Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура присвоения ученого звания




Вопрос 3. Процедура присуждения ученых степеней.

Вопрос 1. Процедура поощрения.

 

 

Административно-правовые нормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительное производство. Как отмечалось в ныне не действующем ФЗ РФ «О системе государственной службы Российской Федерации», «… различные поощрения применяются к государственным служащим за успешное и добросовестное исполнение ими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности». Поощрение является важным средством воспитания и стимулирования служебной деятельности государственных служащих, а также укрепления законности и дисциплины в системе государственной службы нашей страны.

Деятельность по различным формам поощрений граждан, как отмечает один из ведущих ученых-административистов России профессор В.Д. Сорокин, «… несомненно является юридической, во-первых, потому, что компетентные государственные органы и должностные лица официально применяют не любые меры поощрения, а только те, которые устанавливаются специальными нормативные юридическими актами, прежде всего указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными актами, а, во-вторых, сам порядок применения этих мер, в свою очередь, регулируется нормами, относящимися к нормам административно-процессуального права»[1]. Следует заметить, что В.Д. Сорокин был первым, кто в конце 60-х г.г. прошлого века предложил включить в систему производств административного процесса и производство по делам о поощрениях[2].

По мнению Д.Н. Бахраха, в централизованном поощрительном производстве можно выделить следующие четыре стадии:

· возбуждение ходатайства о поощрении;

· общественной и государственной оценки материалов о поощрении;

· принятия решения о поощрения;

· исполнения решения[3].

В одном из учебников по Административно-процессуальному праву, также выделяется четыре стадии поощрительного производства: возбуждение ходатайства о поощрении; направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган; рассмотрение представления о поощрении и принятие решения; исполнение поощрения[4]. В то же время, например, в упоминавшейся уже монографии В.Д. Сорокина выделяются две стадии в производстве по делам о поощрениях в сфере государственного управления: первую стадию образуют действия, связанные с представлением к награждению государственной наградой, почетным званием и т.д., а вторую стадию – предусмотренные законодательством действия по вручению государственных наград, государственных премий и иных знаков поощрения[5]. Анализ нормативных актов, регламентирующих процедуру поощрения, позволяет выделить, на наш взгляд, еще одну стадию данной процедуры – лишения поощрения и восстановление поощрения.

Но, несмотря на подобные расхождения в количестве и наименовании стадий рассматриваемого производства, они базируются на единой нормативной основе, к которой можно отнести, в частности, Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 10.11.1993 г. «Положение о Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства», от 06.01.1999 г. «Положение о государственных наградах Российской Федерации», от 07.11.2000 г. «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации», распоряжение Президента Российской Федерации от 03.04.1997 г., которым была утверждена «Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г. «Положение о Почетной Грамоте Правительства Российской Федерации», от 24.02.1999 г. «Положение о Совете по присуждению премий Правительства Российской Федерации» и др.

Следует отметить, что ведомственными нормативными актами также регулируется поощрительное производство в рамках видов поощрений, определяемых данными ведомствами. Так, например, в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации Министр внутренних дел Российской Федерации учреждает в установленном порядке нагрудные знаки (награды) министерства для поощрения сотрудников, военнослужащих и работников системы министерства, а также граждан, оказавших помощь в выполнении возложенных на министерство задач, утверждает в установленном порядке положения об этих нагрудных знаках и их описания, награждает этих лиц нагрудными знаками, почетными грамотами и применяет в отношении их другие, предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений. Аналогичные нормы содержаться и в положениях о иных федеральных ведомствах.

Частные организации, общественные объединения могут принимать решения о самостоятельных видах поощрений и, соответственно, о формах их реализации. Однако такая процедура реализации далеко не всегда может быть досконально урегулирована в документах той или иной организации. Гораздо более четко, как отмечалось выше, урегулирована процедура поощрения на государственном уровне, применительно к которому и представляется наиболее целесообразным рассмотреть ранее выделявшиеся стадии процедуры поощрения.

Возбуждение ходатайства о поощрении. Субъектами данной процедуры могут выступать, во-первых, коллективы предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, во-вторых, органы местного самоуправления, в-третьих, соответствующие должностные лица федеральных органов государственной власти и федеральных государственных органов. Отдельно следует выделить Министерство иностранных дел, которое уполномочено представлять к награждению государственными наградами иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за границей.

Каких-либо сроков для возбуждения ходатайства о поощрении неустановленно, неважно также, жив ли к данному моменту человек, в отношении которого возбуждается ходатайство о поощрении. Практике известно достаточное количество случаев поощрения умерших граждан (чаще всего это применяется при награждении государственными наградами посмертно).

При наличии достаточных оснований для поощрения указанные выше субъекты данной процедуры возбуждают ходатайства о применении мер поощрения, аргументировано указывая в них основания для применения мер поощрения. Форма такого ходатайства – представление. Порядок возбуждения ходатайства о поощрении (награждении государственными наградами) государственных служащих федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, таможенных органов РФ, прокурорских работников и иных лиц определяется соответствующими федеральными органами государственной власти.

Направление представления о поощрении в соответствующий государственный орган. Уполномоченные должностные лица направляют представление о поощрении в тот орган государственной власти (тому должностному лицу), который имеет полномочия по применению мер поощрения. Так, субъектами представления к награждению государственными наградами являются:

руководители федеральных органов государственной власти по согласованию с соответствующими главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

главы республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти;

полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе (он вносит Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами глав республик, глав администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, а также согласовывает представления о награждении государственными наградами, направляемые органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, в федеральные органы государственной власти).

Указанные представления вносятся Президенту Российской Федерации. Следует отметить, что все согласования должны быть документально оформлены («завизированы» соответствующими должностными лицами) до внесения представления.

Рассмотрение представления о поощрении и принятие решения. Субъектом данной стадии являются образуемые Президентом Российской Федерации Комиссия по государственным наградам при Президенте Российской Федерации для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан и Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Данная стадия производства является наиболее важной, так как на ней после соответствующего обсуждения представления о поощрении, проверки сведений и оценки информации о государственном служащем принимается решение о применении к нему меры поощрения. Эти решения оформляются, как правило, в виде административных актов (индивидуальных правовых актов): указы и распоряжения Президента РФ (указы – о награждении государственными наградами и распоряжения о поощрении конкретных лиц), распоряжения Правительства РФ (например, о награждении Почетной грамотой Правительства РФ), приказы и распоряжения руководителей государственных органов.

Исполнение поощрения. На этой стадии исполняется принятое уполномоченным (государственным органом) решение о поощрении (награждении), а именно: объявляются благодарности; вручаются государственные награды, почетные грамоты, премии и ценные подарки; принимается решение о повышении по службе, досрочном присвоении квалификационного разряда (классного чина, ранга). Субъектами данной процедуры являются лица, принявшие решение о поощрении, однако они могут поручить сделать это от своего имени другим должностным лицам. Например, по поручению Президента РФ и от его имени государственные награды могут вручать (и, соответственно, «перейти в ранг субъекта данной процедуры»):

руководители федеральных органов государственной власти и федеральных государственных органов;

начальник Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам;

руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

полномочные представители Президента Российской Федерации;

послы Российской Федерации;

военачальники - от командиров дивизий и им равных;

иные лица (по поручению Президента Российской Федерации).

Срок реализации данной стадии применительно к награждению государственными наградами – не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о награждении. Вручение знаков поощрения должно производиться в торжественной обстановке.

Повторное награждение государственной наградой за новые заслуги возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершение геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу. Повторное награждение одноименными государственными наградами не производится, кроме награждения государственными наградами, имеющими степени, и награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу. Процедура в данном случае аналогична.

Государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (наследникам).

В случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.

Лишение поощрения и восстановление поощрения. Субъектом данной стадии может выступать лицо, принявшее решение о поощрении либо о лишении поощрения. Применительно к награждению государственными наградами субъектом является Президент Российской Федерации. Процедура лишения возбуждается при наличии следующих оснований:

- если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению государственной наградой.Государственная награда и документ к ней, врученные лицу, в отношении которого издан указ об отмене награждения, подлежат возврату в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам.

Следует отметить, что лицо, виновное в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления суд, в соответствии со ст.48 УК РФ, может в качестве наказания лишить виновного почетного звания и государственных наград[6].

Президент Российской Федерации может восстановить гражданина Российской Федерации в правах на государственные награды:

в случае его реабилитации;

если совершенное награжденным деяние, за которое он лишен государственных наград, потеряло характер общественно опасного.

