Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя среда деятельности предприятия

С точки зрения теории систем предприятие является открытой системой, т.е. системой, взаимодействующей с внешним миром (средой), представляющей собой множество взаимодействующих с ним и между собой систем. Поэтому далее будем использовать термины внешняя среда и внутренняя среда предприятия для обозначения совокупности всех внешних систем и собственной системы.

Предприятие как система создается людьми, принадлежит к особой категории так называемых целеустремленных систем - систем, содержащих в себе в качестве своих компонентов людей.

Система – это единство взаимосвязанных, взаимовлияющих элементов, которые расположены в определенной закономерности в пространстве и времени и совместно функционируют для достижения определенной цели.

Предприятие как система

Цель современного предприятия представляет собой сумму целей всех его работников, собственников, потребителей и, строго говоря, всех остальных субъектов (далее называемых заинтересованными лицами (сторонами))[1]. В сущности цель предприятия должна представлять собой систему четырех категорий целей:

  • целей его работников,
  • целей его собственников,
  • целей потребителей его продукции,
  • целей общества в целом.

Из этих четырех категорий заинтересованных лиц только первая входит в структуру предприятия, все остальные относятся к внешней среде.

Среди всех целей предприятия стержневой, базовой целью, ведущим стимулом его деятельности является его миссия, его предназначение для потребителей результатов (продуктов и услуг) предпринимательской деятельности.

Ясно, что максимизация прибыли не может служить миссией предприятия, поскольку является лишь его внутренней целью, в то время, как миссия представляет собой цель, выходящую за рамки предприятия. Например, миссией фирмы "Мак Доналдс" является быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов. Понятно, что миссия фешенебельного ресторана существенно от нее отличается, так как ориентирована на другие потребности клиентов.

Т.е. миссия ориентирована, в первую очередь, на качество продуктов и услуг и привлекательность для пользователя, т.к. без этого не будет желаемых объемов продаж и прибыли ни в текущий момент, ни в будущем.

 

Итак, главным признаком для описания деятельности предприятия (коммерческой организации) будем считать тот, что оно работает на рынке и предоставляет свои товары и/или услуги[2] потребителям (осуществляет свою миссию). Потребители платят деньги, поставщики поставляют исходное сырье или товары или материалы для оказания услуг. Деятельность обеспечивается наличными ресурсами предприятия, включая персонал, финансы, технологии и т.п. Кроме того, деятельность предприятия регулируется различными надзорными и государственными органами. Представленная на Рис. 1.

принципиальная схема такой деятельности (основные элементы) включает деятельность предприятия как черный ящик, выполняющий преобразование потоков объектов преобразования на входе в результаты преобразования на выходе. Входные потоки составляют продукты поставщиков, управляющие воздействия со стороны владельцев и госорганов и надзорных органов, все ресурсы, выходные – потоки продуктов потребителям.

 

Рис.1. Принципиальная схема деятельности предприятия

Таким образом, смыслом указанной деятельности (ее семантикой) являются преобразования потоков бизнес - объектов под управлением компонент внешней среды.

Если рассматривать в качестве основных процессов все процессы, выдающие во внешнюю среду свои «продукты», то к таковым можно также отнести отчетные процессы бухгалтерского характера, поставляющие отчетные документы владельцам, госорганам и надзорным органам.

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Рис.2. Принципиальная схема взаимоотношения предприятия и внешней среды.

Как показано на рисунке, внешняя среда, разделяется на две категории сушностей - микросреду и макросреду, из которых первая определяет целевое (рыночное) окружение предприятия, где осуществляется его миссия и добываются средства к существованию и развитию, вторая задает внешние условия (рамки), в пределах которых оно существует и стремится оптимизировать свою деятельность по экономическим критериям и критериям качества продуктов и услуг и привлекательности для пользователя.

На Рис.3 показана более детальная схема взаимодействия предприятия с микросредой, которая здесь подразделяется на рынки сбыта, поставок, кадров и финансов. Из них ключевым является категория рынков сбыта, т.к. именно на них через процессы маркетинга и продаж осуществляется присутствие на рынке и обмен продуктов на соответствующую денежную выручку от покупателей и в конечном счете определяется прибыль как основа существования и развития.

 

 

Рис.3. Обобщенная схема взаимодействия предприятия с внешней средой

Справа внизу на рисунке показаны рынки поставок. Процесс материально – технического снабжения предприятия обеспечивает планирование закупок и закупки у поставщиков необходимых для производства продукции материалов и комплектующих, а также закупки необходимого оборудования и пр.

Вверху слева показан финансовый рынок, на котором работает финансовая подсистема предприятия, обеспечивающая планирование и управление входящими финансовыми потоками (оплата отгруженной продукции, товаров, выполненных услуг) и исходящими потоками (выплаты за закупленные сырье, материалы, оборудование и пр.). В этих операциях принимают участие внешние финансовые организации (банки, инвесторы и пр.).

Вверху справа показан рынок кадров, на котором присутствует процесс управления кадрами и обеспечивает с помощью кадровых агентств и напрямую поиск и наем сотрудников нужной квалификации, а также увольнение сотрудников.

В центре рисунка показаны основные процессы предприятия: производство, логистика, управление. Процесс производства обеспечивает изготовление продукции из материалов, поставляемых процессом логистики через процесс закупки. Процесс логистики также обеспечивает поставки процессу сбыта готовой продукции, получаемой из производства, для ее реализации покупателям. Процесс управления обеспечивает учет, контроль, планирование, управление всеми процессами предприятия по стоимостным критериям и критериям качества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельность предприятия | Структура предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.