Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность




 

Машиностроительный комплекс рассматривается как совокупность машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей промышленности, а также смежных и вспомогательных производств, проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций. В свою очередь машиностроение объединяет ряд специализированных отраслей и подотраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относится производство металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования. Организационно и технологически в состав комплекса входит «малая металлургия» — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях (в отдельных исследованиях все предприятия металлургической промышленности Беларуси включают в состав машиностроительного комплекса).

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней создается 22,2 % стоимости произведенной промышленной продукции, сосредоточено 26,0 % промышленно-производственных основных фондов, нанято 36,3 % общей численности промышленно-производственного персонала страны (2004 г.).

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных на производственной специализации и кооперировании, что усиливает интеграционные процессы в экономике Беларуси и стран СНГ. Выпуская орудия труда для разных отраслей хозяйства, комплекс способствует модернизации и реконструкции производственного потенциала страны в целом.

Машиностроение — ядро комплекса, имеет сложную и дифференцированную структуру (по международной классификации, принятой ООН, в машиностроении выделяют около 200 производств).

Производственно-хозяйственная деятельность предприятий машиностроительного комплекса в 1991—1995 гг. складывалась под влиянием таких рыночных механизмов, как либерализация основной массы цен, введение новой налоговой системы и значительное ослабление рычагов централизованного распределения ресурсов, инвестиций и продукции. Отраслевые и внутриотраслевые сдвиги в структуре производства все в большей степени стали зависеть от складывающейся динамики спроса и цен на сырье, материалы, энергию, конкретные виды | конечной продукции. В итоге произошло заметное снижение доли продукции автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроительной и инструментальной промышленности в общем объеме машиностроительной продукции (табл. 8.7). Падение конкурентоспособности продукции в основном из-за ценовых параметров привело к уменьшению удельного веса станкостроения. Сократилось производство продукции оборонного назначения, соответственно снизилась доля наукоемких отраслей.

Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства.

Таблица 8.7Удельный вес продукции отдельных подотраслей в общем объеме машиностроительной продукции,%

Подотрасль 1993 г.* 1995 г.* 2000 г.**
Машиностроение — всего В том числе: 100,0 100,0 100,0
автомобильная промышленность 40,7 34,9 25,7
тракторное и сельхозмашиностроение 24,9 19,0 22,9
станкостроительная и инструментальная промышленность - 4,8 4,5 2,8
приборостроение 0,4 0,8 ý28,0
радиотехническая промышленность 12,4 10,8
электротехническая промышленность 4,5 7,1
электронная промышленность 5,0 5,7
оптико-механическая промышленность 1,7 2,9
строительно-дорожное машиностроение - - 3,2
металлообрабатывающая промышленность - - 12,0

'Источник: Теоретические и методологические основы структурной перестройки экономики Беларуси /Науч. ред. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович. Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1996. С. 269—270 (данные приведены без учета металлообрабатывающей промышленности).

** Источник: Нацыянальны атлас Беларусi. Мн.: Белкартаграфiя, 2002. С. 186.

 

Освоено производство многих видов новой продукции — персональных ЭВМ, троллейбусов, зерноуборочных комбайнов, электропылесосов и др. Вместе с тем объемы производства машиностроительной продукции в натуральном выражении по ряду показателей не достигают уровня 1990 г. (табл. 8.8).

Таблица 8.8 Производство отдельных видов продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности*

 

Показатель 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 2004 г. к 1990 г., %
Электродвигатели переменного тока, тыс. шт. 1169,0 211,0 359,0 463,0 39,6
Металлорежущие станки, тыс. шт. В том числе станки с числовым программным управлением, шт. 15,5   1327,0 4,7   52,0 5,4   67,0 5,3   48,0 34,2   3,6
Кузнечно-прессовые машины, шт. 1135,0 232,0 129,0 236,0 20,8
Персональные ЭВМ, тыс. шт. - 12,9 15,0 43,9 -
Грузовые автомобили, тыс. шт. 42,0 12,9 14,7 21,5 51,2
Троллейбусы, шт. - 83,0 109,0 118,0 -
Автобусы, шт. 999,0 62,0 914,0 609,0 61,0
Тракторы, тыс. шт. 100,7 28,0 22,5 34,0 33,7
Мини-тракторы, шт. 1309,0 266,0 241,0 -
Кормоуборочные комбайны, шт. 9503,0 1069,0 323,0 224,0 2,4
Зерноуборочные комбайны, шт.     445,0 998,0 _
Экскаваторы, шт. 149,0 60,0 116,0 380,0 255,0
Бульдозеры, шт. 226,0 11,0 69,0 32,0 14,2

•Составлено по: Промышленность Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2005. С. 105—114.