После вступления в силу указа Президента Российской Федерации о восстановлении в правах на государственные награды награжденному возвращаются государственные награды и документы к ним.

 

 

Вопрос 2. Правовые основы присуждения ученой степени и присвоения ученого звания.

 

 

В соответствии со статьей 4 ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике»[7] правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации. Также нормативными актами Правительства Российской Федерации устанавливается Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий. Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации.

Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Основными нормативными правовыми актами, создающими основу для реализации процедур присуждения учёных степеней и присвоения учёных званий являются: Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное Постановлением Правительства России № 300 от 17 июня 2004 г.; Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ, утвержденное Приказом Минобразования России от 11.04.2002 г. № 1356; Положение об Аттестационной комиссии по вопросам присвоения ученых званий, утвержденное Приложением 1 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27.09.2004 г. № 240; Положение о диссертационном совете, утвержденное приказом Минобразования России от 09.04.2002 г. № 1305; Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 11.04.2002 г. № 1355; Инструкция о порядке рассмотрения и защиты диссертаций с грифом «Для служебного пользования», утвержденная приказом Минобразования России от 09.04.2002 г. № 1305; Порядок рассмотрения апелляций в Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования России от 09.04.2002 г. № 1305; Порядок нострификации (приравнивания) аттестационных документов, утвержденный приказом Минобразования России от 09.04.2002 г. № 1305; Порядок переаттестации научных и научно-педагогических работников, утвержденный приказом Минобразования России от 09.04.2002 г. № 1305; Инструкция о порядке защиты диссертаций соискателями - иностранными гражданами в Российской Федерации, утвержденная приказом Минобразования России от 09.04.2002 г. № 1305; Инструкция по применению Положения о порядке присвоения ученых званий (профессора по специальности и доцента по специальности), утвержденная приказом Минобразования РФ от 15.02.2002 г № 1756; Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 г. № 194; Единый реестр ученых степеней и ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 74; Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 74.

Таким образом, можно резюмировать, что порядок присуждения учёных степеней и присвоения учёных званий урегулирован достаточно обширным перечнем различных по юридической силе нормативных актов. Такой порядок, помимо перечисленных нормативных актов, основывается на ряде общих принципов государственного управления. К таким принципам относятся:

- законность;

- объективность;

- равенство граждан перед законом;

- гласность;

- компетентность;

- принцип ответственности должностных лиц.

 

 

Порядок присуждения учёных степеней доктора наук и кандидата наук определён Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 74.

Учёная степень доктора наук присуждается Президиумом Высшей аттестационной комиссии на основе ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим учёную степень кандидата наук, с учётом заключения экспертного совета Высшей аттестационной комиссии.

Учёная степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях. К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются дипломы на открытия и авторские свидетельства на изобретения, выданные Государственным комитетом Совета министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения, свидетельства на полезную модель; патенты на промышленный образец; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; топологии интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке; депонированные в организациях государственной системы научно-технической информации рукописей работ, оппонированные в научных журналах; работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов; информационные карты на новые материалы, включённые в государственный банк данных публикации в электронных научных изданиях.

Основными субъектами процедуры присуждения ученой степени выступают сам соискатель; диссертационный совет, принявший диссертацию к защите; организация, рекомендовавшая диссертацию к защите; организация, назначенная в качестве ведущей для установления соответствия диссертации предъявляемым требованиям; официальные оппоненты по диссертации; Высшая аттестационная комиссия.

Процедуры присуждения учёной степени можно разделить на несколько стадий:

· возбуждение дела;

· подготовка к рассмотрению дела;

· рассмотрение дела;

· принятие решения по делу;

· обжалование решения по делу;

· исполнение решения по делу.

Возбуждение дела. Эта стадия является начальной. На этой стадии соискатели учёной степени доктора или кандидата наук представляют в диссертационный совет следующие документы, выступающие в качестве доказательств соответствия качеств соискателя и его исследования предъявляемым требованиям:

1. Заявление соискателя.

2. Личный листок по учёту кадров.

3. Заверенная в установленном порядке копия документа о высшем профессиональном образовании для соискателя учёной степени кандидата наук (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств-участников СНГ, - дополнительно копия свидетельства об эквивалентности, выданного Министерством образования и науки Российской Федерации), заверенная копия диплома кандидата наук для соискателя учёной степени доктора наук (для лиц, получивших учёную степень за рубёжом, включая граждан государств-участников СНГ, - дополнительно копия документа об эквивалентности).

4. Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов для соискателя учёной степени кандидата наук.

5. Диссертация в количестве экземпляров, необходимых для передачи в Российскую государственную библиотеку или Центральную научную медицинскую библиотеку, Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова, Всероссийский научно-технический информационный центр (непереплетённый экземпляр), библиотеку организации, в которой создан диссертационный совет, оппонентам и ведущей организации, а также рукопись автореферата. Все экземпляры диссертации и рукопись автореферата подписываются соискателем на титульном листе диссертации и обложке рукописи автореферата.

6. Заключение организации, где выполнялась диссертация или к которой был прикреплён соискатель.

Заключение оформляется в виде выписки из протокола заседания кафедры (лаборатории, сектора, отдела), утверждается руководителем организации и заверяется печатью организации.

7. Четыре маркированные почтовые карточки с указанием адреса соискателя (на двух карточках) и совета, где защищается диссертация (на двух карточках). На оборотной стороне карточки с адресом совета в верхнем углу указываются фамилия, имя, отчество соискателя и учёная степень, на которую он претендует.

Все представленные в качестве доказательств соответствия соискателя и его исследования требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на получение ученой степени документы должны соответствовать требованиям относимости и допустимости. Под относимостью доказательств понимают их связь с предметом доказывания и с иными обстоятельствами дела, установление которых необходимо для достижения цели производства по делу – принятию соответствующего решения.

Допустимость доказательств означает их законность, правомерность их использования для установления истины. Фактические данные, почерпнутые из не предусмотренного законом вида источника не могут приниматься во внимание и допускаться в качестве доказательств. Кроме того, допустимость источника доказательств определяется еще и тем, были ли соблюдены при его получении, формировании все необходимые требования закона[8]. Например, заверение копий документов о высшем профессиональном образо­вании, ученой степени и ученом звании может производится либо у нотариуса, либо уполномоченным должностным лицом организации, выдавшей такой документ.

Подготовка к рассмотрению дела. До защиты диссертации на стадии подготовки к рассмотрению диссертации осуществляется её предварительное рассмотрение. На данной стадии происходит исследование и оценка поступивших документов соискателя. Диссертационный совет поручает комиссии из числа членов диссертационного совета - специалистов по профилю диссертации ознакомиться с диссертацией и представить совету заключению о её соответствии специальности и отрасли науки, по которым диссертационному совету предоставлено право проведения защиты диссертации, о полноте изложенного материала диссертации в работах, опубликованных автором, а также предложения о назначении по диссертации ведущей организации, официальных оппонентов.

При положительном решении диссертационного совета о приёме диссертации к защите названная комиссия готовит проект заключения диссертационного совета по диссертации.

Диссертационный совет после предварительного рассмотрения диссертации принимает диссертацию к защите, назначает официальных оппонентов, ведущую организацию, дату защиты, определяет дополнительный список рассылки автореферата, даёт разрешение на печатание автореферата, а в необходимых случаях принимает решение о введении в состав совета дополнительных членов.

По результатам предварительной защиты диссертации проводится голосование. Решение совета о приёме диссертации к защите считается положительным, если за него проголосовало большинство членов совета, участвовавших в голосовании.

При приёме к защите докторской диссертации диссертационный совет в срок не позднее чем за три месяца до защиты диссертации представляет в Высшую аттестационную комиссию для опубликования в Бюллетене Высшей аттестационной комиссии объявление, которое должно содержать фамилию, имя, отчество соискателя, название диссертации, отрасль науки, шифр специальности, дату защиты, название и адрес совета, где будет проводиться защита диссертации.

На стадии предварительного рассмотрения диссертации диссертационный совет может не принять диссертацию к защите в тех случаях, когда основное содержание диссертации не соответствует ни одной из специальностей и связанной с ней отрасли науки. В этом случае соискателю выдаётся выписка из протокола заседания диссертационного совета, в которой обосновывается отказ в приёме диссертации к защите, а представленные соискателем материалы возвращаются.

