Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы менеджмента




Экономические методы управления

Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материаль­ных санкций (штрафов) за несоответствующее его качество и недостаточ­ное количество. При этом используется как индивидуальная, так и кол­лективная материальная заинтересованность. Поэтому экономические методы, с одной стороны, должны стимулировать деятельность организа­ции, вне зависимости от формы собственности, на удовлетворение потреб­ностей общества, с другой стороны, они должны служить мотиватором для персонала организации.

Социально-психологические методы менеджмента в своей совокупности предназначены для создания и поддержания социально-психологического климата в организации таким, чтобы работник, с одной стороны, делал все необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им самим направлении.

Среди социально-психологических методов менеджмента можно вы­делить:

• развитие социальной инфраструктуры предприятия;• социальные исследования;• соревнование;

• преодоление и использование конфликтов;• методы гуманизации труда;• методы морального поощрения и порицания;

• психологическое влияние;• убеждение;• методы планирования и развития карьеры сотрудников. Социальные исследования в современном менеджменте играют двой­ственную роль.

С одной стороны, они являются источником информации о социальных проблемах организации, подразделений и социальных групп.

С другой стороны, с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал организации.

Наглядным примером такого воздействия являются исследования Элтона Мэйо [21], проведенные в 1924 г. на заводе, принадлежащем ком­пании «Вестерн Электрик» (город Хоторн, штат Иллинойс, США). Суть исследований заключалась в определении влияния уровня освещенности рабочего места на производительность труда рабочих-станочников. Ре­зультаты были удивительными: производительность труда росла как при увеличении, так и при уменьшении освещения. Оказывается, это была ре­акция рабочих на проявление внимания к ним.

Соревнование может реализовываться одним из следующих способов (или их совокупностью):

1) выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера;

2) установление стандартов поведения и производительности в различ­ных областях деятельности предприятия;

3) поддержание социальной преемственности передового опыта, что дос­тигается проведением различных конкурсов, работой кружков каче­ства, поощрением передовиков производства, празднованием успеш­ного завершения важных для организации работ. Важным аспектом соревнования является обязательное и гласное под­ведение его итогов с обязательным награждением победителя.

Яркий пример организации соревнования описан у Дейла Карнеги [14]. Рабочие одного плавильного цеха не выполняли сменных заданий. Вла­делец завода Чарльз Шваб пришел в цех перед приходом ночной смены и спросил у рабочего уходящей дневной:

- Сколько плавок сделала сегодня ваша смена?

- Шесть, - ответил рабочий.

После этого Шваб взял мел, нарисовал на полу большую шестерку и ушел. Рабочие ночной смены, придя на завод, увидели цифру «6» и спро­сили, что она означает. Рабочие дневной смены рассказали о ее проис­хождении. На следующее утро Шваб пришел в цех. Ночная смена стерла цифру «6» и заменила ее семеркой. После ухода дневной смены «7» изме­нилась на «10». Вскоре этот цех стал обгонять другие цеха предприятия.

Методы гуманизации труда представляют собой:

1) использование психологического воздействия цвета и музыки,

2) исключение монотонности труда,

3) расширение творческих моментов в процессе труда.

Основные требования, предъявляемые к методам морального поощ­рения:

1) моральное поощрение необходимо распространять на всех работников, которые показали стремление к улучшению результатов трудовой де­ятельности, а не только на передовиков;

2) моральное поощрение необходимо проводить в торжественной обста­новке;

3) обеспечение сравнения результатов в различных областях деятельно­сти.

Методы морального порицания можно применять только при условии убеждения, что они принесут желаемый результат (табл. 6.2). Обязатель­ное требование к ним - индивидуальный подход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.