Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь показателей в СНС: ВВП/ВНП и их производные. Личный располагаемый доход




Лекция 8. Предмет и содержание макроэкономической теории. Функции макроэкономики. Макроэкономическая теория и экономическая политика. Экономические цели общества

Конфликты, связанные с введением платного образования.

Общая установка: по мнению студентов, проигрывают всегда студенты.

 

Студенты описывают абсолютно универсальные или традиционные межличностные конфликты (как правило, они считают бессмысленным поиск конструктивного выхода из них, предпочитая от этого уклоняться и ждать конца семестра) так:

· преподавателю не нравится поведение или вид студента – преподаватель завышает требования и занижает оценку (традиционный);

· конфликт из-за оценки – с преподавателем спорить бесполезно (традиционный);

· конфликт из-за изменения требований (традиционный);

· преподаватель не считает нужным вникать в личные проблемы студента, из-за которых тот не выполнил какие-то требования (традиционный);

· взаимная невоспитанность или грубость одной из сторон: преподаватель не здоровается со студентами; преподаватель обращается к студенту на "ты"; преподаватель не знает имен своих студентов, но требует, чтобы его называли по имени (традиционный).

На основании приведенных конфликтных ситуаций можно заключить, что в межличностных конфликтах преподавателей и студентов каждая из сторон ставит "отношения" выше сути дела и считает это нормальным положением вещей. Отсюда следует общий вывод: любые личные отношения в формализованной системе чреваты конфликтной ситуацией. С другой стороны, основным методологическим принципом любых педагогических технологий и методик является максимальная объективность, формализованность и измеряемость критериев ранжирования способностей и результатов обучаемых субъектов. Но в результате, чем более формализованной выглядит система отношений «преподаватель –студент» внешне, тем чаще в объяснениях студентов фигурирует фраза: «Он\Она меня просто не любит».

Студенческая группа и кафедра вступают в конфликт по многим причинам (например, конфликт по поводу сроков сдачи дипломных работ и завышенных требований к их оформлению). Роль деканата как посредника субъективна – деканат всегда на стороне преподавателей. Преподаватели не вникают в жизнь студентов и их материальные проблемы. Студенческие описания межгрупповых конфликтов показывают, что и для преподавателей руководство вуза и для студентов значимость "лица" группы выше сути дела:

· студенты не удовлетворены уровнем преподавания, но и кафедра и деканат отрицают возможность замены преподавателя;

· университет определяет график учебных занятий без учета мнения и положения студентов;

· преподаватели решают объявить посещение лекций обязательным, а студенты хотели бы связывать посещение лекций с их качеством и информативной насыщенностью;

· существуют конфликты между группами студентов из-за места и времени занятий, экзаменов, лабораторных работ и пр.;

· преподаватели, по мнению студентов, специально "заваливают" последних, чтобы их отчислили или лишили стипендии;

Внутригрупповые конфликты также имеют свою содержательную и формальную специфику:

· конфликт внутри группы студентов из-за выполнения определенных обязанностей;

· конфликты внутри студенческой группы из-за несоблюдения общего соглашения (не идти на лекцию) или несоблюдения групповых норм (все списывают);

· конфликт внутри студенческой группы по поводу порядка сдачи контрольных заданий;

· конфликт внутри студенческой группы между теми, кто сдал деньги на какое-либо мероприятие, и кто не сдал;

· конфликт внутри студенческой группы между студентами, получившими разные оценки за одинаково (по их мнению) выполненную работу;

· конфликты внутри преподавательских коллективов, по-разному относящихся к студентам;

· конфликты среди групп преподавателей с разной зарплатой.

Стоит подчеркнуть, что студенты отмечают не только конфликты между преподавателями и студентами, но и конфликты между преподавателями или группами преподавателей. Кроме того, можно выделить класс организационных конфликтов образовательной реальности (название автора), то есть конфликтов разной степени остроты, связанных с организацией учебного процесса. Если свести описание этих конфликтов даже в простые таблицы (табл. 3.1 и 3.2), а затем проанализировать их, то можно увидеть перманентную напряженность образовательной реальности.