Рассмотрение дела. В Положении о порядке присуждения ученых степеней установлены четкие сроки принятия диссертации к защите. Диссертационный совет принимает кандидатскую диссертацию к защите не позднее чем через два месяца и докторскую - не позднее чем через четыре месяца со дня подачи соискателем всех необходимых документов или предоставляет соискателю в указанные сроки мотивированное заключение об отказе в приеме диссертации к защите. На стадии рассмотрения дела осуществляется рассмотрение диссертации диссертационным советом. Суть рассмотрения заключается в публичной защите диссертации соискателем, а роль членов диссертационного совета - в её оценке. Защита диссертации проводится открыто, за исключением диссертаций, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Заседание диссертационного совета при защите диссертации проводит председатель совета или его заместитель.

В ряде случаев председатель не может выполнять свои обязанности, председательствовать на заседаниях совета, когда рассматриваются диссертации соискателя, у которого он является научным руководителем или консультантом.

Перед открытием заседания диссертационного совета членам совета раздаётся проект заключения, предварительно подготовленный созданной ранее комиссией. Непосредственно при открытии заседания совета председатель извещает членов совета о правомерности заседания. После открытия заседания совета объявляется о защите диссертации, указывается название диссертации, фамилии оппонентов, ведущая организация.

Учёный секретарь докладывает об основном содержании представленных соискателем документов и их соответствии установленным требованиям. Соискатель излагает существо и основные положения диссертации, отвечает на поступающие вопросы. После ответов соискателя выступает научный руководитель или консультант. Затем оглашается заключение организации, где выполнялась диссертационная работа, отзывы ведущей организации и другие отзывы на диссертацию и автореферат. Соискатель отвечает на замечания, содержащиеся в отзывах, а после выступления каждого официального оппонента отвечает на замечания по содержанию диссертации. В последующем обсуждении диссертации имеют право участвовать все присутствующие на защите (задавать вопросы, уточнять отдельные положения и т.п.). По окончании дискуссии соискатель выступает с заключительным словом.

На стадии рассмотрении дела соискатель имеет право снять диссертацию с рассмотрения по письменному заявлению, поданному до начала тайного голосования (начала принятия решения по делу). При поступлении заявления соискателя о снятии диссертации с рассмотрения председатель совета даёт указание о выдаче представленных им документов, за исключением заявления, одного экземпляра диссертации и автореферата, которые остаются в совете. Если диссертационным советом будет установлено, что соискателем использован чужой материал без ссылок на автора и источник, то совет может принять решение о снятии диссертации с рассмотрения без права её повторной защиты.Такой открытый порядок процедуры защиты диссертационного исследования выступает одной из гарантий реализации прав и обязанностей участников процедуры присуждения ученой степени.

Принятие решения по делу. Другой формой реализации гарантий реализации прав и обязанностей участников процедуры присуждения ученой степени выступает процедура принятия решения по делу (по результатам защиты диссертации), которая осуществляется тайным голосованием. Перед проведением тайного голосования избирается счётная комиссия (не менее трёх человек). В тайном голосовании принимают участие только присутствующие на заседании члены диссертационного совета. Членам совета выдаются под расписку заготовленные бюллетени, в которых голосующий вычёркивает ненужное из соответствующей графы «Результаты голосования» и опускает бюллетень в опечатанную урну.

После голосования члены счётной комиссии вскрывают урну и подсчитывают бюллетени, а по итогам голосования составляют протокол. Председатель счётной комиссии докладывает диссертационному совету результаты тайного голосования.

Диссертационный совет открытым голосованием утверждает протокол счётной комиссии. После утверждения протокола счётной комиссии диссертационный совет обсуждает проект заключения. В проекте заключения отражаются наиболее существенные научные результаты, оценка их достоинства и новизны, значение для теории и практики, рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования, а также указывается, в соответствии с какими требованиями о порядке присуждения учёных степеней оценивалась диссертация.

По результатам защиты диссертации диссертационный совет в тридцатидневный срок направляет в Высшую аттестационную комиссию экземпляр докторской диссертации и аттестационное дело соискателя и такие же документы соискателя кандидата наук.

Рассмотрение диссертаций в Высшей аттестационной комиссии осуществляют экспертные советы, которые, осуществляя контроль за работой диссертационных советов, определяют соответствие диссертаций критериям, установленным Положением о присуждении учёных степеней. При рассмотрении диссертаций экспертный совет может приглашать на свои заседания соискателей, руководителей диссертационных советов, официальных оппонентов, научных руководителей и научных консультантов, представителей ведущих организаций.

