Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переживания личности в старшем школьном возрасте

Отличительной чертой старшего школьного возраста является то, что он завершает процесс обучения и подготавливает переход к самосто­ятельной жизни. Перед школьником возникает необходимость опреде­лить свое будущее место в жизни и деятельности. Наиболее значимым в этом плане является выбор школьником своей будущей профессии. Необходимость подобного выбора своего дальнейшего жизненного пу­ти и составляет специфику социальной ситуации развития старшего школьника.

В рамках данной ситуации формируется определенная внутренняя позиция школьника, основной чертой которой становится обращенность в будущее. Выбор дальнейшего жизненного пути становится для них тем аффективным центром, вокруг которого начинает вращаться вся жизненная ситуация. Этот процесс может иметь различное психо­логическое содержание. Однако наиболее типичным для него являет­ся осуществление школьником акта самоопределения, в рамках кото­рого упорядочиваются и приводятся в систему все его разнообразные мотивационные тенденции.

Профессиональные интересы школьников начинают оказывать свое влияние на учебные интересы старших школьников. Если подростки, думая о будущей профессии, как правило, исходят из своих школьных интересов, то старшие школьники начинают интересоваться теми учеб­ными предметами, которые им будут нужны для освоения будущей про­фессии. Комментируя данную ситуацию, Л. И. Божович отмечает, что «если первые смотрят в будущее с позиции настоящего, то вторые смот­рят на настоящее с позиции будущего» [12, с. 377].

Показательным в этом плане является изменение отношения стар­шеклассников к отметке. Сама по себе отметка способна отражать многочисленные стороны процесса учения — и уровень знаний, и об­щественное признание и т. д. Выделение учениками той или иной сто­роны в качестве ведущей наглядно свидетельствует о мотивационной стороне учения. Для многих учащихся старших классов отметка утра­чивают свою непосредственную побудительную силу, так как на пер­вый план выходит само стремление к знаниям. Знания приобретают для школьников дополнительный смысл как средство приобщения к будущей профессии. Поэтому они уже не стремятся, как подростки, «любым путем» к высоким оценкам — их уже больше волнуют содер­жательные аспекты учения.

Еще одним важным процессом, определяющим развитие школьни­ков старших классов, является формирование у них мировоззрения, т. е. выработка собственных взглядов по наиболее значимым вопросам об­щественной жизни. Психологической предпосылкой этого выступает становление в подростковом возрасте мышления в понятиях. Однако на начальном этапе своего развития такое мышление подростка направле­но в первую очередь на овладение школьной программой. У старших школьников изменяется роль понятийного мышления, которое теперь становится основным средством жизненного самоопределения. Теперь с помощью понятий школьник пытается разобраться в окружающих его событиях и в себе самом, найти ответы на волнующие его вопросы.

Тем самым мышление старшеклассника начинает качественно от­личаться от мыслительных процессов младшего школьника и подростка. «Учащиеся старших классов школы стремятся познать этот внеш­ний мир в целях нахождения в нем своего места, а также для того, что­бы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений. Эта общая мотивационная направленность учащихся старшего школь­ного возраста и создает своеобразие их познавательной деятельности....Мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный ха­рактер» [12, с. 384-385]. Свое непосредственное проявление эта осо­бенность находит в стремлении старшеклассника к отстаиванию сво­их убеждений в спорах с окружающими его людьми.

Понятийное мышление не только проникает в представления школь­ника о мире и других людях, но и позволяет несколько по-иному взгля­нуть на самого себя. У старшеклассника начинает формироваться обобщенное представление о самом себе, о своем «Я», о своей индиви­дуальности. Теперь все процессы сравнения себя с другими и выделе­ния своих особенностей протекают на качественно ином — обобщенном уровне. В итоге у школьников возникает новая форма обобщенного са­мосознания.

Развитие сознания (в форме мировоззрения) и самосознания (в виде обобщенного представления о себе) приводит к значительному усложнению того, что называется «внутренним планом среды». Та­кой «внутренний план» возникает уже на ранних этапах развития психики ребенка. Это выражается в том, что в своем поведении он начинает руководствоваться не только требованиями внешней сре­ды, но и теми представлениями и переживаниями, которые закрепи­лись в его психологических образованиях.

Осознанию и обобщению подвергается и система мотивов школь­ника. Основное изменение связано с тем, что осуществляется преоб­разование так называемых «знаемых мотивов» в непосредственно по­буждающие и происходит их дальнейшая иерархизация. Основу для структурирования мотивов задает система моральных принципов и идеалов, взглядов и убеждений школьника. Тем самым моральное ми­ровоззрение организует и систематизирует как мотивационную сферу школьника, так и связанное с ней поведение.

Наличие у старшеклассника такого «внутреннего плана» позволяет ему выходить далеко за рамки наличных ситуаций, что создает пред­посылки к возникновению у него некоторой «возвышенной философ­ской установки». Происходит определенный отрыв умственных иска­ний от реальных жизненных обстоятельств, что создает определенную «раздвоенность» в самоопределении старших школьников. Основная причина этого состоит в том, что в этом возрасте теорети­ческий, философский контекст мировоззрения только начинает форми­роваться. Старшекласник еще не может соединить его с осмыслением реального жизненного плана, оставаясь определенное время в плену у внутренней «идеальной» среды. К концу юношеского возраста с на­ступлением зрелости эта «двуплановость» исчезает. Наступает время рациональных решений и конкретных дел.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переживания личности ребенка в среднем школьном возрасте | Развитие личности в зависимости от организации учебной деятельности в начальной школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.