Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды развития и особенности античной культуры




Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте периодизацию древнейшей истории человечества по основным материалам для изготовления орудий труда.

2. Раскройте содержание понятия «синкретичность» применительно к первобытной культуре.

3. Каковы сюжеты живописи и графики периода мезолита и неолита?

4. С какого времени началось систематическое научное изучение первобытного искусства?

5. Первобытная скульптура представлена каменными или костяными фигурками женщин: какое они получили название, объясните его.

6. С каким понятием связан переход от присвающего хозяйства к производящему?

7. Дайте характеристику основных архитектурных сооружений первобытной эпохи.

8. Назовите крупнейшие центры первобытной культуры на территории Европы и нашей страны. Подготовьте сообщение об одной из стоянок на выбор: Афонтова гора, Усть-Кова, Малая Сыя, Белый Июс, Тагенар, Чадобец, Мальта.

9. Составьте рассказ о самом известном в мире кромлехе, воспользовавшись дополнительной литературой.

 

Историческая типология культуры сегодня является доминирующей. Идеи об историчес­ком процессе и его представителях возникали уже на стадии древних обществ. «Отец исто­рии» Геродот (490-480 - около 425 до н.э.) считал, например, что вся история людей мо­жет быть представлена эллинами (древними греками) и остальными народами — варварами (мидийцами, мидянами, египтянами, асси­рийцами, фракийцами, сирийцами и др.). В Библии (Ветхом Завете) говорится о четырех царствах: Ассирийском, Персидском, Македонском и Римском, которым на смену придет вечное христианство. Средневековые хронисты вели историю от «сотворения ми­ра», считая эпоху после рождения Иисуса Христа последней перед всемирным Апокалипсисом и судом Божьим, после чего будет восстанов­лен рай на земле.

Но исследование реальных культур древних обществ по сохранившимся письменным источникам и материальным свидетельствам показывает, что у каждого народа была своя культура и своя история. Данный подход позволяет дифференцировать культуры народов, регионов, мате­риков и континентов, определить особеннос­ти каждой культуры, выделить одну из наиболее совершенных, каковой, без сомнения, является античная культура.

Античной называют в широком смысле всю древнегреческую и древнеримскую культуру. Иногда под античностью в узком смысле слова понимают только древнегреческую культуру. В лекции античная культура рассматривается в широком смысле: это древнегреческая культура XXV - I вв. до н.э. и древнеримская культура с VIII в. до н.э. по V в. н.э.

История Древней Греции и ее культуры делится на пять периодов:

· крито-микенская культура XXV - XIV вв. до н.э.;

· гомеровская культура XIII - IX вв. до н.э.;

· культура архаического периода VIII - VI вв. до н.э.;

· культура классического периода V - IV вв. до н.э.;

· эллинистическая культура III - I вв. до н.э.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

· искусство этрусков VII – IV вв. до н.э.

· искусство Римской республики IV – I вв. до н.э.

· искусство Римской империи I – IV вв. н.э.

Более подробно рассмотрим древнегреческую культуру, ставшую основой европейской культуры и оказавшую существенное влияние на отечественную культуру. Древнеримская культура также многое заимствовала от древнегреческой культуры.

Крито-минойская культура существовала на о. Крит. Получила наивысший расцвет при царе Миносе. Особенностями материальной культуры было ремесленное и кустарное производство, строительство водопроводов и канализаций, широкое использование труда рабов. Сохранились многие материальные свидетельства высокого уровня развития крито-минойской культуры: дворцы-лабиринты, бронзовые орудия труда и оружие, цветная керамика, бронзовые статуэтки. Религиозно-храмовое строительство не получило еще размаха и не достигло той грандиозности, которая была присуща впоследствии культуре материковых древнегреческих городов-полисов.

Духовная культура характеризовалась богатой мифологией. Царь Минос, Тесей и Ариадна, Зевс и Европа, получеловек-полубык Минотавр, многие другие реальные и мифологические герои легли в основу богатейшей литературы, которая и сегодня интересует многих, обращает наше внимание к далеким истокам европейской и российской цивилизаций. Мифология была тесно связана с язычеством, они причудливо переплетались и взаимодополнялись. Имели место не только местные (впоследствии они стали называться европейскими), но и заимствованные с Востока элементы культуры: «дворцовый» характер основных строений, централизация хозяйственной и военно-политической жизни, наличие царя, который одновременно был и верховным жрецом. Основные боги воплощали земледелие и плодородие, военно-политическую активность общества. Критская культура располагала линейным слоговым письмом.