Обжалование решения. На решения диссертационного совета может быть подана апелляция. Апелляция подаётся организациями, соискателем не позднее 2-месячного срока со дня внесения решения в диссертационный совет по месту защиты диссертации и в Высшую аттестационную комиссию.

При поступлении в диссертационный совет апелляции на решение диссертационного совета председатель совета поручает комиссии из числа членов диссертационного совета изучить материалы дела и подготовить проект заключения совета по апелляции.

Рассмотрение апелляции в диссертационном совете рассматривается в течение месяца с проведением, в случае необходимости, внепланового заседания совета.

На заседание диссертационного совета с извещением не позднее чем за 10 дней до заседания приглашается автор диссертации и другие лица, которые могут иметь отношение к существу апелляции. Заседание совета может поводиться как в присутствии названных выше лиц, так и в их отсутствии.

На заседании совета члены комиссии докладывают результаты работы и проект заключения диссертационного совета по апелляции. По окончании дискуссии совет принимает решение простым большинством голосов.

После рассмотрения апелляции диссертационный совет своё заключение в 10 – дневный срок после заседания направляет в Высшую аттестационную комиссию.

Исполнение решения по делу. После вступления в силу решения о присуждении учёной степени (по учёной степени доктора наук такое решение вступает в силу с даты принятия решения Высшей аттестационной комиссией), а так же решения о выдаче диплома о присуждении учёной степени кандидата наук, диплом направляется в соответствующий диссертационный совет, где он подписывается председателем диссертационного совета и ученым секретарем и вручается в торжественной обстановке в присутствии членов диссертационного совета.

 

Основными документами, регламентирующими процедуру присвоения ученых званий, являются Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 г. № 194 и Инструкция по применению Положения о порядке присвоения ученых званий (профессора по специальности и доцента по специальности), утвержденная приказом Минобразования РФ от 15.02.2002 г № 1756.

Субъектом, обладающим полномочиями по присвоению учёных званий доцента по кафедре и профессора по кафедре является Аттестационная комиссия по вопросам присвоения ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации[9], а субъектом, обладающим полномочиями доцента по присвоению ученых званий доцента по специальности и профессора по специальности - Высшая аттестационная комиссия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации[10]. В данном процессе также непосредственно участвуют сам соискатель ученого звания и соответствующий Ученый совет.

В указанном выше Постановлении выделены общие принципы присвоения учёных званий профессора и доцента на кафедре присвоения. В целом, процедуры присвоения ученых званий по кафедре и по специальности схожи, различия состоят в перечне представляемых документов, отдельных требованиях к соискателям и в органах, принимающих решения по данному вопросу.

Так, ученые звания профессора по кафедре и доцента по кафедре присваиваются Министерством образования Российской Федерации научно-педагогическим работникам, обладающим педагогическим мастерством, имеющим глубокие профессиональные знания и научные достижения, ведущим педагогическую работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, имеющих государственную аккредитацию, а также на кафедрах Российской академии наук и имеющих государственный статус отраслевых академий наук, осуществляющих подготовку аспирантов и соискателей, включая прием кандидатских экзаменов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности (в сфере послевузовского профессионального образования), по аттестационным документам, представленным учеными советами этих учреждений. Ученые звания профессора по специальности и доцента по специальности присваиваются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации работникам научных организаций, высших учебных заведений или учреждений повышения квалификации, имеющих государственную аккредитацию, по аттестационным документам, представленным учеными (научно-техническими) советами этих учреждений.

Процедуры присвоения учёных званий, также как и процедуры присуждения ученых степеней кандидата наук и доктора наук, имеют несколько стадий.

· Первой стадией является возбуждение дела. На стадии возбуждения дела соискателем в Учёный (научно-технический) совет предоставляются следующие документы, выступающие в качестве доказательств соответствия качеств соискателя требованиям, предъявляемым к доцентам либо профессорам:

- справка по представлению соискателя;

- личный листок по учету кадров (анкета);

- выписка из трудовой книжки, копии приказов о работе по совмести­тельству или на условиях почасовой оплаты, подтверждающие стаж науч­но-педагогической работы соискателя, в т.ч. стаж педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации (в научно-педагогический стаж включается время работы на должностях работников науки: младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследователь­ским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя руководителя, руководителя в научных организациях, научных под­разделениях высших учебных заведений или учреждений повышения квалификации; на профессорско-преподавательских должностях: ассис­тента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора, за­ведующего кафедрой, декана факультета; педагогическая работа в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации на усло­виях почасовой оплаты, а также время обучения в очной аспирантуре и докторантуре);

- список опубликованных или приравненных к ним научных и учебно-методических работ по форме;

- заверенные копии документов о высшем профессиональном образо­вании, ученой степени и ученом звании;

- решение Ученого (научно-технического) совета по данному вопросу с основного места работы, если таковым местом соискателя является педагогическая работа в высшем учебном заведении или учреждении повышения квалификации (для совместителей);

- дополнительные материалы, поступившие в Ученый совет по канди­датуре соискателя.

Все представленные в качестве доказательств соответствия соискателя требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на получение ученого звания доцента или профессора документы должны соответствовать требованиям относимости и допустимости.

· Вторая стадия - рассмотрение дела и принятие решения. На данной стадии происходит исследование и оценка поступивших документов соискателя. На заседании Учёного (научно-технического) совета учёный секретарь докладывает о поступивших в совет материалах дела, а также о возможности рассмотрения дела. Ученый (научно-технический) совет может принять решение о представлении к присвоению ученого звания либо отказать в таком представлении. Решение Ученого (научно-технического) совета о представлении к присвоению ученого звания принимается тайным голосованием. Заседание ученого (научно-технического) совета считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей членов ученого (научно-технического) совета. Решение ученого (научно-технического) совета принимается не менее чем двумя третями членов совета, присутствующих на заседании.

Аттестационные документы комплектуются ученым секретарём Ученого совета и направляются в двухнедельный срок в Высшую аттестационную комиссию (для соискателей ученых званий доцента по специальности или профессора по специальности), либо в Аттестационную комиссию по вопросам присвоения ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре (для соискателей данных ученых званий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки России сопроводительным письмом, оформленным на бланке высшего учебного заведения, учреждения повышения квалификации или научного учреждения, за подписью председателя ученого совета или заместителя председателя с указанием оснований проведения аттестации и выходных данных исполнителя (Ф.И.О. ученого секретаря Ученого совета, номер телефона).

В состав аттестационных документов входят:

- заверенная копия свидетельства о государственной аккредитации об­разовательного учреждения;

- справка по представлению соискателя;

- личный листок по учету кадров (анкета) с фотокарточкой, заверенный в установленном порядке.

К аттестационным документам прилагаются:

- протокол заседания счетной комиссии с результатами баллотировки соискателя в подлиннике;

- выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж научно-педаго­гической работы соискателя;

- выписки из приказов или их копии о работе соискателя по совмести­тельству на научных (педагогических) должностях (представляются по необходимости);

- справка о педагогической работе;

- список опубликованных или приравненных к ним научных и учебно-методических работ;

- копии документов о высшем профессиональном образовании, ученой степени и ученом звании, а также:

а) для соискателей-совместителей:

- решение ученого совета по данному вопросу с основного места работы, если таковым местом соискателя является преподавательская работа в высшем учебном заведении или учреждении повышения квали­фикации;

б) для работников искусств:

- копии документов личных достижений;

- список основных творческих работ;

- список подготовленных учеников;

в) для специалистов физической культуры и спорта:

- копии документов личных достижений;

- список подготовленных чемпионов или призеров Олимпийских игр, мира, Европы или Российской Федерации, подтвержденный Госкомспортом России, Олимпийским комитетом России или соответствующими федеральными спортивными организациями (союзами) Российской Фе­дерации;

г) для крупных и высококвалифицированных специалистов:

- отзывы ведущих ученых, преподавателей и специалистов о вкладе соискателя в конкретной отрасли знаний на международном и всероссий­ском уровне;

- отзывы международных и всероссийских научно-производственных, научных и общественных организаций, ведущих высших учебных заведений и т.п. о вкладе соискателя в конкретной отрасли знаний (для профес­сора — не менее 3-х, для доцента — не менее 2-х).

