Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития личности

Стало понятно, что человек является связующим звеном двух понятий «культура» и «деятельность» так как только человеку присуща деятельность, а без позитивной, творческой деятельности не возможно создание и развитие культуры. И сам человек развивается в процессе освоения и созидания культуры.

Человек – система динамическая, существующая, становящаяся личностью и проявляющаяся как личность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности анализируется в двух планах: во-первых, в плане деятельности во-вторых, в плане времени – как постоянное изменение свойств и качеств человека, в том числе и его развития. Особое значение имеет структура индивидуальной деятельности человека в условиях, конечно, социальной кооперации её субъектов. В основе решения этой проблемы лежит подход, связанный с вычленением двух основных сторон деятельности - субъекта и объекта. «Для понимания деятельности как реального процесса функционирования системы, - пишет Э.С. Маркарян, - необходимо, прежде всего, абстрагирование двух качественно различных аспектов её рассмотрения. Во-первых, аспекта актуализации механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и осуществляется активность субъектов действия, и, во-вторых, аспекта, выделяющего различные целостные участки направленных усилий этих субъектов. Например, когда мы направляем наши усилия на решение какой-либо задачи (производственной, воспитательной, управленческой и т. д.), то для её осуществления включается в действие многообразные механизмы (физиологические, психические, речевые, орудийные и т. д.), мотивирующие деятельность, задающие ей цели и служащие средствами её осуществления». [Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности// Вопросы философии. 1972. №10. С.82].

Таким образом, выделяют два основных плана деятельности всякого конкретного человека, взаимосвязанные и взаимообусловленные, но в тоже время имеющие и относительную самостоятельность:

1. виды деятельности в их извне заданной «технологической» конкретике, выполняемой человеком, включенным одновременно в различные общественные отношения в качестве члена семьи, производственного коллектива и др., наконец, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода; в самом широком плане эти виды деятельности подразделяются на общие и специальные (профессиональные);

2. виды (стороны) деятельности, инвариантные первым, обеспечивающие эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека (нравственной, умственной и другие аспекты деятельности).

Второй стороной динамики личности (наряду с деятельностью) является постоянное изменение свойств и качеств человека. В этих изменениях свою очередь выделяются две противоположные тенденции: во-первых, прогрессивные изменения – становления и развития личности, во-вторых, регрессивные, связанные со старением человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды и развитие человеческой деятельности | Логика развития личности в культурной среде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.