Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и среда. Детерминизм и неопределенность

Система и ее свойства

Лекция 3.

Вопросы лекции:

1. Система и среда. Детерминизм и неопределенность.

2. Система и время.

3. Понятие системы как семантической модели.

Определение. Среда есть совокупность элементов окружающего систему мира, не входящих в ее состав, но оказывающих на нее то или иное воздействие.

Всякая реальная система существует в среде и может рас­сматриваться как подсистема некоторой более общей системы, со­держащей в своем составе среду, окружающую данную систему. В связи с этим выделение системыиз среды, как правило, связано с той или иной идеализацией. В ряде случаев возникают затруднения даже с решением вопроса о том, какие элементы следует относить к собственно системе, а какие - к среде. Решение данного вопроса при проведении тех или иных исследований за­висит от характера и целей исследований. При этом в выделяемую часть мира – систему, включаются те элементы, которые, вступая между собой в те или иные связи, формируют ряд характерных с точки зрения данного исследования свойств системы, определяю­щих ее как целостное образование, противостоящее среде и взаи­модействующее с последней.

Следует обратить внимание на два аспекта этого взаимодействия. Во-первых, оно во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой. Различают три вида такого обмена: вещественный, энергетический и информационный. Во-вторых, среда обычно является источником неопределенности для системы, более того, при решении вопроса разграничения системы и среды к последней часто относят недостаточно изученные, плохо определенные элементы и факторы. Среду могут иметь не только материальные, но и абстрактные системы. В наибольшей степени это относится к концептуальным и языковым системам. Так, например, для языка средой являются другие языки и различные факторы общественного развития, не учитываемые в основной модели развития языка. Для науки - дру­гие науки и факторы социального и технического прогресса, влияю­щие на развитие данной науки и т.д.

В связи с введением понятия среды системы разделяются на два класса: открытые и закрытые.

Открытой называется система, которая взаимодейст­вует с окружающей ее средой. Таким образом, все реальные си­стемы являются открытыми. Открытая система является частью бо­лее общей системы или нескольких систем. Если выделить из этого сложного образования собственно рассматриваемую систему, то оставшаяся часть и будет ее средой. Открытая система связана со средой определенными коммуникациями - сетью внешних связей системы. Выделение внешних связей и описание механизма взаимодействия «система – среда» является центральной задачей теории открытых систем. В связи с рассмотрением откры­тых систем более широкое значение приобретает и понятие струк­туры системы. Для открытых систем оно включает не только внут­ренние связи между элементами системы, но и внешние связи со средой. При описании структуры внешние коммуникационные каналы стараются разделить на входные, по которым среда дей­ствует на систему, и выходные, по которым происходит воздействие системы на среду. Совокупности элементов этих каналов, принадлежащие собственно системе, называются вход­ными и выходными полюсами системы.

 

Х1

Х2 У1

Х3 6

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тезаурус | Входы х4 выходы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.