Введение платного образования привело к изменению отношений между студентами и преподавателями в целом и между студентами-контрактниками и преподавателями. Преподаватели считают, что платные студенты интеллектуально слабее, что они или их родители – очень обеспеченные люди. Студенты считают, что преподаватели плохо к ним относятся, попрекают заплаченными деньгами, подозревают их самих или их родителей в незаконных способах обогащения. С обеих сторон появляются претензии на изменение отношений должноствования: студенты считают, что за их деньги их должны учить или лучше, или дополнительно, или в лучших условиях. Преподаватели считают, что, получая такую мизерную зарплату, они ничего не должны, что это им должны университет или государство, а зарплата обучающих должна корреллироваться с их способностями и затрачиваемыми усилиями. В интересах каждого человека – жить так спокойно, как только это возможно. Следовательно, он прикладывает столько стараний к выполнению своих обязанностей, сколько этого требуют обстоятельства. Поэтому, студенты не стали учиться лучше из-за того, что им приходится платить за свое обучение, а преподаватели не стали лучше работать.

В.Т.Лисовский считает, что бюджетники и контрактники представляют собой разные типы студенчества не только вследствие разных отношений с вузом как образовательным учреждением, но и по своему менталитету: мотивации поведения и отношения к учебе, определения жизненных целей1. В данном утверждении есть доля истины. Беда в том, что разница между студентами этих двух категорий не в их доходах или доходах их родителей и не в ориентации на образование или на бизнес, а в том, что бюджетные студенты считают себя полноценными студентами, а студенты, обучающиеся на контрактной основе, – нет.

Встраивание системы платного образования в государственную образовательную систему привело к тому, что возникли новые виды конфликтов. Во-первых, это конфликты, связанные с неплатежеспособностью студента, временной или постоянной. В них юридически взаимодействуют вуз-кредитор и студент, не выполняющий условия контракта (социально-психологическая трактовка ситуации: вуз – вымогатель, а студент и его родители – жертвы вуза и государства). Во-вторых, это конфликты в группах, связанные с открытой дискриминацией платных студентов со стороны преподавателей, причем это также конфликты между студентами-бюджетниками и студентами-контрактниками и между студентами-контрактниками и преподавателями. В-третьих, это конфликты студентов, обучающихся на контрактной основе, с кафедрами, преподавателями и администрацией, связанные с несоблюдением со стороны образовательного учреждения условий контракта (недостаток учебно-методической литературы, аудиторий для самостоятельной работы, некомфортность общежитий). В-четвертых, это конфликты с преподавателями, связанные с новой этикой взаимоотношений. Студент считает, что он платит за то, чтобы его хорошо учили. Преподаватель не чувствует себя обязанным учить лучше или больше потому, что в группе есть платные студенты. Преподаватель одинаково относится к своей работе и с контрактными, и с бюджетными

 


1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Изд-во ЮНИТИ, 1999. С.8.

1 См.: Социально-психологические проблемы студенчества России на рубеже XXI в.: Мат-лы науч. тр. межвуз. науч-метод. конф. / Под. ред. В.В.Нагаева; Сыктывкар. гос. ун-т. Сыктывкар, 1998.

Макроэкономика, микроэкономика, а также мезо- и мегаэкономика, являются составными частями единой экономической теории.

Макроэкономика – это раздел экономической теории, исследующий, как функционирует экономическая система в целом, т.е. условия, факторы и результаты развития национальной экономики. Макроэкономика изучает массовые явления или силы, которые в своей совокупности определяют производство, распределение, обмен и потребление в масштабах общества в целом, в рамках государства.

Макроэкономика изучает совокупные (народнохозяйственные) экономические потребности, складывающиеся в той или иной стране в результате массовых взаимодействий фирм и домохозяйств, производителей и потребителей, государственного и негосударственного секторов, производственной и непроизводственной сфер, товарного, денежного и факторного рынков.

Как в микро-, так и в макроэкономике тип потребности определяет и тип блага. Так, деление потребностей на первичные (пища, одежда, жилище и т.д.) и вторичные (духовные, культурные и т.д.) делает необходимым подразделение всей совокупности производимых в макроэкономике благ на первичные и вторичные.

В макроэкономике блага также бывают неограниченными (воздушная масса как таковая, совокупность вод Мирового океана и т.п.) и ограниченными (их называют экономическими благами).

По своей материальной форме совокупность экономических благ подразделяют на вещи (продукты, представленные в предметной форме) и услуги (представлены в виде полезного эффекта).

Совокупность экономических благ также подразделяют на долговременные (блага многоразового использования, например, дома, автомобили, бытовая техника и т.п.) и недолговременные (разовые блага, которые исчезают в момент потребления, например, хлеб, мясо, спички и т.п.).

Макроэкономические блага делят и на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные блага); настоящие (экономические блага, эффект ценности которых может быть получен сегодня) и будущие (эффект ценности которых может быть получен в перспективе). В макроэкономике, как и в микроэкономике, настоящие блага стоят (ценятся) дороже, чем будущие, ибо предполагается, что они совершают экономический кругооборот, принося различные виды доходов их владельцам.

В макро-, как и в микроэкономике, для получения благ необходимы источники или средства их производства. Такого рода блага называются (в силу их ограниченности) экономическими ресурсами. Задействованные в производстве макроэкономические ресурсы называются национальными факторами производства.

Из курса по экономической теории, а также из реальной практики известно, что большинство видов наличных ресурсов ограничено. Свойство ограниченности ресурсов означает, что их меньше, чем необходимо для удовлетворения совокупности предъявляемых потребностей общества при данном уровне экономического развития.

Макроэкономические блага и ресурсы являются двумя взаимосвязанными потоками. Общей моделью их взаимосвязи выступает производственная функция:

Q = f (F1, F2, …, Fn),

где Q – совокупный объем производства экономических благ; F1, F2, …, Fn – совокупность используемых факторов производства (экономических ресурсов).

Поскольку макроэкономические потребности, блага и ресурсы весьма многообразны, то народное хозяйство постоянно находится в состоянии выбора. Эффективность (рациональность, оптимальность) макроэкономического выбора определяется многими обстоятельствами, среди которых:

- Уровень экономического развития страны;

- Уровень образования и культуры граждан;

- Степень развития предпринимательских способностей;

- Наличие естественных ресурсов;

- Уровень развития институциональных сил общества (традиций, государства, объединений предпринимателей и работников и т.п.) и т.д.

Специфика макроэкономики как составной части экономической теории состоит в том, что она:

- Изучает общие основы (складывающиеся как закономерности) функционирования народного хозяйства как целого (т.е. макроэкономика как целое не сводится к сумме ее частей, а обладает такими качественными признаками, которых нет ни у одной отдельно взятой части и через это оказывает предопределяющее влияние на тенденции хозяйственного развития всех участников экономических отношений);

- Исследует общенациональное состояние хозяйственных отношений между однородными группами их участников по наиболее крупным блокам (фазам): производству, распределению, обмену и потреблению экономических ресурсов и благ;

- Систематизирует знания, касающиеся национальной экономики в целом и в целях их практического применения (через инструменты макроэкономической политики) для принятия рациональных хозяйственных решений фирмами, домашними хозяйствами и государством.

В зависимости от качества, способа, значимости и целей включения в макроэкономическую теорию различных элементов национальной хозяйственной жизни, в составе ее предмета выделают следующие основные направления (объекты) исследований:

- Хозяйственная жизнь того или иного общества в целом;

- Причины, виды и механизмы возникновения ограниченности ресурсов на макроуровне;

- Формы, структуры и результативность функционирования макроэкономики;

- Общественная полезность совокупности макроэкономических благ;

- Макроэкономические механизмы и результаты распределения благ;

- Социально оформленные макроэкономические интересы участников хозяйственной системы.

Макроэкономика является концептуальной наукой, что вытекает из специфики ее предмета: ни в одном другом разделе экономической теории нет такого разнообразия взглядов на одни и те же проблемы. Кроме того, функционирование экономики как единого целого обладает такой особенностью, как эмерджентность, т.е. несводимость характерных черт системы в целом к свойствам образующих ее элементов. Примером такой несводимости может служить обоснованный Дж. М. Кейнсом «парадокс сбережений», согласно которому рост сбережений отражает рост величины имущества отдельных субъектов, но не приводит к увеличению богатства всей нации. Поэтому, если в микроэкономике цели и критерии функционирования экономического субъекта достаточно четко определены и легко формализуются, то в макроэкономике это сделать однозначным образом просто невозможно.

Несмотря на относительную самостоятельность микроэкономики и макроэкономики, их выводы о сущности экономических явлений, процессов и закономерностей часто дополняют друг друга.

Являясь составной частью экономической теории, макроэкономика выполняет все ее функции, главными из которых являются:

- Познавательная (изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений);

- Практическая (рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем);

- Прогностическая (выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры);

- Воспитательная (формирование экономического мышления, определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества).

Реализация отмеченных функций означает, что макроэкономика, как и экономическая теория в целом, должна не только объяснить суть исследуемых явлений и дать прогноз их развития, но и выявить возможности людей влиять на ход событий. Поэтому и экономическая теория, и макроэкономика как ее раздел оказывают непосредственное воздействие на экономическую политику.

Практическое применение макроэкономических знаний выступает основой формирования рационального экономического мышления и, как следствие, значимым фактором конкурентоспособности в современных рыночных системах. Это делает макроэкономическую теорию чрезвычайно полезной для всех экономических агентов (домашних хозяйств, фирм и государства). Хотя практическое осуществление экономических решений происходит на различных уровнях хозяйственной жизни, наиболее серьезные последствия неправильно принятых решений заметны именно в макроэкономике.

В целях снижения риска наступления масштабных (глобальных) отрицательных хозяйственных последствий для общества на всех уровнях деятельности разрабатывается экономическая политика. Наиболее сложным уровнем является макроэкономическая политика. Она представляет собой деятельность государства и его институтов (как законодательных, так и исполнительных), определяемая совокупностью обстоятельств (стадия развития общества, уровень познания реалий хозяйственной жизни, качество смешанной экономики, состояние правовой среды, уровень конкурентоспособности, фаза экономического цикла, характеристики человеческого капитала, традиции, опыт и т.д.), направленная на создание благоприятных условий для принятия всеми участниками разнообразных рынков рациональных (оптимальных) хозяйственных решений.

Макроэкономическая теория изучает и описывает способы рационального экономического выбора, полезные сообществу взаимодействующих домохозяйств, фирм и государства, в то время как макроэкономическая политика – это уже область принятия и реализации массовых технологий общественных действий, в результате чего сама реальная макроэкономика приобретает то или иное качество.

В современных условиях особое значение имеют такие направления макроэкономической политики, как денежно-кредитная, финансовая и фискальная, политика в области занятости и безработицы, инвестиционная, экономического роста, технологическая, структурная, благосостояния, внешнеэкономическая и т.д.

Макроэкономическая политика предполагает необходимость достижения определенных экономических целей общества.

В числе основных экономических целей общества принято выделять следующие:

- Экономический рост – желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг или, проще говоря, более высокий уровень жизни;

- Оптимальная занятость – подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать;

- Экономическая эффективность – нужно получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов;

- Стабильный уровень цен – необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции;

- Экономическая свобода – все должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы;

- Справедливое распределение доходов – ни одна группа граждан не должна пребывать в крайне нищете, когда другие граждане купаются в роскоши;

- Экономическая обеспеченность граждан – следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев;

- Внешнеторговый баланс – необходимо стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.

Макроэкономические показатели в СНС и методы их расчета. Валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление)

Система национальных счетов (СНС) – комплексная система взаимосвязанных показателей, с помощью которых возможен анализ основных аспектов и фаз экономического процесса, всех операций экономических субъектов (институциональных единиц), всех видов финансовых и нефинансовых активов. В ходе своего развития она прошла несколько этапов, окончательно оформившись в 1993 году.

Одним из главных принципов СНС является то, что создающим стоимость фактором признается не только труд, но и все прочие факторы производства – земля, капитал, предпринимательские способности. Указанные факторы порождают соответственно четыре вида доходов, составляющих вместе национальный доход (заработная плата, рента, процент, прибыль).

Однако с точки зрения макроэкономики интерес больший представляют показатели более общего порядка, отражающие суть рыночного хозяйства:

- Национальный объем производства;

- Общий уровень цен;

- Процентная ставка;

- Уровень занятости.

Исходный и наиболее «глобальный» показатель, используемый для измерения результатов национального производства (объема национального продукта) – валовой выпуск.

Валовой выпуск включает в себя абсолютно всю продукцию, произведенную в экономике, в том числе предназначенную для производства других товаров и услуг (т.е. промежуточное потребление).

Поскольку промежуточная продукция не идет на цели конечного потребления, то ее расчет представляет интерес только для сферы бизнеса. Общество в целом и каждого конкретного потребителя (экономического агента) в первую очередь интересует конечный продукт.

Конечная продукция измеряется с помощью показателей валового внутреннего продукта и валового национального продукта (ВВП/ВНП). Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт – это центральные показатели системы национальных счетов.

Валовой внутренний продукт (ВВП), или в английской аббревиатуре – GDP, – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны за определенный промежуток времени (обычно за год) всеми производителями (факторами производства) в границах национальной территории.

Расчет ВВП можно производить путем суммирования его составных элементов, формирующихся на стадиях производства, образования доходов и использования, т.е. тремя методами.

Соответственно выделяют расчет ВВП:

- по добавленной стоимости (производственный, или отраслевой, метод);

- по доходам (распределительный метод);

- по расходам (метод конечного использования).

Таким образом, ВВП рассчитывается на стадиях производства, распределения и потребления (использования), т.е. на каждой стадии воспроизводственного цикла (производства, распределения и конечного использования) он исчисляется соответствующим методом.

I. Производственным методом (на стадии производства товаров и услуг) ВВП рассчитывается как сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики.

В целях исключения многократного повторного счета ВВП должен выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать в себя только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки, т.е. добавленную стоимость.

Добавленная стоимость – это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и включающая реальный его вклад в формирование стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию.

Добавленная стоимость определяется как разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).

Суммирование величин добавленной стоимости по всем отраслям и производствам позволяют исчислить итоговые значения ВВП, освобожденные от повторного счета.

Поскольку суммирование добавленной стоимости по предприятиям каждой отрасли позволяет рассчитать ее удельный вес в совокупном продукте, то ВВП, рассчитанный по производству, называют также ВВП, рассчитанным по отраслям.

II. Распределительным методом (на стадии распределения), или по доходам, ВВП определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами (резидентами) между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг.

В расчет включаются: оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (т.е. налоги на производство и импорт за вычетом субсидий на производство и импорт), валовая прибыль и валовые смешанные доходы.

Смешанные доходы – это доходы некорпоративных собственников (предприятий), где соединены воедино доход собственника, доход предпринимателя и доход работника (т.е. когда сам владелец участвует в производстве).

Следует отметить, что валовая прибыль и валовые смешанные доходы в СНС определяются балансовым методом как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом, и другими видами первичных доходом (оплата труда, чистые налоги на производство и чистые налоги на импорт). Поэтому данный метод не используется для определения объема ВВП, а применяется в основном для анализа процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП.

Таким образом, при расчете ВВП по доходам суммируются все виды факторных доходов (заработная плата, рента, проценты, прибыль корпораций, доходы некорпоративных предприятий), а также два компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).

Более конкретно, в составе ВВП выделяют следующие виды факторных доходов:

- компенсацию за труд лиц, работающих по найму (заработная плата, премии и др.);

- рентные доходы;

- чистый процент (как разница между полученными и выплаченными процентами);

- прибыль корпораций, которая распадается на несколько частей: а) налоги на прибыль корпораций, поступающие государству; б) дивиденды, выплачиваемые акционерам; в) нераспределенную прибыль как источник расширения функционирующего капитала; г) доходы некорпоративного сектора (мелких магазинов, ферм и т.п.).

Таким образом, ВВП, рассчитанный по доходам, выглядит следующим образом:

ВВП = А + КН +ЗП+ Р+ % +ПК + ДНС,

где: А – амортизация; КН – косвенные налоги; ЗП – заработная плата; Р – рента; % - чистый процент; ПК – прибыль корпораций; ДНС – доходы некорпоративного сектора.

III. Методом конечного использования (на стадии конечного использования), или по расходам, ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления товаров и услуг (домашних хозяйств и государства) и валового накопления с учетом сальдо экспорта и импорта (чистого экспорта).

В данном случае фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП:

ВВП = C + I + G + Xn

Таким образом, суммарные расходы включают несколько компонентов:

- личные потребительские расходы (C),

- валовые инвестиции (I) как сумма чистых инвестиций и амортизации,

- государственные закупки товаров и услуг (G),

- чистый экспорт (Xn).

Рассмотрим их более подробно:

C – личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, но не включающие расходы на покупку жилья;

Ig – валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения или инвестиции в основные производственные фонды; инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы (расчет запасов учитывается со знаком «плюс», уменьшение – со знаком «минус»). Валовые инвестиции можно представить как сумму амортизации и чистых инвестиций (In). За счет амортизации осуществляется возмещение потребленного капитала. Чистые инвестиции обеспечивают расширенное воспроизводство;

G – государственные расходы (закупки товаров и услуг). Данная группа расходов включает все государственные расходы на прямые покупки ресурсов (особенно рабочую силу) и конечную продукцию предприятий. Однако она исключает все государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, пенсии и т.п.), так как их получатели в ответ на эти выплаты не вносят какого-либо вклада в создание текущего объема ВВП;

Xn – чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый как разность экспорта и импорта. При подсчете ВВП необходимо учесть все расходы, связанные с покупками конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране, в том числе и расходов иностранцев, т.е. стоимость экспорта данной страны. Одновременно надо исключить из покупок экономических агентов данной страны те товары и услуги, которые были произведены за рубежом, т.е. стоимость импорта.

Уравнение ВВП = C + Ig + G + Xn часто называют основным макроэкономическим тождеством.

Среди компонентов ВВП самыми большими обычно бывают потребительские расходы (C), а самыми изменчивыми – инвестиционные расходы (Ig).

Различие между составляющими ВВП – C, I, G, Xn – базируется главным образом на различии между типами покупателей, осуществляющих эти затраты (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор), а не на различии покупаемых товаров и услуг.

Так, автомобиль, купленный домашним хозяйством, включается в компонент C, а такой же автомобиль, приобретенный фирмой, – это часть инвестиций в основные фонды и т.д.

Исключение составляют инвестиции в жилищное строительство, которые включаются в ВВП без деления на составляющие в зависимости от того, кто осуществил эти инвестиции – домашние хозяйства, бизнес (фирмы) или государство.

Между разными методами расчета ВВП видна связь.

С одной стороны, добавленная стоимость полностью расходуется на вознаграждение собственникам факторов производства, участвовавшим в ее создании (изготовлении продукции). С другой стороны, ВВП рассчитывается как сумма всех факторных доходов (заработная плата и жалование, арендная плата, рента, процент, прибыль), которые затем становятся расходами.

Однако в экономике расходы на конечные товары и услуги не равны доходам, получаемым от факторов производства. Это связано в тем, что существуют расходы, не являющиеся формально доходами никаких собственников ресурсов:

- расходы на возмещение изношенных капитальных благ (амортизационные расходы);

- расходы на оплату ценовых надбавок (косвенных налогов).

Поэтому для уравновешивания суммы доходов и суммы расходов амортизационные отчисления и косвенные налоги прибавляются к сумме факторных доходов.

Наряду с показателем валового внутреннего продукта в макроэкономике используются другие сопряженные и производные показатели.

Валовой национальный продукт (ВНП), или в английской аббревиатуре GNP, – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности экономических агентов данной страны, в том числе на территории других государств.

Общие особенности ВВП/ВНП состоят в том, что они:

- отражают результаты деятельности в сферах материального и нематериального производства и услуг;

- рассчитываются как рыночная стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике (т.е. учитываются товары и услуги, предназначенные для конечного использования, а не для перепродажи), как правило, за один год (квартал, месяц);

- рассчитываются как в текущих (действующих) ценах, так и в постоянных (ценах какого-либо базового периода).

Термин «валовой» означает, что при исчислении ВВП/ВНП из стоимости не вычитается потребление основного капитала (амортизация). Поэтому аналогичные (производные) показатели за вычетом амортизации сопровождаются прилагательным «чистый».

В экономической учебной литературе различие между ВНП и ВВП традиционно пояснялось так:

- ВВП подсчитывается по территориальному принципу, поскольку включает совокупную стоимость произведенной продукции (товаров и услуг) независимо от государственной (национальной) принадлежности экономических агентов, расположенных на территории данной страны;

- ВНП подсчитывается по признаку гражданства или национальной принадлежности, поскольку включает совокупную стоимость всего объема продукции и услуг, произведенных в национальной экономике независимо от фактического местонахождения экономических агентов данной страны (в своей стране или за рубежом).

В другой интерпретации переход от ВВП к ВНП и наоборот основан на учете результатов деятельности институциональных секторов и единиц – резидентов и нерезидентов (физических и юридических лиц), причем критерием для их разграничения выступает не национальная принадлежность или гражданство, а расположение центра экономического интереса.

Так, резидентами считаются все экономические единицы (домашние хозяйства, предприятия и организации) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на территории данной страны (т.е. занимающиеся производственной деятельностью или проживающие в стране не менее года). Прочие экономические единицы будут считаться нерезидентами.

Следовательно, для перехода от ВВП к ВНП необходимо к ВВП добавить стоимость продукции резидентов и вычесть стоимость продукции нерезидентов.

Более точно, ВНП – это ВВП минус сумма добавленных ценностей, созданных на территории страны посредством использования факторов производства, принадлежащих нерезидентам, плюс сумма добавленных ценностей, созданных за границей посредством факторов, принадлежащих резидентным единицам.

На практике ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

Как известно из вводного курса экономической теории, ВВП и ВНП связаны между собой. В полностью закрытой экономике ВВП и ВНП равны. Невелики различия между ВНП и ВВП у крупных стран (для развитых стран не более 1% от ВВП).

Таким образом, ВНП рассчитывается так же, как ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разность между поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными иностранцами в данной стране, то мы получим показатель ВНП.

ВВП/ВНП представляет собой чистый макроэкономический оборот (очищенный от промежуточных результатов производственной деятельности), получаемый вычитанием из валового оборота суммы продаж промежуточной продукции текущего годового производства.

В переводной и отечественной экономической литературе традиционно проводилось разграничение двух показателей – ВВП и ВНП, как это было показано выше. Действительно, в старой редакции СНС использовался показатель ВНП.

Однако сегодня вместо ВНП стал использоваться термин ВНД – валовой национальный доход.

Валовой национальный доход (ВНД) – это совокупность первичных доходов, полученных резидентами в результате их участия в производстве и от собственности.

К первичным доходам в СНС относят доходы, поступившие к экономическим агентам в порядке первичного распределения добавленной стоимости (прибыль, оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности, налоги на производство и импорт за вычетом субсидий).

Далее мы условно примем, что ВВП=ВНП (ВНД).

На основе ВВП/ВНП можно рассчитать другие – производные – макроэкономические показатели.

Для более точного измерения объема производства, предназначенного для потребления и накопления, используется показатель чистого внутреннего продукта (ЧВП)/чистого национального продукта (ЧНП).

ЧВП (ЧНП) определяется путем вычета из ВВП (ВНП) того объема производства, который предназначен для замещения потребленного капитала, т.е.:

ЧВП (ЧНП) = ВВП/(ВНП) – Амортизационные отчисления

Показатель ЧВП (ЧНП) несет в себе искажения, которые вносит в структуру рыночных цен государство. Без вмешательства государства сумма рыночных цен всех товаров без остатка раскладывается на факторные доходы домашних хозяйств.

В связи с этим рассчитывают показатель внутреннего (национального) дохода ВД (НД), или в английской аббревиатуре NI.

С точки зрения собственников ресурсов, ВД (НД) является измерителем их доходов от участия в производстве в текущем периоде.

Компонентом, который не отражает текущего вклада экономических ресурсов, являются косвенные налоги на бизнес (государство прямо ничего не вкладывает в производство в обмен на получаемые косвенные налоги на бизнес).

Косвенные налоги (налог с продаж, акцизы, НДС) предприниматели относят на издержки производства, увеличивая цену товара.

Косвенные налоги – это нефакторный доход государства, который делает затраты покупателя больше, чем валовая выручка фирмы от реализации конечных товаров и услуг.

Можно заметить, что хотя формально государство не вкладывает ничего в производство продукции (обычно не рассматривается как поставщик экономических ресурсов), оно тем не менее устанавливает некоторые общие условия функционирования для всех участников экономической системы (формирует законодательство, обеспечивает его исполнение, регулирует так называемые внешние эффекты и т.п.). Тем самым оно снижает трансакционные издержки экономических агентов.

Следует иметь в виду, что в новой редакции СНС косвенные налоги включаются в состав чистого национального дохода:

ЧНД = ВНД – Амортизационные отчисления.

Согласно прежней версии, если из величины ЧВП (ЧНП) вычесть косвенные налоги, то получим показатель внутреннего дохода (ВД):

ВД (НД) = ЧВП (ЧНП) – Косвенные налоги

В отдельных случаях имеют место государственные субсидии производителям – нефакторный доход производителей, позволяющий фирмам получать большую выручку от реализации конечных товаров и услуг, чем расходы потребителя на их покупку. Поэтому в таких расчетах принимают во внимание именно чистые косвенные налоги (косвенные налоги минус субсидии производителям).

Внутренний доход – это совокупный доход, получаемый всеми экономическими агентами, собственниками факторов производства (территориальный принцип).

Для учета всех первичных доходов, полученных резидентами данной страны в связи с их участием в производстве как ВВП данной страны, так и ВВП других стран, используется показатель национального дохода (НД).

Внутренний (национальный) доход выступает как заработанный доход и количественно отличается от личного (полученного) дохода.

Внутренний (национальный) доход полностью не попадает в домохозяйства и не учитывает полученные ими доходы, не являющиеся результатом их участия в производстве конечных товаров и услуг в данном году.

Поэтому различают заработанный доход (или, что то же самое, – внутренний, или национальный, доход) и полученный доход, который часто называют личным доходом (ЛД), или в английской интерпретации PI.

К той части дохода, которая фактически не попадает домашним хозяйствам, относятся:

- взносы на социальное страхование,

- налоги на прибыль корпораций,

- нераспределенная прибыль корпораций.

Наоборот, существует такая часть дохода домашних хозяйств, которая не является результатом труда (например, трансфертные платежи).

Чтобы перейти от национального дохода как измерителя заработанного дохода к личному доходу как показателю полученного дохода, нужно вычесть из национального дохода такие виды дохода, которые заработаны, но не получены, и прибавить доходы полученные, но не заработанные.

Таким образом, для определения величины ЛД из ВД (НД) вычитают взносы на социальное страхование, налоги на прибыль корпораций, нераспределенную прибыль корпораций и к полученному значению прибавляют сумму трансфертных платежей. Так определяется личный (полученный) доход.

Следует иметь в виду, что личный доход еще не является тем доходом, которым свободно распоряжаются домашние хозяйства, поскольку требуется уплатить индивидуальные налоги. В силу этого измеряют доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств, который называют располагаемым доходом (РД), или в английском варианте DI.

Располагаемый доход, таким образом, определяется как доход после уплаты индивидуальных налогов (подоходный налог, налог на личное имущество и т.д.):

РД = ЛД – ИН, где ИН – индивидуальные налоги.

Именно этот доход используется на цели потребления и сбережения.

Следует отметить, что при всем информационном богатстве основные показатели системы национальных счетов (ВНП/ВВП) все же не дают общей оценки итоговых состояний макроэкономики, выражаемых в качестве жизни и уровне благосостояния населения в данной стране. Это происходит в силу следующих факторов.

Во-первых, ВВП/ВНП не вполне точно учитывает реальных объем производства (он может завышать его или, наоборот, занижать).

Во-вторых, несмотря на позитивное изменение ВНП, оно может приводить к противоречивым влияниям на уровень благосостояния.

Наиболее важными обстоятельствами в составе указанных факторов, влияющими на неадекватные оценки динамики ВНП являются следующие:

- качество конечной продукции (ВНП все же преимущественно агрегированный количественный показатель и рост или снижение качества в основном протекает вне зоны влияния данного результата);

- состав и распределение совокупного выпуска продукции (одна и та же количественная величина ВНП может отражать совершенно разные по значимости для граждан наборы продуктов, которые неоднозначно влияют на благосостояние);

- эффективность выпуска ВНП (допустим, темпы роста ВНП отстают от положительных темпов роста населения, т.е. рост ВНП есть, а роста благосостояния нет);

- нерыночные операции (множество разнообразных продуктов производятся в домохозяйствах не для целей их рыночной реализации и увеличивают благосостояние, но этот факт не отражается в показателе ВНП);

- свободное время (его величина и направления использования влияют на уровень благосостояния, но не на объем ВНП);

- состояние окружающей среды (загрязнение среды отрицательно влияет на благосостояние, а улучшение – положительно, но это, в сущности, не является задачей ВНП);

- качество урбанизации (состояние городского хозяйства, его проблемы сегодня оказывают влияние на благосостояние большинства населения того или иного государства, но и это во всей полноте отразить в ВНП невозможно);

- теневая экономика (ее масштабы в ряде случаев существенно влияют на реально складывающихся объем конечных товаров и услуг в макроэкономике).

Все эти и многие другие обстоятельства привели к необходимости разработки такого макроэкономического показателя, который был бы свободен от привязанности исключительно к обслуживанию системы национального счетоводства и отражал бы многофакторность процесса оценки уровня национального благосостояния.

В 1970-е гг. американскими экономистами У. Нордхаусом и Дж. Тобином. Он получил название «чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ), или в английской интерпретации NEW («new economic welfare»).

В показателе ЧЭБ значение ВНП корректируется на совокупность качественных факторов развития макроэкономики:

ЧЭБ = ВВП/ВНП – [Отрицательные факторы, влияющие на благосостояние] + [Денежная оценка нерыночной деятельности] + [Денежная оценка свободного времени]

По некоторым оценкам, величина ЧЭБ больше ВВП/ВНП, но рост первого происходит медленнее. Величина отрицательных факторов (таких, как загрязнение) растет быстро, в то же время досуг не увеличивается в той же степени, как это происходит с выпуском товаров и услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.