Существуют две версии гибели крито-минойской культуры. Первая версия связывает ее с природным катаклизмом — страшным извержением вулкана (вулканов) и землетрясением, которые уничтожили большинство жителей о. Крит и их культуру. Вторая версия падение критского царства считает результатом набегов и завоевания более отсталыми племенами: вначале ахейцев (XVв. до н.э.), а затем дорийцев (начало XII в. до н.э.). Но, так или иначе, крито-минойская культура, считают исследователи, уже в XV в. до н.э. не существовала.

Ее своеобразным и однотипным продолжением стала культура г. Микены на «материковой» Греции и островах Эгейского моря. Микенская культура существовала с XV по XIII вв. до н.э. Нашествия дорийцев означали гибель уже не столько Критской культуры, сколько города-крепости Микены и окрестных островов. В Микенской культуре характерные черты и элементы крито-минойской культуры были дополнены шахтными усыпальницами и купольными гробницами. В них собирались украшения, сосуды, оружие, изготавливались золотые посмертные маски. Дворцы укреплялись стенами из огромных каменных глыб без всякого связующего материала.

Ахейцы переняли линейное слоговое письмо А от минойцев и приспособили для своего языка. Возникло письмо В. Английский лингвист М.Вентрис в 1953 г. расшифровал письмо В. Но минойское письмо А оставалось неразгаданным. 3 июля 1908 г. итальянская археологическая экспедиция нашла на о. Крит около г. Феста глиняную табличку с текстом. Ее возраст составлял примерно 3700 лет. Текст был расшифрован лишь в конце 80-х гг. XX в. и оказался славянским слоговым письмом. Это открытие добавило «загадок» в объяснении корней крито-микенской (объединенное название крито-минойской и микенской) культуры. Дорийцы, покорившие Микены, имели уже железное оружие. С XII-XI вв. до н.э. на полуострове Пелопоннес и других регионах материковой Греции начинается «железный век» древнегреческой культуры.

Гомеровский период античной культуры органично связан с образованием родовых общин и родовых поселков, часть которых постепенно превращалась в крупные поселения. Письменность на материковой Греции была утеряна или она вовсе отсутствовала у многих племен (общин). Лишь со второй половины VIIIв. до н.э. письменность стала широко рас­пространяться в уже существовавших городах-полисах. Это было не сло­говое, как в крито-микенской культуре, а алфавитное письмо, заимство­ванное у финикийцев. Считается, что гомеровский период характеризует упадок древнегреческой культуры.

Но он не случайно получил название гомеровского. Слепой поэт и мыслитель Гомер в своих произведениях воспевает доблесть и подвиги родовой (аристократической) знати, которая после крушения централизованных военно-политических систем Крита и Микен повела активную борьбу за самостоятельность, власть, славу и богатство. Несмотря на то, что поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» описывают крито-микенскую эпоху, речь идет в основном о героях Троянской войны, их подвигах как представителей или лидеров родовых общин.

Упадок культуры характеризовался переходом в строительстве к дере­ву и необожженному кирпичу, к деревянной скульптуре. Но продолжа­лось изготовление ваз, бронзовых и терракотовых статуэток. Особеннос­ти культуры подчеркивали образ и способ жизни древнегреческих племен - разобщенность, небольшие сельские и ремесленные общины, замкнутость, постоянные вооруженные столкновения. Величественные образы материальной или духовной культуры создать в таких условиях было сложно.

В архаический периодпроисходит колонизация греками побережий Средиземного, Мраморного, Черного и других морей. Была преодолена изоляция родовых общин и греческих племен от других народов. От мидийцев была воспринята чеканка монет, от финикийцев - письмо. Астрологические и математические знания заимствовались из Египта и Ва­вилона, архитектура и скульптура - из Египта и стран Ближнего Востока. Творческая переработка приобретений, придание им особого индивидуалистического или полисного характера обусловили бурный расцвет материальной, а особенно духовной культуры древних греков в V-IV веках до н.э. Но в архаическом периоде создавались его основы.