 

По масштабам развития, особенностям организации и функционирования в Республике Беларусь выделяются нижеприведенные подотрасли.

Автомобильная промышленность. Подотрасль занимает ведущие позиции в отечественном машиностроении, производит четвертую часть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями. В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий.

Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ») является одним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает более 300 моделей и модификаций. Это автомобили и автопоезда для междугородных и международных перевозок, автомобили-самосвалы, автобусы, лесовозные тягачи повышенной проходимости, шасси под комплектацию кранами, бетоносмесителями, цистернами, коммунальной и дорожной техникой, созданы первые троллейбусы. В настоящее время преобладают три семейства грузовых автомобилей грузоподъемностью от 4,5 до 20 т: МАЗ-64221 и МАЗ-6430 для международных перевозок, МАЗ-4370 для городских и местных перевозок. В 2000 г. начат выпуск трехосного седельного тягача МАЗ-64228 с силовыми агрегатами Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с, отвечающего нормам Евро-2 по экологическим требованиям. Продукция РУП «МАЗ» в основном реализуется в России (более 70 %), в Беларуси (около 20 %), других странах СНГ (2—3 %), странах вне СНГ (3—5 %).

Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ», г. Жодино) специализируется на выпуске карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Продукция предприятия — это карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 т; техника для обслуживания карьеров: фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры, тягачи-эвакуаторы; техника для подземных работ (шахтные вагоны, механические крепи для лавовых комплексов), а также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и другое тяжелое транспортное оборудование. В 2005 г. изготовлен опытный образец карьерного самосвала грузоподъемностью 320 т.

РУП «БелАЗ» входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. Самосвалы РУП «БелАЗ» отличаются повышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, маневренностью, легкостью в управлении, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке полезных ископаемых в северных широтах и жарких тропиках. Основными потребителями продукции РУП «БелАЗ» являются горнодобывающие предприятия Российской Федерации (в 2002 г. было отгружено почти 75 % всей продукции), другие страны СНГ. В Беларуси рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30— 55 т используется только несколькими добывающими предприятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Карьерные самосвалы поставляются на рынки дальнего зарубежья более чем 50 стран мира, что составляет около 30 % мирового рынка карьерных самосвалов. Развивается собственная товаропроводящая сеть РУП «БелАЗ», которая обеспечивает поставки потребителям более 90 % общего количества реализуемой техники.

Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ») в разное время производил локомобили, мостовые краны, автоскреперы, антосамосвалы, автопогрузчики и другую технику. В последние годы значительно расширена номенклатура выпускаемых машин по специальным заказам наряду с основными видами продукции, которая включает самоходные скреперы, автопоезда для подземных работ и тоннелей, тягачи для буксировки самолетов, погрузчики, самосвалы повышенной проходимости, автобетоносмесители, шасси под монтаж различного оборудования.

Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») разрабатывает и производит многоосные автомобили высокой проходимости. Первоначально такие машины использовались исключительно (90—95 %) для военных целей — устанавливались зенитно-ракетные комплексы и ракеты различного класса. Сегодня производятся седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси и шасси повышенной проходимости, предназначенные для монтажа различных установок — ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин, под краны грузоподъемностью 50 т, самосвалы, экскаваторы, автопоезда (50—70 т) для транспортировки нефтяных и газовых труб по дорогам общего пользования и в труднодоступной местности.

Продукция УП «МЗКТ» экспортируется в Россию, Украину, Казахстан, страны Средней Азии, Балтии. Создано совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян—Волат» в провинции Хубэй.

Производство автобусов сосредоточено на Минском автомобильном заводе и Лидском заводе «Неман». Крупнейшим производителем является РУП «МАЗ» — он вышел на проектную мощность более 1000 автобусов в год. На РУП «МАЗ» предусматриваются создание и освоение новых типов автобусов, в том числе городского трехосного автобуса пассажировместимостью от 115 до 125 человек для работы в крупных городах со значительными объемами пассажиропотоков; малогабаритного автобуса (до 30 мест); модернизация междугородного автобуса МАЗ-152 пассажировместимостью до 50 человек. Поставка автобусов РУП «МАЗ» осуществляется в Россию, Румынию, Латвию, Украину.

К автомобилестроению относят также производство мотоциклов, которое сосредоточено на Минском мотоциклетном и велосипедном заводе (ОАО «Мотовело»).

В автомобилестроении широкое развитие получили специализация и кооперирование. Отдельные узлы и детали производят: Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроусилители рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое электрооборудование); Гродненский завод «Белкард» (карданные валы к автотехнике); Гродненский завод автоагрегатов (амортизаторы); Щучинское АО «Автопровод» и др. На автомобилестроение работают многие предприятия и производства других отраслей промышленности — химической и нефтехимической (автошины и резинотехнические изделия, искусственная кожа,; эмали, краски), стекольной (автостекло) и др.

 

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Подотрасль включает более 35 предприятий, которые обеспечивают техникой агропромышленный комплекс страны.

Одним из крупнейших производителей пропашных тракторов в мире является Минский тракторный завод (РУП «МТЗ»). Производственные мощности предприятия позволили в 1990 г. осуществить выпуск 100,7 тыс. тракторов. Всего со дня основания РУП «МТЗ» произведено более 3 млн машин, из которых около 500 тыс. поставлено на экспорт примерно в 110 стран мира, включая США, Канаду, Германию, Египет, Пакистан и другие страны. Завод обеспечивает 7—8 % мирового объема тракторных поставок. Продукция завода была отмечена многими международными наградами — «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.), «Золотой Меркурий» (1980 г.) и др.

В настоящее время РУП «МТЗ» предлагает на внутреннем и внешнем рынках свыше 60 моделей разных видов техники и более 100 сборочных комплектаций для различных климатических и эксплуатационных условий, при этом учитываются и специфические условия стран-импортеров. Структура рынков сбыта в 2003—2004 г. была следующей: Российская Федерация — 52—54 %, другие страны СНГ — 21—23, страны вне СИГ — 24—25 % общего объема выпускаемой продукции (и физическом измерении). Реализация продукции в странах дальнего зарубежья производится через отлаженную сбытовую сеть, которая состоит из акционерных обществ и зарубежных фирм-агентов, занимающихся обслуживанием продукции 1'УП «МТЗ».

Расширению рынков сбыта способствует создание сборочных производств. Продукция, собранная на территории стран-участников различных экономических союзов, становится товаром местного производства, что позволяет беспрепятственно проникать на рынки близлежащих государств. Первое сборочное производство было организовано в Польше (1995 г.), затем в Эфиопии и Египте. Предполагается создать сборочные заводы на Кубе, в Болгарии, Казахстане, Иране и других странах.

Дизельные двигатели РУП «ММЗ» обладают достаточно высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Они поставляются отдельным агрегатом или в составе машин (тракторов) более чем в 70 государств мира. Техника, оснащенная дизелями РУП «ММЗ», хорошо зарекомендовала себя в США, Канаде, Англии, Швеции, Германии и других странах.

Тракторостроение объединяет также ряд специализированных заводов: Витебск — тракторных запасных частей, Бобруйск — тракторных деталей и агрегатов, Минск — шестерен и тракторных запасных частей, Борисов — агрегатный, Гомель — пусковых двигателей, Сморгонь — агрегатный и др.

Сельскохозяйственное машиностроение в своем развитии ориентируется в первую очередь на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и специализацию сельского хозяйства Беларуси. В настоящее время оно объединяет почти 70 предприятий, где работают около 100 тыс. человек. Номенклатура производимой сельскохозяйственной техники доведена до 430 наименований, что на 90 % обеспечивает потребности страны в технике отечественного производства.

Крупнейшим предприятием отрасли является Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения (ПО «Гомсельмаш»), который выпускает до 40 различных модификаций машин, освоено производство зерноуборочного комплекса. Новый комплекс уборочных машин «Полесье» мощностью до 350 л.с. включает: универсальное энергетическое средство, навесной кормоуборочный комбайн, шестирядный свеклоуборочный комбайн, четырехрядный картофелеуборочный комбайн, косилку-плющилку, комплект оборудования для зерноуборки.

Выпуск зерноуборочных комбайнов осуществляет ОАО «Лидагропроммаш». В отличие от ПО «Гомсельмаш», который спроектировал и использовал универсальное энергетическое средство, здесь выбрали классическую схему и классический монокомбайн.

