КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Переживания личности в старшем школьном возрастеОтличительной чертой старшего школьного возраста является то, что он завершает процесс обучения и подготавливает переход к самостоятельной жизни. Перед школьником возникает необходимость определить свое будущее место в жизни и деятельности. Наиболее значимым в этом плане является выбор школьником своей будущей профессии. Необходимость подобного выбора своего дальнейшего жизненного пути и составляет специфику социальной ситуации развития старшего школьника. В рамках данной ситуации формируется определенная внутренняя позиция школьника, основной чертой которой становится обращенность в будущее. Выбор дальнейшего жизненного пути становится для них тем аффективным центром, вокруг которого начинает вращаться вся жизненная ситуация. Этот процесс может иметь различное психологическое содержание. Однако наиболее типичным для него является осуществление школьником акта самоопределения, в рамках которого упорядочиваются и приводятся в систему все его разнообразные мотивационные тенденции. Профессиональные интересы школьников начинают оказывать свое влияние на учебные интересы старших школьников. Если подростки, думая о будущей профессии, как правило, исходят из своих школьных интересов, то старшие школьники начинают интересоваться теми учебными предметами, которые им будут нужны для освоения будущей профессии. Комментируя данную ситуацию, Л. И. Божович отмечает, что «если первые смотрят в будущее с позиции настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиции будущего» [12, с. 377]. Показательным в этом плане является изменение отношения старшеклассников к отметке. Сама по себе отметка способна отражать многочисленные стороны процесса учения — и уровень знаний, и общественное признание и т. д. Выделение учениками той или иной стороны в качестве ведущей наглядно свидетельствует о мотивационной стороне учения. Для многих учащихся старших классов отметка утрачивают свою непосредственную побудительную силу, так как на первый план выходит само стремление к знаниям. Знания приобретают для школьников дополнительный смысл как средство приобщения к будущей профессии. Поэтому они уже не стремятся, как подростки, «любым путем» к высоким оценкам — их уже больше волнуют содержательные аспекты учения. Еще одним важным процессом, определяющим развитие школьников старших классов, является формирование у них мировоззрения, т. е. выработка собственных взглядов по наиболее значимым вопросам общественной жизни. Психологической предпосылкой этого выступает становление в подростковом возрасте мышления в понятиях. Однако на начальном этапе своего развития такое мышление подростка направлено в первую очередь на овладение школьной программой. У старших школьников изменяется роль понятийного мышления, которое теперь становится основным средством жизненного самоопределения. Теперь с помощью понятий школьник пытается разобраться в окружающих его событиях и в себе самом, найти ответы на волнующие его вопросы. Тем самым мышление старшеклассника начинает качественно отличаться от мыслительных процессов младшего школьника и подростка. «Учащиеся старших классов школы стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места, а также для того, чтобы получить опору для формирующихся у них взглядов и убеждений. Эта общая мотивационная направленность учащихся старшего школьного возраста и создает своеобразие их познавательной деятельности....Мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер» [12, с. 384-385]. Свое непосредственное проявление эта особенность находит в стремлении старшеклассника к отстаиванию своих убеждений в спорах с окружающими его людьми. Понятийное мышление не только проникает в представления школьника о мире и других людях, но и позволяет несколько по-иному взглянуть на самого себя. У старшеклассника начинает формироваться обобщенное представление о самом себе, о своем «Я», о своей индивидуальности. Теперь все процессы сравнения себя с другими и выделения своих особенностей протекают на качественно ином — обобщенном уровне. В итоге у школьников возникает новая форма обобщенного самосознания. Развитие сознания (в форме мировоззрения) и самосознания (в виде обобщенного представления о себе) приводит к значительному усложнению того, что называется «внутренним планом среды». Такой «внутренний план» возникает уже на ранних этапах развития психики ребенка. Это выражается в том, что в своем поведении он начинает руководствоваться не только требованиями внешней среды, но и теми представлениями и переживаниями, которые закрепились в его психологических образованиях. Осознанию и обобщению подвергается и система мотивов школьника. Основное изменение связано с тем, что осуществляется преобразование так называемых «знаемых мотивов» в непосредственно побуждающие и происходит их дальнейшая иерархизация. Основу для структурирования мотивов задает система моральных принципов и идеалов, взглядов и убеждений школьника. Тем самым моральное мировоззрение организует и систематизирует как мотивационную сферу школьника, так и связанное с ней поведение. Наличие у старшеклассника такого «внутреннего плана» позволяет ему выходить далеко за рамки наличных ситуаций, что создает предпосылки к возникновению у него некоторой «возвышенной философской установки». Происходит определенный отрыв умственных исканий от реальных жизненных обстоятельств, что создает определенную «раздвоенность» в самоопределении старших школьников. Основная причина этого состоит в том, что в этом возрасте теоретический, философский контекст мировоззрения только начинает формироваться. Старшекласник еще не может соединить его с осмыслением реального жизненного плана, оставаясь определенное время в плену у внутренней «идеальной» среды. К концу юношеского возраста с наступлением зрелости эта «двуплановость» исчезает. Наступает время рациональных решений и конкретных дел.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |