Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе




Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте

Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента

Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики

Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента

В зарубежной практике качество управления каждым банком под­вергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значи­тельной мере зависят результаты деятельности банка, степень его на­дежности.

В свою очередь, результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. Прирассмотрении результа­тов деятельности банка учитываются следующие качественные харак­теристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние лик­видности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к ли­дерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность управления персоналом банка и др. Положительные оценки по выше­указанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.

Опрос независимых специалистов зарубежных стран выявил 10 основных характеристик современного управления: открытая куль­тура, наличие общих ценностей, нацеленность на прибыль, акцент на удовлетворении потребностей клиентов, желание вкладывать средства в новые продукты, сильное и последовательное руководство и страте­гическое мышление, стремление к набору наилучших сотрудников, вложения в подготовку персонала, наличие системы информации о продуктах иликлиентах, позволяющей осуществить оценку их прибы­льности, хорошее управление кредитным риском.

Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных фак­торов всех уровней, нейтрализовать их, а зачастую даже использовать в своих целях. По­этому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Наоборот, когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является глав­ной причиной банковских кризисов, убытки банков и их клиентов, вызывает экономические диспропорции. Для обозначения плохого менедж­мента существует термин «мисменеджмент» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора. В условиях общих финансовых кризисов, пора­жающих экономическую систему в целом, мисменеджмент приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысо­ких процентных ставок.

Мисменеджмент подразделяют на четыре группы, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка: технический, косметический, авантюрный, мошенничество.

Технический мисменеджмент обычно наблюдается в тех случаях, когда:

- банк только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;

- банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;

- банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.

Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, принятие неадекватных реальной ситуации мер. Проявление технического мисменеджмента - это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала.

Несмотря на то, что технический мисменеджмент имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, хотя цели и политика такого менеджмента чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убыт­ки, приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось.

При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уров­не ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реаль­ными данными. Это, по сути, сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косме­тический мисменеджмент сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них про­блемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуа­цию в банке.

Авантюрный мисменеджмент представляет собой ком­плекс операций, к которым руководство банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов. Цель этих операций позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить по­ложение. Авантюрный мисменеджмент включает: покупку депозитов по повышенным ставкам, взимание с заемщиков по­вышенных процентов по ссудам, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций.

Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости изучения процессов оценки и организации менеджмента, как важного инструмента достижения устойчиво­сти банка, его неуязвимости при любых внешних изменениях.

 

Банковская политика - комплекс целей и стратегию действий, “миссия”, базовая концепция развития, определенные и реализуемые кредитной организацией. В банковской политике аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерче­скому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально ис­пользовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные.

Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики:

– зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия;

– какие именно действия должны быть произведены;

– какие именно структурные подразделения, конкретные со­трудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций;

– по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции.

Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, органи­зационные структуры, облик и имидж банка.

Банковская политика может основываться на следующих базовых принципах:

– специализация банка (иногда базовую информацию о ней содержит название);

– приоритеты целей (тоже иногда включается в название; могут быть разнообраз­ные: надежность, стабильность, рост, доходность, “забота” - внимание, квалификация персонала и т.д.);

– лозунг - рекламный облик (фразы, имеющие целью сформировать положитель­ное, доверительное отношение к этому банку, такие, например, как “только для солид­ных клиентов”, “это мой банк”, “не торопится, потому что успевает”, “самый скучный банк — работают люди, работают деньги”, “непреходящие ценности” и т.д.);

– ориентация на определенного клиента (стремление привлечь максимальное их число или, наоборот, создать “элиту”, а иногда и специализироваться в отдельных от­раслях, территориях, общественных и (или) социальных слоях, включая религиозные);

– партнерские отношения (информировать клиентов о трудностях, ошибках банка, его проблемах и перспективах выхода из них);

– полномочия и ответственность организационных структур и персонала;

– внутренний контроль и аудит (его наличие или отсутствие, адекватность и орга­низационные структуры);

– иерархия, подчиненность и вознаграждения;

– подготовка персонала (внутренние квалификационные требования по иерархиче­ской структуре, соотношение внутренних требований с требованиями надзора, ориента­ция подготовки, подбора и переподготовки кадров);

– информация (открытость или закрытость, уровень открытости информации, ис­пользуемые каналы информации — специальные, профессиональные или массовые);

– политика ресурсов (следование требованиям надзора, самостоятельная политика резервирования — необходимость или осторожность);

– принципы классификации (подчиненность нормативным требованиям надзора, разработка и применение собственных методик, широта сфер классификации);

– документация (перечень и содержание документов как типовых, так и оператив­ных, оформляющих реализацию банковской политики и осуществление банковской дея­тельности);

– конфиденциальность (ограничение содержания и полноты информации, равно как и видов информационных потоков и типов документов в соответствии с местом в иерархии, полномочиями персонала, а также местом субъекта в окружающей среде бан­ковского менеджмента).

В зависимости от широты и полноты формируемой и реализуе­мой банковской политики ее структура может содержать следующие составные части:

— кредитная политика;

— депозитная политика;

— ценовая политика;

— инвестиционная политика;

— политика рисков;

— политика залогов;

— работа с проблемными кредитами;

— структурирование и политика диверсификации;

— политика соблюдения ликвидности;

— политика санкций.

Финансовый менеджмент охватывает управление движением де­нежного продукта, его формирование и размещение, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Его основными направле­ниями являются: разработка банковской политики, маркетинг, управление активами и пассивами, управление ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, заемным капиталом, банковскими рисками, создание информационной системы. По сути, финансовый менеджмент это систе­ма рационального и эффективного использования капитала.

Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке финансовые операции банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке разработка и использование систем и ме­тодик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом бан­ке определение оптимальных требований и построения рацио­нальных организационных структур и режимов работы функцио­нально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости банка. Цель коммерче­ского банка определяется с позиции его доходности, рентабель­ности, ликвидности, структуры баланса, направлений его дея­тельности.

Субъектом управления финансового менеджмента выступает высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуще­ствляет целенаправленное функционирование объекта деятельности финансового менеджмента. Особенностью финансового менедж­мента является отсутствие единообразия технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк выраба­тывает собственные формы и методы поведения, постоянно кор­ректируя и совершенствуя приемы ведения банковского дела, ори­ентируясь на любые изменения экономической ситуации.

Банковский менеджмент ориентирован на рациональное управление денежными потоками и максимально полное использование знаний и опыта банковского персонала. На банковский менеджмент возлагается также функция обратной связи с внешней средой. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует глубокого анализа финансовой и макроэко­номической политики, изыскания новых способов получения прибыли. Банки должны отвечать изменяющимся требова­ниям рынка и своей клиентуры. Главная задача банковского ме­неджмента построение системы взаимовыгодных отношений банка, связанных с оптимальным режимом функционирования и рациональной организацией взаимодействия многочисленных эле­ментов сложной и динамичной кредитно-финансовой среды.

Надзор и регулирование являются неотъемлемым элементом банковского менеджмен­та. Деятельность в этом направлении лежит в верхней (управляющей) сфере окружающей среды и характеризуется прямым воздействием. Благодаря этой деятельности устанавлива­ются границы и правила работы банков, происходит нормативное регулирование, осуществ­ляется защита интересов банков и их клиентов. С точки зрения банков, надзор имеет как по­зитивные (направляющий, организующий, стабилизирующий) факторы, так и в негативные аспекты (снижение активности, доходности операций, дополнительные организационные обязанности, дополнительные операционные расходы и т.д.). Однако, несмотря на различия в оценках, только деятельность банковского менеджмента, осуществляемая строго в рамках требований, нормативов, с учетом возможного применения банковского надзора, способна обеспечить стабильность, эффективность и высокий имидж банка.

Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковско­го надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы сле­дующим образом.

1. Поддерживать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из ба­зовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих ста­бильность его экономики.

2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе.

Разнообразие и разнонаправленность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, оп­ределяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом:

— цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, прояв­ляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учрежде­ний (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской по­литики на партнерские отношения с клиентами и т.д.);

— цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных ти­пов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской дея­тельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных состав­ляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновацион­ной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.);

— цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреж­дения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних кон­курентов и т.д.);

— цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внеш­ними факторами.

Регулирование в системе банковского менеджмента включает два направления: государственное регулирование и систему внутрибанковского саморегулирования.

На­личием государственного надзора за деятельностью коммерческих бан­ков обусловлено тем, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег. Поэтому государственное регули­рование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензи­рованию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности ка­питала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

Система саморе­гулирования включает такие направления, как:

- соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора;

- совершенствование организационной структуры банка (на­пример, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка - аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и др.):

- разработку новых и совершенствование действующих инст­руктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления бан­ковской деятельностью;

- корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся си­туации;

- принятие конкретных мер по ограничению рисков по отдель­ных направлениям деятельности банка или по созданию до­полнительной системы гарантий для защиты от рисков;

- определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внеш­ний и внутренний. Внешний контроль осуществляет центральный банк страны и внешние аудиторы. Внутренний контроль организу­ется самим банком. Внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответ­ствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является созда­ние оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устране­нию. Внутрибанковский контроль тесно взаимосвязан с внешним контролем, поскольку включает проверку соблюдения законода­тельных и нормативных актов, инструкций и правил, предписа­ний внешних контролирующих органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.