Возникают города-полисы. Формируется и расширяется местное и общегреческое язычество, очаговый характер имеет развитие культуры в городах-полисах. Объективно возникает состязательность и соперничество. Человек, за исключением рабов, чувствует себя достаточно свободным. С 776 г. до н.э. начинают свою историю Олимпийские игры в честь бога Зевса, затем - спортивные и музыкальные Пифийские игры в честь бога Аполлона в г.Дельфы, Истмийские - в честь бога Посейдона неда­леко от г.Коринф и др. На ионическом побережье (г.Милет, г.Эфес и др.) зарождается философия. Становятся известны так называемые «7 мудрецов», в число которых в разных городах включались разные лю­ди. Мудрецами, таким образом, признавались более 40 человек, но пер­вым среди них неизменно называли Фалеса из г.Милет.

В архаический период, как считают исследователи, были записаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, существовавшие раннее в устной форме. Зарождается литературное творчество.

В архитектуре господствуют колонны, дорический и ио­нический ордера. Возникает каменная скульптура. Изображаются в основном реальные люди, герои, боги в об­лике людей. Доминируют изображения обнаженного юноши (куросы) и одетой девушки (коры).

В VIII - VI веках до н.э. была создана реальная осно­ва для расцвета древнегреческой культуры.

Культура классического периодаознаменована, прежде всего, бурным развитием духовной жизни древнегреческих обществ. Одним из главных достижений стало развитие философии. Свой вклад внесли многие философы и философские школы различных городов. Возник сам термин «фи­лософия», который постепенно заменил термин «мудрость».

Некоторые античные философы, например Платон, Сократ, Зенон считаются предтечами христианских богословов. В Благовещенском соборе Московского Кремля они изображены с нимбами наряду с отцами церкви и великими святыми. Пилястры стен в галерее собора украшены изображениями Аристотеля, автора «Илиады» Гомера, римского поэта Вергилия.

Бурное развитие получило искусство: архитектура, ваяние, поэзия и проза, театр, музыка. Широкую известность получили творения Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана. Афинский театр вмещал 17 тыс. зрителей, а театр в г. Эфесе - 60 тыс. Человек в древнегреческом искусстве предстает самостоятельной активной личностью с явными акцентами героики, возвышенности. Он способен к творчеству и в этом ему помогают боги. Свободная состязательность в видах искусства и физической культуре соотносилась с постоянно соседствующим вооруженным наси­лием. Их сравнение утверждало уважение к порядку и добродетелям, к закону, формировало неприятие деспотизма и тирании. Жизнь в городе-полисе воспринималась не только как необходимое и наилучшее устрой­ство, но и считалась противостоящей хаосу и грубости (варварству). Из­вестно, например, что только Аристотель описал 158 греческих полисов. Пантеон богов достиг более 3 тысяч.

Эллинистическая культура III - Iвеков до н.э. характеризуется попытками угасающих полисов распространить свое влияние на другие народы или сохранить его после распада империи А. Македонского. Одним из примеров может служить г.Александрия, построенный в 332-331 гг. до н.э. по указу А.Македонского на северном побережье Африки, недалеко от устья р.Нил. Правление городом осуществляла греческая знать. Была создана уникальная для того времени библиотека. По разным ис­точникам она насчитывала от 100 до 700 тыс. рукописных книг и других письменных источников. Книжные знания предназначались не только для богатых греков, но и для развития духовной культуры, совершенст­вования производства, для торговли, лечения людей и других целей. Библиотека существовала более 250 лет. Затем часть ее сгорела в 47 г. до н.э., часть была уничтожена завоевателями в 391 г. н.э., а остатки - в VII - VIII веках.

Эллинизм знаменит учеными Евклидом и Архимедом, философскими школами стоиков, эпикурейцев и киников. Эралисфен достаточно точно вычислил окружность Земли. Аристарх обосновал гелиоцентрическую, а Гиппарх - геоцентрическую теории солнечной системы. Была создана 17-томная рукописная «География», автором которой был Страбон.