Производство техники, обеспечивающей механизацию основных работ в картофелеводстве и овощеводстве, сосредоточено на втором крупнейшем в республике заводе сельскохозяйственного машиностроения в Лиде (ОАО «Лидсельмаш»). Здесь выпускают картофелесажалки, картофелекопатели, культиваторы-окучники и другую технику. Машины и оборудование для кормопроизводства и механизации животноводства производятся на предприятиях Мозыря, Могилева, Бреста, Светлогорска, Гродно, Слонима; техника для внесения органических и минеральных удобрений — в Бобруйске (РУП «Бобруйскагромаш»). Необходима дальнейшая модернизация и техническое переоснащение сельскохозяйственного машиностроения, которое должно стать высококонкурентной отраслью и содействовать увеличению экспортного потенциала страны.

Станкостроительная и инструментальная промышленность. Подотрасль является базой научно-технического прогресса в машиностроении и объединяет предприятия по производству автоматических линий, металлообрабатывающих станков, универсальной технологической оснастки, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлообрабатывающего инструмента, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения. В настоящее время станкостроение Беларуси представлено 32 предприятиями, а также специальными конструкторскими бюро, научно-исследовательскими и проектно-технологическими организациями. Номенклатура выпускаемой продукции включает примерно 350 типоразмеров металлорежущих станков, 60 типоразмеров деревообрабатывающих станков, 45 типоразмеров кузнечно-прессовых машин. Удельный вес продукции, поставляемой на экспорт, составляет более 40 %, в том числе в страны СНГ — 36 %, в дальнее зарубежье — 4—5 %.

Крупнейшими предприятиями станкоинструментальной промышленности Беларуси являются:

• Минский завод автоматических линий имени П.М. Машерова (МЗАЛ). За годы своей деятельности выпустил около 20 000 специальных станков и 1500 автоматических линий. Специализируется на создании агрегатных, специальных и токарных станков, автоматических линий на базе этих станков, сборочного оборудования, автоматизированных комплексов;

• Минский станкостроительный завод имени Октябрьской революции — многооперационные фрезерно-расточные станки с числовым программным управлением (ЧПУ), обрабатывающие центры, продольно-строгальные, долбежные, балансировочные станки и др.;

• Минский станкостроительный завод имени СМ. Кирова — отрезные, протяжные, специальные, деревообрабатывающие и другие станки и оборудование;

• Витебский станкостроительный завод «Вистан» — станки высокой и особо высокой точности с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, станки для подшипниковой промышленности, полуавтоматы круглошлифовальные для обработки коленчатых валов, а также автоматические линии;

• Витебский станкостроительный завод «Визас» — универсально-заточные станки с ЧПУ для обработки сложнопрофильных деталей;

• Гомельский станкостроительный завод имени СМ. Кирова — обрабатывающие центры, консольно-фрезерные, долбежные станки;

• Гомельский завод станочных узлов и завод «Гидропривод»;

• Гомельский литейный завод «Центролит» — отливки чугунные для станкостроения и межотраслевых производств;

Приборостроительная, радиотехническая, электротехническая, электронная, оптико-механическая промышленность. Это относительно новая группа подотраслей машиностроения Беларуси. Для их обобщающей характеристики используются понятия «точное (сложное) машиностроение», «наукоемкий комплекс машиностроения». Данные подотрасли машиностроения в наибольшей степени соответствуют экономическим условиям нашей страны, так как ориентируются на использование квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, научно-технического и инновационного потенциалов. Кроме того, они относятся к неметаллоемким и неэнергоемким, что важно для страны, которая не имеет крупной металлургии и энергетики.

Наукоемкое машиностроение является ядром военно-промышленного комплекса (ВПК). Предприятия ВПК производят продукцию двойного назначения (бытовую технику и наукоемкие изделия военной техники) — электронные и оптические приборы, средства связи и системы управления; выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по модернизации военной техники и созданию новых образцов. Управление большинством предприятий, научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических институтов точного машиностроения осуществляет Государственный военно-промышленный комитет, созданный в декабре 2003 г.

Приборостроение занимает определяющее место в достижении высокого качества продукции белорусских предприятий. Точность измерений имеет первостепенное значение при создании техники и оборудования, соответствующих мировому уровню. Выпускаемая продукция включает электроизмерительные и аналитические приборы, весоизмерительную технику (в том числе автомобильные, железнодорожные и платформенные тензометрические весы), потребительские товары. Предприятия отрасли после катастрофы на Чернобыльской АЭС сыграли важную роль в оснащении республики средствами радиометрического контроля.

