КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и формы туризма. Сущность и экономическое содержание туризмаСущность и экономическое содержание туризма. В соответствии с ЗУ «О туризме», туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок. Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Турпродукт включает: · Туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные); · Туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.); · Товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.). Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Так, туристы из Японии, путешествуя по Украине, получают свои доходы преимущественно на родине. И расходуя деньги в Украине, они вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для Украины туристский экспорт. И так, туристский экспорт – это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, которые сопровождаются одновременным вывозом туристом денег из данной страны. В настоящее время старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Так как в туризме производятся и предметы потребления (пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм – это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию. Туристская индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Экономика туристской фирмы – это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ). Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации – с другой.
3. Прямое и косвенное влияние развития туризма на экономику региона. Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства. Туристская политика государства – это совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сферы для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основные направления туристской политики России: · Защита прав путешествующих; · Защита интересов производителей отечественного турпродукта; · Всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме: -прямых инвестиций в формировании туристской инфраструктуры; -научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке; -налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций. Туристская политика государства базируется на стратегии и тактике. Туристская стратегия – выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых требуется время и большие финансовые ресурсы. Туристская тактика – конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях. Главная цель концепции – создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для обслуживания российских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие экономики страны. Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности и т.п. Итак, любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. Прямое влияние туризма на экономику страны или региона – это результат доходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Действие мультипликатора дохода от туризма можно продемонстрировать на следующем условном примере. Группа иностранных туристов, путешествуя по Валдаю, тратит на покупку товаров и услуг определенную сумму. Доход турпредприятий – это их выручка от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона – это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении региона. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т.д. Однако если работники, получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона. Сочетание прямого и косвенного влияния схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора – это количество раз, которое деньги, вложенное туристами в местную экономику, были фактически потрачены в принимающем регионе. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, тот эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.
М.П. Крачило предлагает выделять классы, формы и виды туризма (рис.1). В зависимости от целенаправленности и характера туристических потоков туризм разделяется на два больших класса: внутренний (национальный) и иностранный. Внутренний туризм обслуживает главным образом граждан своей страны. Задача иностранного туризма – обслуживание иностранных туристов, система путешествий и обменов, которые осуществляются на основе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм. Выделение форм туризма по М.П. Крачило определяется разными признаками. По характеру организации туризм разделяется на: · Организованный (плановый) – поездки по маршрутам, организованным туристическими фирмами или клубами. Обычно реализуются на условиях предварительной оплаты. · Неорганизованный (самодеятельный) – спонтанные поездки, которые, как правило, организовываются самими туристами, без участия посредника: турфирмы. Оплата услуг в таком случае происходит по мере пользования ими. При организации туризма различают: · Групповой (коллективный) туризм – форма организации туристического поездки людей, объединенных возможностью совместного путешествия по конкретному маршруту или с целью получения программного обслуживания; удовлетворение коллективного интереса к объекту посещения; · Индивидуальный туризм – форма организации туристической деятельности человека по собственному плану, программе, которая составляется и реализуется в индивидуальном обслуживании. По срокам и длительности пребывания в путешествии туризм делится на: · Краткосрочный – поездка на срок 5-7 дней, обычно, в конце недели и дальнейшие нерабочие дни; иногда срок уменьшается до 3 дней; · Долгосрочный. По территориальному признаку внутренний туризм делится на местный и дальний, а иностранный по охвату территории – на внутриконтинентальный, межконтинентальный, кругосветный. По интенсивности туристических потоков туризм делится на постоянный (относительно равномерное посещение туристических районов и населенных пунктов на протяжении года) и сезонный (посещение в определенную пору года). В связи с этим, следует определить понятия «пиковый» и «мертвый» сезоны. «Пиковый» сезон характеризуется интенсивными туристическими потоками, а «мертвый» - ослабленными или даже их отсутствием. В зависимости от возраста участников путешествия отличают детский, молодежный и туризм взрослых людей. [1] Виды туризма определяются целью туристической поездки. В зависимости от цели путешествия выделяют такие виды туризма: · познавательный (экскурсионный) – посещение и ознакомление с памятными местами и памятниками культуры, истории, природы; · оздоровительно-познавательный; · курортно-лечебный – перемещение людей обусловлено потребностью улучшить здоровье; · курортно-развлекательный; · спортивный – участие в спортивных мероприятиях; · выходного дня; · деловой; · религиозный; · зеленый. [5] В зависимости от способов передвижения, транспортных средств, которыми пользуются туристы, туризм делится на такие виды: · автомобильный, автобусный, мотоциклетный, авиационный, · морской, речной, железнодорожный, · пешеходный, лыжный, водный, подводный, · комбинированный или смешанный. В зависимости от уровня мобильности и способа передвижения туризм, условно, можно разделить на активный (пешеходный, горный, лыжный, водный, велосипедный, автомобильный, мотоциклетный) и пассивный (железнодорожный, автобусный, морской, авиационный). Следует обратить внимание, что термин активный туризм понимается в международном туризме как посещение данной страны жителями других стран, а пассивный – выезд граждан в другие страны.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |