Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционирования, типы, формы, функции культуры




Понятие культуры, закономерности развития и

Культурологические школы и концепции

Функционирования, типы, формы, функции культуры

Понятие культуры, закономерности развития и

Лекция 1

Введение

 

Курс «История мировой культуры» занимает особое место в профессиональной подготовке дипломированных специалистов и является одним из базовых курсов учебных дисциплин социально-гуманитарного знания федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Изучение данного курса тесно связано с изучением отечественной истории, философии, социологии, политологии, этики, эстетики, религиоведения, социальной психологии, лингвистики и др.

Курс состоит из двух разделов: теория культуры и история мировой культуры. История мировой культуры вмещает в себя историю культуры России, которая, как и все темы курса, изложена в соответствии с модульным принципом. Модульный принцип построения курса позволяет преподавателю изложить и студенту соответственно изучить каждую тему отдельно. Цель курса - познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом дисциплины, дать представление о специфике и закономерностях развития мировой культуры в соответствии с историческим и проблемно-хронологическим принципами изложения, определить значение российской культуры для славянского мира и культурного сообщества.

Культура как система: понятие, законы, типы, функции

1.3. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

 

В сфере научного знания трудно найти более широкую гамму интерпретации термина, с какой мы встречаемся в осмыслении понятия «культура».

В Древнем Риме термин «культура» впервые применён Цицероном, который считал своей главной жизненной целью философское просвещение римлян. В целом же под культурой подразумевается целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: обработка земли, возделывание почвы. Поэтому в древнеримской традиции термин употребляется не самостоятельно, а в сочетании с другими словами: культура ума, культура речи, культура души, культура почвы, культура растений.

Однако в Древней Греции применяется термин, родственный слову «культура», обозначающий культурные начала в человеке – «пайдейе», «калокагатия». Воспитанность и образованность человека древние греки определяли как «пайдейе», а гармоничное сочетание физической красоты и душевного величия как «калокагатия». Отсутствие культуры ассоциировалось в представлениях греков с невежеством и дикостью. В поздней античности слово стало обозначать общественную и религиозную деятельность в образовании, воспитании, в развитии искусства и науки.

С течением времени слово «культура» постепенно приобретает религиозное значение – культ (поклонение, почитание).

Европейское средневековье содержательно наполнило термин «культура» степенью религиозности личности, а эпоха Возрождения подразумевала под культурой состояние души, воплощающее гуманистический идеал.

Статус самостоятельного понятия термин обретает в XVIII в. в европейской науке. Немецкий просветитель С.Пуфендорф интерпретирует культуру многопланово как жизненные блага и ценности, достижения в совершенствовании человеческого духа, развитие общества и языка. Я.Аделунг рассматривает понятие культуры для обозначения изменений, которые происходят при переходе от животного, природного состояния предков человека к общественной жизни. Подобное понимание смысла культуры утверждается в учении И.Г. Гердера.

В русской научной традиции понятие «культура» появляется в середине XIX в.: культура связывается с преобразованием объекта и выступает критерием нравственного поведения человека и его интеллектуальных способностей. В «Толковом словаре…» В.И.Даля «культура» означает обработку и возделывание, а также образование, умственное и нравственное совершенство, а «культурный» выражает качество – образованный, цивилизованный.

Многообразные подходы к понятию «культура» не исключают определение культуры как сложной, открытой, самоорганизующейся системы. Культура охватывает все взаимодействия людей, человека с самим собой, с природой и обществом. Её внутреннее качество, свойственная ей уникальная сущность предполагает диалог, стимулирует творчество, познание, понимание. Культура определяет смысл человеческого существования, она не может исключить внутренние противоречия, непредсказуемость. Эти противоречия (например, противоречия между традицией и инновациями в культуре) составляют сущность культуры, одновременно являясь источником ее развития.

Таким образом, культуру следует представлять как сложную, многоуровневую систему, которой свойственны определенные закономерности развития и функционирования. Выделим следующие группы закономерностей:

· преемственность в развитии культуры;

· самобытность и уникальность культур;

· единство и разнообразие культур;

· прерывность и непрерывность в развитии культуры;

· взаимодействие и сотрудничество различных, нередко противоречивых культур.

Важнейшей социальной закономерностью является возрастающая роль культуры в общественном развитии.

Культуру принято подразделять по ее носителю: мировая, национальная, профессиональная, молодежная, городская, сельская и т.п. Культура как совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества, называется доминирующей. Противостоящая доминирующей культуре носит название контркультуры.

В зависимости от того, кто создает культуру и каково ее место в социуме, различают формы культуры:

· элитарную;

· народную;

· массовую.

В настоящее время существует целый ряд оснований для типологического описания культуры, состоящей из различных культур, выявления определенных исторических периодов развития конкретной культуры и ее классификации. Историческая типология культуры позволяет определить диахроничность культуры, то есть соотнести ее с мировым историческим процессом, и синхроничность культуры, когда можно выявить внутреннее содержание материальной и духовной культуры. Существуют также специфические основания для типологии культуры по вероисповедному принципу: индо-буддийский, конфуцианско-даосистский, христианский, исламский типы культуры. В культурологии основанием для типологии выступают социобиологические признаки, в связи с этим исследуются: матриархат и патриархат; детская, молодежная, культура пожилого возраста; мужское и женское начало в культуре.

Мир культуры является результатом многообразных видов деятельности людей. Следовательно, через овладение культурой в процессе передачи ее от поколения к поколению происходит приобщение человека к социуму, его ценностям, накопленному опыту.

Выше была выделена одна из важнейших социальных закономерностей – возрастание роли культуры. Подчеркнем, что эта роль определяет и главную функцию культуры – гуманистическую или человеко-творческую. Множество других функций связаны с ней. Функцией исторической преемственности называют функцию трансляции (информационную). Лишь культура обладает уникальным механизмом, который позволяет обществу сохранить и развить накопленный опыт. Этот механизм выражает себя в традиции.

Другая ведущая функция культуры – познавательная (гносеологическая). Культуру невозможно представить в отрыве от нормативной системы, следовательно регулятивная (нормативная) функция культуры опирается на мораль и право.

Окружающий нас мир культуры, созданный человеком, - это мир знаков, символов. Постичь культуру значит понять, разгадать соответствующую знаковую систему. Ею выступает язык, музыка, наука. Тем самым культуре присуща еще одна важнейшая функция - знаковая (семиотическая). Культуру как целостность невозможно представить вне ценностных оценок. Являясь системой определенных ценностей, культура содержит в себе ценностную (аксиологическую) функцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.