Радиотехническая промышленность специализирована на разработке и производстве телерадиоаппаратуры, средств связи, технически сложных товаров народного потребления, продукции для различных отраслей экономики. Она включает свыше 70 предприятий, научно-производственных объединений, научно-исследовательских и проектно-технологических институтов. По отдельным оценкам, объем продукции отрасли составляет около 35 % объема подобной продукции, производимой в странах СНГ. Телевизионное производство развивалось наиболее высокими темпами в 1980—1990-е гг., когда был достигнут уровень годово-14) производства 1,3 млн телевизоров цветного изображения (около 18 % их выпуска по бывшему СССР в целом). Однако в последующем разрыв кооперационных связей, отсутствие регулирования импорта теле-, радиоаппаратуры и комплектующих, используемых для ее изготовления, прекращение выпуска цветного кинескопа привели к резкому падению производства телевизоров в странах СНГ и Беларуси.

Разработка и производство средств связи, других видов изделий проводится на следующих предприятиях:

• Минское производственное объединение вычислительной техники — цифровые автоматические телефонные станции, персональные ЭВМ, компьютерные сети, учебные классы, электронные кассовые аппараты, ультразвуковые расходомеры — счетчики учета воды и теплоты, многослойные печатные платы;

• Минский приборостроительный завод — измерительные приборы, осциллографы, бытовая электротехника, электроинструмент;

• Молодечненский радиозавод «Спутник» — системы стационарной и подвижной радиотелефонной связи;

• Минский завод «Калибр» — радиоизмерительные приборы и устройства, логические анализаторы, программаторы для интегральных схем, печатные платы;

• Новополоцкий завод «Измеритель» — системы телеметрии различного назначения, преобразователи частоты, аппаратура спутниковой навигации, изделия телекоммуникации и связи, системы видеонаблюдения.

Электронная промышленность призвана обеспечивать радиотехническую промып1ленность и приборостроение интегральной элементной базой и компонентами. Тесная взаимосвязь электронной и радиотехнической промышленности обусловила появление новой подотрасли — радиоэлектронной промышленности. Уровень промышленного развития современного государства определяется уровнем производства и потребления изделий электронной техники. Электронная промышленность становится главной движущей силой экономики многих стран мира. Например, если продажа 1 т сырой нефти может принести до 20 дол. США прибыли, то 1 кг промышленной продукции в производстве сложной радиоэлектронной бытовой техники дает прибыль до 50 дол., в авиации — до 500—600 дол., в электронике — до 3000 дол. (1 кг кристаллов современных сверхбольших интегральных схем стоит в 2,4 раза дороже 1 кг золота).

Электронная промышленность Беларуси включает: Государственный научно-производственный концерн «Планар», НПО «Интеграл», Витебский завод радиодеталей «Монолит», Пружанский завод радиодеталей. Минский НИИ радиоматериалов. Основная продукция — интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы, жидкокристаллические индикаторы и панели; широкий спектр монолитных керамических конденсаторов; оптико-механическое, сборочное и контрольно-измерительное оборудование для радиоэлектронной промышленнос-ти; медицинская техника и оборудование, в том числе искусственный клапан сердца.

Правительством страны принята Государственная программа развития и повышения эффективности работы микроэлектронной отрасли Республики Беларусь на 2001—2010 гг. В результате ее реализации получили развитие наукоемкие направления электронной промышленности:

• разработка прецезионного, оптико-механического, контрольно-измерительного и сборочного оборудования для производства сверхбольших интегральных схем;

• разработка и серийное производство конкурентоспособной элементной базы для телевизоров 5—6-го поколений, техники связи, вычислительной техники, промышленной и бытовой радиоаппаратуры;

• разработка серии чип-конденсаторов, чип-индуктивностей и изделий из пьезокерамики и др.

Электротехническая промышленность представлена производством электродвигателей, трансформаторов, электроприборов для промышленных и бытовых целей, светотехнической продукции, ламп накаливания общего и специального назначения, другой продукции. Отрасль включает 16 предприятий, наиболее крупными из них являются: Минский электротехнический завод имени В.И. Козлова — выпускает трансформаторы силовые и малой мощности, оборудование для электростанций; Могилевский завод «Электродвигатель» — асинхронные электродвигатели, системы управления электродвигателями; Гомельский завод «Электроаппаратура» — низковольтную аппаратуру; Лидский завод электроизделий — светотехническую продукцию; Брестский электроламповый завод — лампы накаливания общего и специального назначения. Кабельно-проводниковые изделия производят «Беларускабель» (Мозырь), «Гомелькабель», Щучинский завод «Автопровод».

Оптико-механическая промышленность — важнейшая отрасль наукоемкого комплекса Беларуси, специализируется на производстве: космической и авиационной топографической аппаратуры; киноаппаратуры; фотографических комплексов; приборов и дальномеров, в том числе с использованием лазеров; приборов ночного видения; оптико-электронных устройств для бронетанковой техники, стрелкового и охотничьего оружия; медицинской аппаратуры с лазерными системами. На предприятиях отрасли производятся также станки для обработки оптических деталей, вакуумные установки для нанесения покрытий на оптические детали, станки для резки стекла, кварца, керамики. Многие виды оптико-электронных и лазерных разработок находятся на уровне мировых научно-технических стандартов.

Приоритетным направлением научно-технической деятельности в структурных подразделениях наукоемкого комплекса определено создание:

• систем и средств обработки информации, систем навигационно-временного обеспечения, развитие информационных технологий, компьютерных средств и систем;

• систем и средств измерения и технической диагностики;

• компьютерных технологий проектирования и производства новой техники;

• оптико-механических и оптико-электронных изделий нового поколения;

• энергетических средств, силовых трансформаторов, электротехнической элементной базы и материалов;

• нового поколения интегральной элементной базы для промышленной и бытовой техники на основе субмикронных, элионных и высоковольтных технологий, специального технологического оборудования для ее производства, функциональной; СВЧ-электроники, оптоэлектроники и микросенсорики;

• медицинской техники;

• цифровых телевизионных приемников и аппаратуры.

Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение. Специализируется на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной техники, оборудования для промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства. Выпускаются бульдозеры, погрузчики, аэродромные уборочные машины, троллейбусы, трамваи, снегоочистители, тротуароуборочные машины, бетоносмесители, окрасочные агрегаты, малярные станции, компрессоры, насосы и др.

Наиболее крупные предприятия подотрасли: ОАО «Амкодор — Ударник» (Минск), завод «Могилевтрансмаш», лифто-строительный завод «Могилевлифтмаш», Мозырский машиностроительный завод, Волковысский завод кровельных и строительно-дорожных машин. Белорусский экскаваторный завод (г.п. Кохоново Витебской обл.), ПО «Белкоммунмаш» (Минск).

Машиностроительные предприятия выпускают разнообразные технологически сложные товары длительного пользования: телевизионные приемники цветного и черно-белого изображения; радиоприемные устройства и магнитофоны, фотоаппараты; часы бытовые; бытовую технику для приготовления и хранения пищи (холодильники и морозильники, машины для механической обработки продуктов, электрокипятильники); бытовую технику для регулирования климата в жилище (электрокамины, электрорадиаторы); технику для ухода за одеждой (утюги, стиральные машины) и др. Развитие производства важнейших видов потребительских товаров характеризуется данными, приведенными в табл. 8.9

Таблица 8.9 Динамика производства важнейших видов потребительских товаров в Республике Беларусь*

 

Продукция 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2004 г. 2004 г. к 1990 г., %
Телевизоры — всего, тыс. шт. В том числе цветного изображения 1302,0 1302,0 250,0 175,0 532,0 411,0 1262,0 1251,0 96,9 96,1
Радиоприемные устройства, тыс. шт. 979,0 277,0 101,0 21,0 2,1
Холодильники и морозильники, тыс. шт. 728,0 746,0 812,0 953,0 130,9
Стиральные машины, тыс. шт. 33,1 36,9 88,1 49,6 149,8
Часы бытовые, млн шт. В том числе наручные 13,4 12,7 6,6 6,5 5,6 5,4 1,8 1,7 13,4 13,4
Электропылесосы, тыс. шт. - 6,6 1,4 4,0 -
Электроутюги, тыс. шт. 47,0 243,0 276,0 234,0 497,9
Швейные машины, тыс. шт. 4,6 18,5 7,9 2,2 47,8
Мотоциклы, тыс. шт. 225,0 42,0 37,0 12,0 5,3
Велосипеды, тыс. шт. 846,0 271,0 586,0 775,0 91,6

'Источник: Республика Беларусь в цифрах: Крат. стат. сб. Мн.: Минстат РБ, 2005. С. 214.

 

В Беларуси представлены и другие виды машиностроения — судостроение (Витебск, Речица, Гомель, Пинск); производство машин для добычи торфа (Гомель) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.