Героизированная личность классического периода постепенно при­обретает черты простого, обыденного человека. Развивалась медицина. Известны более тысячи мыслителей, писателей, врачей, которые изуча­ли и описывали практического человека с его положительными качест­вами и недостатками, с частной его жизнью. Эллинизм славен также строительством Александрийского маяка, Александрийского мусейона (храма муз), храма Артемиды в Эфесе, созданием скульптуры богу Гелиосу на о.Родос.

Постепенно функционирование культуры в ослабевающих полисах эллинистического периода приобретало негативные черты. Состязательный характер культуры все чаще связывался с необходимостью, с принудитель­ным творчеством, деградировала мораль, испытывая на себе воздействие противоречивых факторов - крайней рациональности, абстрактного объ­яснения важности моральных норм и принципов, с одной стороны, и от­крытым их несоблюдением, ориентировкой на чувственные удовольст­вия, с другой. Распространялась праздность жизни как «законный» способ жизнедеятельности знати. Духовная культура вырождалась в куль­туру отдыха, времяпрепровождения. После смерти А. Македонского в 323 г. до н.э. его империя быстро распалась. Сохранившиеся города-поли­сы и другие территории постепенно подчинялись новой сильной социаль­ной системе - Риму.

Неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества состоит в следующем:

· античность создала классические, непревзойденные образцы в скульптуре, архитектуре, философии, ораторском искусстве

· античность выработала гуманистическую систему ценностей, которая затем воплощалась в творчестве художников Возрождения и последующих эпох

· античность явилась фундаментом основных и общественных наук

· античность сформировала то понимание мира, в котором человек является деятельной его частью мира

· античность приблизила вселенную к человеку через божественное, пантеистическое посредством создания стройной мифологической системы

· античность гармонично соединила дионисийское и аполлоновское начало в феномене театра (Аристофан, Эврипид, Софокл, Эсхил)

· античность проявила себя в образцах социальной целостности – полисе, который признал права, гражданский статус, достоинства человека

 

История Древнего Рима насчитывает более двенадцати столетий (с VIII в. до н.э. по V в. н.э.). Культура Древнего Рима формировалась двумя путями. Первый путь состоял в созидательной деятельности племен, населявших территорию современной Италии, в том числе острова Сицилия, Сардиния и др. Апеннинский полуостров Италии назвали греки. Но населяли его мно­гие племена, одним из которых были этруски. Около 22-28 веков назад этруски владели большей частью Апеннинского полуострова. В 754-753 гг. до н.э. они основали Рим, символом которого стала скульптура - Капитолийская волчица, изобрели жилые здания с крытым двориком в центре, строили водопроводы и канализацию, изобрели якорь и медный таран на носу корабля в его подводной части, создали сильный флот. Этруски сформи­ровали римские знаки власти, одежду, придумали гладиаторские бои и цирк, передали римлянам (совокупности племен) своих богов.

Этруски, которых греки называли еще тирренами, основали коллегию римских жрецов (гаруспиков), разработали совокупность правил и поуче­ний для воспитания детей, создали древнейшие памятники письменности. До недавнего времени их не удавалось «расшифровать». Но в конце XX в. Г.С. Гриневич и другие исследователи, используя расшифрованную пись­менную табличку древних славян, найденную в 1961 г. на территории Ру­мынии, «прочитали» многие тексты этрусков.

Второй путь формирования культуры Древнего Рима - присоединение древнегреческих городов-полисов и других территорий. В ходе подчине­ния перенималась и культура. От греков римляне восприняли алфавитное письмо (его вариант) и, соединив с письменностью этрусков, образовали латинский алфавит. Материальная культура греков - ремесленное произ­водство, кораблестроение, сельскохозяйственная деятельность, очаги и средства торговли - также составила основу культуры Рима. Использована была и полисная система государственно-политического устройства. Особенно много древние римляне переняли от греков в сфере духовной культуры: философию, архитектуру, ваяние, научные знания, театральное и музыкальное искусство, поэтику.

Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория; пространство обозначалось фресками («Весна»), мозаикой («Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием III»), рельефами. Римская культура вписала индивида в государство: скульптурные портреты точно передают особенности лица, характера, привычек; рельефы достоверно фиксируют исторические события жизни империи. Римская архитектура масштабна, в ней преобладают отчужденные и замкнутые формы.

В III в. до н.э. был создан один из лучших скульптурных памятников – «Брут Капитолийский». Скульптурные портреты эпохи кризиса империи, дворцовых переворотов, народных восстаний передают образы честолюбивых, грубых властителей Рима (портрет Каракаллы), образы достойных граждан (портрет Авла Метела).

Важной особенностью культуры Древнего Рима стала разработка пра­ва.

Развитие литературы, драматургии, поэзии связано с Ливием Андроником, Титом Плавтом, Публием Теренцием, Гаем Криспом, Гаем Юли­ем Цезарем, Марком Туллием Цицероном, Титом Лукрецием Каром и др. Политеистические верования, воспринятые от древних греков, получили своеобразную обработку. Боги стали называться по-другому, менялись их сферы «ответственности». Религиозность приобрела анимистический характер. Божествам лесов, полей, долин воздвигались святилища. Почитались абстрактные божества (идеи): боги Свободы, Доблести, Согласия и др. В их честь также строились храмы. В архитектуре использовались четыре основных ордера: тосканский (от этрусков), до­рический, ионический и коринфский - от греков.

С VI в. до н.э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум, где проходили народные собрания, решались вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. На территории Форума было множество зданий, памятников, статуй. Замечательными памятниками Форума являлись колонна Траяна (ок.114 г. до н.э.), храм Сатурна (497 г. до н.э.).

Шедевром римского зодчества является Пантеон (125 г.), здесь никогда не приносились жертвы, не совершались обычные ритуалы, в настоящее время в Пантеоне создана усыпальница великих людей Италии. Сферическое окно диаметром девять метров («глаз Пантеона») пропускает щедрый солнечный свет, заливая собой все пространство храма.

Древнеримская духовная культура сформировала особый вид культу­ры: зрелищно-площадную. Встречи триумфаторов, цирковые игры, бои гладиаторов заняли важное место в духовно-развлекательной жизни римлян. Триумфальные арки являлись символами побед римлян в военных походах (Триумфальная арка императора Тита). С римских площадей триумфальные арки перешагнули в другие города мира, являясь памятниками доблестных побед.

Крупнейшая зрелищная постройка – Колизей (75-80 гг.) (коллосеус – колоссальный), который вмещал до 56 тысяч зрителей, охарактеризован римским поэтом Марциалом как чудо света. Ю.Цезарь, например, устроил бой одновременно 500 пар глади­аторов, а О.Август - 10 000 человек. Императоры I-II вв. н.э. посылали на арену по несколько десятков тысяч гладиаторов и диких зверей. Отне­сти подобные мероприятия к культуре оказывается сегодня достаточно сложно. Они демонстрировали площадное, массовое варварство и ди­кость нравов. Римская империя приближалась к закату.

Многие зрелища и праздники длились десятки дней. Известны празднования в 123 дня (Троян) и 135 дней (Марк Аврелий). Лозунг «хлеба и зрелищ» выполнялся строго, что порождало паразитизм в обществе, нежелание активно трудиться. При императоре Августе (конец I в. до н.э.) число иждивенцев, получавших даровой хлеб, составляло 200 тыс. чело­век при полуторамиллионном населении Римского государства.

В I веке н.э. в Палестине, а затем и в Древнем Риме зарождается христианство. Но в результате жестокой внутренней борьбы за власть, а так­же изменений в социально-экономических и политических условиях жизни народов Европы, Римская империя и ее культура приходят в упа­док. Христианская церковь негативно и враждебно отнеслась к античной культуре, считая ее варварской. Данный фактор ускорил гибель культу­ры Древнего Рима. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., что символизировало завершение истории древних веков в Ев­ропе. Восточная Римская империя, получившая название Византия, просуществовала еще тысячу лет. Но античная культура явилась колыбелью, основой формирования последующих культур евро­пейских и многих других народов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.