и общественных защитников;

· ст.108 рассматривает в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления и письма граждан;

· ст.89, 94-95 допускают личное и общественное поручительство в качестве мер пресечения;

· ст.135 регламентирует участие граждан в качестве понятых для удостоверения факта, содержания и результатов следственных действий.

Действующий УПК допускает при осуществлении правосудия участие в судопроизводстве граждан в качестве защитника подсудимого[65]. Наконец, нельзя не назвать такого массового участие граждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидетелей.

12. Принцип охраны чести и достоинства личности. Впервые в нашей стране именно в Конституции получило полное нормативное воплощение идея охраны чести и достоинства личности[66]. «...Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию...»

На конституционном уровне сформулировано положение о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается[67]. Данные конституционные положения выходят за пределы судопроизводства и деятельности суда. В УПК еще до принятия Конституции в 1993 году было ряд норм, направленных на защиту чести и достоинства личности. Например: о возбуждении и дальнейшем движении производства по уголовному делу с учетом воли потерпевшего[68]; о запрещении унижать честь и достоинство личности при проведении освидетельствования[69] и следственного эксперимента[70]. Для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц закон допускает проведение закрытых заседаний суда[71], а также считает допустимым ограничение гласности при проведении предварительного расследования[72]. Действующий УПК возлагает на следователя обязанность принимать меры, чтобы не получили оглашения выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лиц, в помещениях, принадлежащим которым, были проведены соответствующие действия[73].

13. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия. Ранее рассмотренные принципы состязательности и гласности судебного разбирательства невозможно реализовать вне условий устности и непосредственности.

В силу принципа непосредственности выводы в приговоре суд обязан делать на основе доказательств, исследованных судом в судебном заседании[74]. Это означает, что лишь при наличии особых обстоятельств допускается замена допроса подсудимого, свидетеля или другого лица оглашением протоколов ранее данных ими показаний[75]. При этом исследование доказательств производится судом в полном составе. Нельзя, например, одному из судей поручить осмотр места происшествия[76].

Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса. Устность при рассмотрении дел присуща судам всех инстанций. Для связи участников судебного разбирательства друг с другом и с судом характерна устная форма судопроизводства, наряду с которой письменное оформление отдельных процессуальных действий (путем составления протоколов, определений, вынесения приговоров) способствует их точной фиксации и позволяет вышестоящему суду проверить законность и обоснованность конечного вывода суда, а также ранее произведенных процессуальных действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.