Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1.5. – Основы разграничения доходов и расходов между бюджетами




Лекция 1.2 – Организационно-правовые основы построения бюджетной системы Российской Федерации

Лекция 1.1 – Содержание и значение государственного бюджета, влияние на социально-экономические процессы

Раздел 1. Экономическое содержание и организация бюджетных отношений

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО БИООРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

Учебное пособие

для аудиторной и самостоятельной работы

студентов 1 курса

 

 

Специальности: 060101 – лечебное дело

060103 – педиатрия

060104 –медико-профилактическое дело

060105 - стоматология

 

 

Рекомендовано к изданию

Центральным методическим советом

ГОУ ВПО УГМА Росздрава

 

Редактор Кривонищенко В.В.

Компьютерный набор

Каминская Л.А., Гаврилов И.В. Перевалов С.Г.

Верстка

Ответственный за выпуск Мещанинов В.Н.

 

 

Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории. Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюдже­та. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Однако в Бюджетном кодексе РФ бюджету дано слишком общее, узкое понятие, характеризующее лишь одну его сторону как "Форму образования и расходования де­нежных средств...". Бюджет представляет собой единство основных финансовых категорий в их действии (налогов и других обязательных платежей, государственного кредита, государственных расходов), то есть через бюджет осуществляются постоянная мобилизация денежных ресурсов и их целевое использование.

В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, то есть в характеристике сущности бюджета как экономической категории.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют вгосударственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

С позиций экономической сущности государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение. Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении ва­лового общественного дохода. Государственный бюджет страны – основная форма планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государ­ства. Государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий год.

Формирование государственного бюджета в Российской Федерации. Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.

3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федера­ции и иными сферами.

4. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства.

Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюд­жета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

Понятие бюджета в современной его трактовке не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Понятие государственного бюджета в нынешней его трактовке не только выражает определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства. Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государ­ство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях.

Функции государственного бюджета. Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение на­ционального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании на­ционального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение соци­альной политики;

2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавли­вается наиболее целесообразное соотношение между цент­рализованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на пред­приятиях различных форм собственности сферы материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отра­жаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества. Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

1. государственное и муниципальное управление;

2. осуществление международной деятельности государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

3. национальная оборона;

4. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

5. функционирование федеральной судебной власти;

6. проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

7. развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

8. предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

9. обеспечение обороноспособности страны;

10. развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

11. осуществление социальной политики.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику – предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюд­жетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем. Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

3. На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится одним из основных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государства денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4. Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения – магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

5. Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов го­сударственной власти и образования резервов.

Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств.

Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

6. Государственный (федеральный) бюджет – это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий, фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться в республиканском бюджете значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных програм

Бюджетное право, его субъекты и нормы. Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы России, порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов, регламентируют бюджетный процесс, регламентируют формирование и использование государственных бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социального и экономического развития страны и укрепления обороноспособности государства.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями – урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга.

Главный источник финансового и бюджетного права – Конституция РФ (1993 г.), включающая в себя основные принципиальные положения бюджета.

Кроме Конституции источниками бюджетного права России являются:

· Федеральные законы РФ;

· правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

· правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.

В процессе деятельности по образованию, распределению и использованию централизованных государственных денежных фондов и муниципальных финансовых ресурсов складываются определенные бюджетные правоотношения между участниками бюджетного процесса – субъектами бюджетного права.

Субъектами бюджетного права Российской Федерации являются:

· Российская Федерация в целом;

· субъекты Российской Федерации – республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург;

· местные административно-территориальные образования (города, районы, села), государственные и местные органы власти в том числе;

· представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

· исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъекты бюджетного права при реализации своих прав и обязанностей вступают в бюджетные правоотношения. К бюджетным правоотношениям относятся:

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе подготовки проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Среди органов государственной власти к реальным (наиболее значимым) субъектам бюджетных правоотношений относятся:

1. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов бюджетного права, участие которых обязательно в бюджетном процессе. В круг органов государственной власти и управления входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня.

В числе органов исполнительной власти выступают как органы общей компетенции, так и специальной (отраслевой) компетенции – Министерства, государственные комитеты, департаменты, ведомства, система финансово-кредитных органов.

2. Органы государственной власти субъектов Федерации.

3. Президент Российской Федерации.

4. Правительство Российской Федерации.

5. Организации – потребители бюджетных средств.

Бюджетные отношения имеют свои особенности. Основная особенность заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования централизованных денежных фондов.

Другая особенность состоит в том, что эти отношения возникают между государством и организациями, т. е. одной из сторон выступает государство или его уполномоченный орган, или орган местного самоуправления, наделенные властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения.

Бюджетные отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, регулируются законодательством.

В статье 1 Бюджетного кодекса сказано, что Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Согласно российскому законодательству нормативные бюджетные правоотношения в России регулируются следующими правовыми актами:

1. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, касающиеся отношений, возникающих между субъектами в процессе формирования бюджетных доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2. На основании и во исполнение Бюджетного кодекса, законов РФ о бюджете, иных актов бюджетного законодательства Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. В случае противоречия между Бюджетным кодексом и актами Правительства РФ применяется Бюджетный кодекс РФ.

3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

5. Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Нормы бюджетного права по своему содержанию делятся на материальные и процессуальные.

Материальные бюджетные нормы закрепляют структуру бюджетной системы России, перечень доходов и расходов бюджета, их распределение между бюджетами различных уровней.

Процессуальные бюджетные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации о федеральном бюджете на соответствующие годы, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов РФ, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующие годы и иных федеральных законов и законов субъектов РФ.

Важным правилом, установленным Бюджетным кодексом, является то, что акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Кодексом или Федеральным законом.

Закон о бюджете принимается на 1 финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря и вступает в силу со дня подписания.

Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.

Особое отношение в бюджетных отношениях занимают нормативные акты, издаваемые Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, главами администрации других субъектов Федерации и местного самоуправления.

Бюджетный федерализм – основа построения бюджетной системы РФ. Согласно Конституции страны Россия является федеративным государством. Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов Федерации, в то числе в области бюджета.Бюджетный федерализм – это разграничение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами – основной принцип федерализма федеративных и иных (двусторонних) договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции Российской Федерации перечислены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 7 краев, 49 областей, в том числе 1 автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 9 автономных округов. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта РФ.

В ведении Российской Федерации находятся:

· федеральная государственная собственность и управление ею;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

· установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирования, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

· федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

· федеральные фонды регионального развития;

· внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры Российской Федерации;

· внешнеэкономические отношения РФ;

· оборона и безопасность.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· разграничение государственной собственности;

· координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение»;

· установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

· установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

· координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Важную роль в бюджетной системе России играет местное самоуправление. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Компетенция органов местного самоуправления (бюджетные права) в области регулирования бюджетных правоотношений изложена ниже.

Развитие федерализма в России предполагает учет региональных особенностей в хозяйственной жизни при проведении экономических реформ и особенно соблюдения федеральных законов Российской Федерации, повышение исполнительной дисциплины, обеспечение единого правового пространства Российской Федерации. Одним из недостатков в реализации федерализма наблюдается несоответствие законов и решений субъектов РФ нормам федерального законодательства, несоблюдение федеральных законов в ряде регионов. В целях укрепления исполнительной вертикали, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и улучшения контроля за исполнением федеральных законов в России создано 7 федеральных округов. Каждый из них возглавляет полномочный представитель Президента российской Федерации.

Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа выполняет следующие функции:

· обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;

· организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;

· разрабатывает совместно с межрегиональными экономическими ассоциациями программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

· организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Правительства РФ за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

· согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;

· принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

· вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа. В случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод человека и гражданства РФ.

Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса, при формировании бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:

1. законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2. обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3. обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4. самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему. Этот принцип предполагает самостоятельность бюджетного процесса, в том числе в определении использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти;

5. организации межбюджетных отношений в рамках бюджетной системы РФ.

В основе межбюджетных отношений лежат следующие положения:

· распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы – закрепление расходов за федеральным бюджетом, за бюджетами субъектов Федерации, исключительно за местными бюджетами;

· разграничение (закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом;

· равенство местных бюджетных во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Проблемы бюджетного федерализма решаются главным образом при осуществлении бюджетного процесса Российской Федерации.

Разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования расходов. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

К основным критериям и принципам разграничения расходных обязательств следует отнести:

1. субсидиарность (максимальная близость органов власти к потребителям соответствующих бюджетных услуг);

2. территориальное соответствие (максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг);

3. внешние эффекты (чем выше заинтересованность общества в целом в предоставлении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться);

4. эффект территориальной дифференциации (чем выше региональные/местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться);

5. эффект масштаба (концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств).

Расходы разграничиваются по бюджетам разных уровней, выделяются четыре основные группы расходов.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

1.Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета (функциональные виды расходов):

· обеспечение деятельности Президента, Федерального собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и др.;

· функционирование федеральной судебной системы;

· осуществление международной деятельности;

· финансирование национальной обороны и обеспечения безопасности государства;

· финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

· государственная поддержка атомной энергетики;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· финансирование исследования и использования космического пространства;

· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;

· формирование федеральной собственности;

· обслуживание и погашение государственного долга РФ;

· компенсация государственным внебюджетным фондам на социальные выплаты;

· финансирование федеральной инвестиционной программы;

· финансовая поддержка бюджетов субъектов РФ;

· финансовая поддержка местных бюджетов;

· прочие расходы.

2. Расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов:

· государственное обеспечение правоохранительной деятельности;

· государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;

· финансирование научно – исследовательских, проектно – изыскательских работ;

· обеспечение социальной защиты населения;

· обеспечение охраны окружающей среды;

· обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

· развитие рыночной инфраструктуры;

· прочие расходы.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

3.Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ:

· функционирование органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· реализация региональных целевых программ;

· формирование государственной собственности субъектов РФ;

· международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ;

· содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ;

· оказание финансовой помощи местным бюджетам;

· прочие расходы.

Важное значение местных бюджетов в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

4.Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов:

· содержание органов местной власти;

· формирование и содержание муниципальной собственности;

· организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и других учреждений муниципальной собственности;

· содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

· содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

· финансирование муниципального дорожного строительства и содержание дорог местного значения;

· организация транспортного обслуживания населения;

· обеспечение противопожарной безопасности;

· финансирование охраны окружающей среды на муниципальных территориях;

· реализация целевых муниципальных программ;

· обслуживание и погашение муниципального долга;

· прочие расходы.

Расходные обязательства Российской Федерации, Субъектов Российской Федерации, Муниципальных образований возникают в результате многих факторов, которые подробно рассмотрены для каждого из уровней бюджета в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, глава 11.

Необходимо отметить также необходимость реестров расходных обязательств. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.213 сек.