Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рынка и субъектов рыночного хозяйства

 

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном безличностном механизме ценовых сигналов. Рынок - это сфера обмена, сфера взаимодействия покупате­лей и продавцов. Условия возникновения рынка:

1) общественное раз­деление труда;

2) частная собственность, порождающая обособленность экономических интересов.

Границы и эффективность рынка определяются свободой обмена и величиной транзакционных издержек. Эффективность рынка зависит от общественных регуляторов, способных обеспечивать и воспроизводить гарантии свободы экономической деятельности каждо­му субъекту. Общественные регуляторы, «правила игры», неразрывно связаны с отношениями собственности.

Товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Ва­жнейшими характеристиками товара являются потребительная стоимость и меновая стоимость. Потребительная стоимость - это способность бла­га удовлетворять ту или иную потребность людей. Меновая стоимость - это количественное отношение, в котором одно благо меняется на дру­гое (другие). Развитие товарного обмена привело к появлению специфи­ческого товара - денег, которые стали выступать всеобщим эквивален­том. Количество денег, назначенное и уплачиваемое за единицу блага, называется ценой.

Субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство - это экономическая единица в составе од­ного или нескольких лиц, которая:

1) является собственником какого- либо ресурса;

2) стремится к максимальному удовлетворению своих по­требностей;

3) самостоятельно принимает решения.

Фирма - это эконо­мическая единица, которая:

1) использует ресурсы, для производства товаров и услуг;

2) стремится к максимизации прибили;

3) самостоя­тельно принимает решения.

Под государством понимаются правительст­венные организации, которые реализуют функции управления. Экономическое поведение домохозяйств и фирм будет определяться теми выгодами и затратами, которые порождают принимаемые ими реше­ния. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для производителей, так и для потребителей. В этом смысле цена является организующей силой, а конкуренция - регулирующей и контролирующей.

Рынки можно определенным образом классифицировать. Прежде всего, в зависимости от объекта. Самое общее деление:

а) рынок товаров и услуг;

б) рынок ресурсов (факторов производства).

Эти два рынка подразделяются на различные субрынки: рынок потребительских това­ров, сырьевой рынок, рынок медицинских услуг и т.д.

Учитывая осо­бую роль денег в современной экономике, выделяют финансовый рынок.

Рынки можно также классифицировать по географическому принципу: местный, региональный, национальный, мировой.

По характеру продаж - оптовый, розничный и т.д.

Колебания рыночных цен определяют важнейшие функции рынка:

1. Распределение основных ресурсов по отраслям экономики.

2. Стимулирование технического прогресса.

3. Дифференциация доходов субъектов рынка.

В целях повышения эффективности функционирования рыночной эко­номики государство выполняет две важнейшие функции:

1) формирует законодательную базу

2) защищает конкуренцию.

В целях смягчения недостатков рыночной экономики, государство реализует также три следующие функции:

1) перераспределяет доходы и богатство в обществе;

2) поддерживает стабильность экономическо­го развития; 3) перераспределяет ресурсы в пользу тех сфер эконо­мики, где проявляются изъяны ("провалы") рынка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оформление отчета маркетингового исследования | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.