Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения, способствующие




Развитию интереса к содержанию чтения.

Упражнения, способствующие

Подготовке к продуктивному чтению (по Зиганову М.А.)

Виды интересов, способствующие психологической

Таблица 3

Интерес к содержанию текста Интерес к процессу чтения
1. То, что формирует знания, от применения которых в конкретном деле можно получить конкретную пользу. 2. То что вызывает эмоции (которые доставляют конкретное удовольствие или формирует настроение, улучшающее здоровье или работоспособность конкретного читателя и того, кому этот читатель перескажет прочитанное и предаст настроение, или который разовьют в читателе конкретные чувства).     1. По сравнению с обычным чтением продуктивность чтения возрастает при осознании интереса к самому процессу чтения (наряду с осознанием интереса к содержанию читаемого). Иными словами, если читатель во время чтения будет чувствовать интерес к чтению непосредственно («Мне приятно само чтение!», «Я читаю легко, с удовольствием!», «Сейчас во время чтения я совершенствуюсь!», «Моя память развивается во время такого чтения!» и т.п.), то содержание читаемого усваивается лучше, чем если бы он во время чтения думал только о содержании. 2. Но интерес к самому чтению должен проявляться не сознательном, а на подсознательном уровне т.е. читатель не должен во время чтения думать о чтении. Этого можно добиться путем длительных упражнений, которые переведут умение чувствовать интерес к процессу чтения в навыки (т. е. до автоматического проявления умений). 3. Но вначале нужно научиться (сформировать умения) вызвать интерес к процессу чтения.

 

Упражнение 1. Перед началом чтения конкретного текста вспомните всё, что вы знаете по данной теме (проблеме). Во время чтения каждый новый факт, каждую новую мысль текста сравните с одной или несколькими имеющимися в памяти аналогичными фактами или мыслями.

Упражнение 2. Перед началом чтения конкретного текста вспомните всё, что вы знаете по данной теме (проблеме), и в письменном виде изложите все факты и мысли. Посмотрев полученные записи, осмыслите каждую отдельную вспомнившуюся единицу информации как часть целой темы. Попытайтесь продумать возможные взаимоотношениями между единицами информации: что с чем взаимосвязано, что с чем взаимодействует. Ответьте на вопрос: «Какой информации не достаёт в получившейся взаимосвязанной системе фактов и мыслей, чтобы система оказалась полной, целостной?». Найдите, на какие вопросы по данной теме нельзя ответить, используя только то, что вы вспомнили.

Теперь, медленно читая текс, одновременно проделайте следующих три действия:

· оцените, какая информация из прочитываемого текста оказалась вам знакомой, известной;

· заполните пробелы, изображенные вами на бумаге в системе фактов и мыслей, используя факты и мысли из прочитываемого текста;

· установите взаимоотношения между информацией которую вы вспомнили, и информацией из текста (новая – известная).

Разъяснения к этим упражнениям:

1. Интерес проявляется тогда, когда читателем оценивается разность между уровнями знаний, имеющихся в памяти и извлеченных из текста.

2. Если уровни разности извлеченных из памяти знаний и новыми знаниями, полученными при чтении теста, небольшие, то можно фиксировать высокий уровень интереса к содержанию текста. Эмоционально это может проявляться «Вот это да, я то думал, что это так, а на самом деле немного по-другому!!!».

3. Если уровни разности извлеченных из памяти знаний и новыми знаниями, полученными при чтении теста, большие, то уровень интереса к содержанию текста резко падает. Эмоционально это может проявляться «Конечно, я теперь понимаю, что думал по-другому, да и ладно, это не столь важно...».

Вывод. Для того, чтобы сформировался интерес к чтению текста по какой-то конкретной области знаний, нужно, чтобы уже до начала чтения кое-что уже вспомнилось по данной тематике. Чтобы было интересно читать, нужно заранее много прочитать!

Но как же быть, если вы начинаете читать о том, о чём раньше ещё не читали? Разве в этих случаях вы обречены на неинтересное чтение? Нет! Ведь как правило, читатель начинает чтение предварительно составив хотя бы приблизительное представление о его содержании по мнениям друзей, по оглавлению, по заглавию. Этого уже достаточно, чтобы до начала чтения иметь в памяти информацию высокого уровня значимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.