Поступившие материалы передаются на рассмотрение соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (для соискателей ученого звания по специальности). Экспертный совет принимает заключение и представляет его президиуму Высшей аттестационной комиссии с присвоением учёного звания по специальности. Материалы соискателей ученого звания по кафедре предаются в Аттестационную комиссию по вопросам присвоения ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре.

Срок рассмотрения аттестационных документов соискателей ученых званий не должен превышать шести месяцев.

· Третья стадия- обжалование решения по делу. На решение, принятое президиумом Высшей аттестационной комиссии либо Аттестационной комиссией по вопросам присвоения ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре по вопросу о присвоении, лишении или восстановлении ученого звания профессора или доцента, а также по переаттестации и признании эквивалентности документов о присвоении соответствующих ученых званий, может быть в срок не более двух месяцев со дня вынесения данного решения подана апелляция в указанные органы. Решение о присвоении учёного звания может быть обжаловано заинтересованными лицами. Апелляция может быть направлена в Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения решения о присвоении учёного звания. Апелляция рассматривается в соответствующих органах Министерства образования и науки РФ и по ней принимается решение об удовлетворении апелляции либо об отказе в удовлетворении. Апелляция по указанному вопросу рассматривается оказанными органами с учетом заключения экспертных советов и группы членов этих органов, специалистов соответствующей отрасли науки. Решение по апелляции является окончательным. В то же время, как и любое другое решение, оно может быть обжаловано в судебном порядке. О принятом решении по апелляции письменно извещается лицо, в отношении которого подавалась апелляция, и заявитель или организация, подавшая апелляцию.

· Четвертая стадия - исполнение решения по делу. На основании решения президиума Высшей аттестационной комиссии либо Аттестационной комиссии по вопросам присвоения ученых званий профессора по кафедре и доцента по кафедре о присвоении учёного звания профессора или доцента оформляется аттестат, в котором указывается дата и номер решения. Аттестат подписывается председателем Высшей аттестационной комиссии (Аттестационной комиссии) и главным учёным секретарём ВАК (Аттестационной комиссии) и заверяется гербовой печатью.

Вручение аттестата должно быть проведено в краткие сроки со дня его получения представителем организации, ответственным за вручение (обычно – ученым секретарем). Организация, ответственная за вручение, сообщает соискателю о дате вручения аттестата. Аттестат выдается соискателю по ведомости под расписку. Ведомость с распиской соискателя о получении аттестата хранится в установленном порядке в организации, выдавшей аттестат. Те аттестаты, не выданные в течение трех лет, возвращаются в Министерство образования и науки с указанием причин невручения их соискателям.

Список литературы:

 

1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике»СЗ РФ от 1996г. № 35 ст. 4137;

2. Трудовой кодекс Российской Федерации;

3. Указ Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»);

4. Указ Президента РФ от 27.11.2009 № 1356 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по государственным наградам»;

5. Указ Президента РФ от 02.03.1994 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»;

6. Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337;

7. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное Постановлением Правительства России № 300 от 17 июня 2004 г.;

8. Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ, утвержденное Приказом Минобразования России от 03.07.2006 г. № 177;

9. Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 г. № 194;

10. Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2002 г. № 74.

11. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право России. Учебник. М., 2009 – С. 361-375;

12. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. Монография. СПб, 2003 – С. 329-344;

13. Административно-процессуальное право России. Курс лекций. Под ред. И.Ш. Килясханова. М., 2003 – С. 296 – 322;

14. Воропаев И.Г. Порядок присужденияученых степеней в России и СССР (1802 - 1995г.). Дис. … канд. юрид. наук. Невинномысск, 2000;


[1] Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб. 2003 - С. 330.

[2] См.: Сорокин В.Д. О видах производств в административном процессе // Вестник ЛГУ. 1968. № 5.

[3] См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М. 2000 – С.373.

[4] См. Административно-процессуальное право. Курс лекций. М. 2003 – С.297.

[5] Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб. 2003 - С. 334-339.

[6] Так, например, в соответствии с приговором суда полковник Б., осужденный за убийство жительницы Чеченской республики, был лишен воинского звания «полковник» и государственных наград.

[7] См.: ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ (ред. от 22.08.2004 г.) // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996 г., № 35, ст.4137.

[8] См., напр. Белкин А. Р. Указ. соч. С. 244.

[9] Далее также именуемая Аттестационная комиссия.

[10] Далее также именуемая ВАК.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.