Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французский социолог Эмиль Дюркгейм: структурный функционализм




Немецкий социолог Карл Маркс: диалектико – материалистическая социология

Как и другие основатели социологии, стремился создать объективную, опирающуюся на конкретную историческую практику теорию общественного развития. В основе развития общества он видел экономику, способ производства материальных благ. Исходя из этого принципа, К. Маркс рассматривал общественное развитие как естественно-исторический процесс, в ходе которого сменяется ряд общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В своей однолинейной теории общественного развития К. Маркс использовал ряд идей О. Конта, что делает его одним из авторов теории индустриального общества и ныне популярных теорий стратификации и конфликтологии. Важен и подход К. Маркса к личности как к продукту общественных отношений. Особенно значителен вклад К. Маркса в изучение капиталистической формации.

Вместе с тем теория К. Маркса тоже носит черты ограниченности своей эпохой. В частности, верно делая упор на экономическую обусловленность политической и духовной жизни общества, К. Маркс недооценил культурологический фактор в общественном развитии. В своем учении о социализме К. Маркс некритически подошел к заимствованию взглядов утопического коммунизма. Он переоценивал, точнее, абсолютизировал роль классовой борьбы в истории, т.е. недооценивал возможности интеграции, стабильности общества, на что стала делать акцент социология в ХХ в. Социальная стратификация, по К. Марксу, сводилась только к классовой структуре общества.

После смерти К. Маркса в ряде стран наблюдалась догматизация его учения и даже вульгаризация отдельных положений. Поэтому, обращаясь к социологическому наследию К. Маркса, следует отличать взгляды самого К. Маркса от их трактовки в более позднее время.

Он считал, что социология должна изучать «социальные факты как вещи». Под социальными фактами он понимал, прежде всего, коллективные представления, т.е. явления духовной жизни общества: правила поведения, нравственные нормы, обычаи, традиции. Изучение их, подобно тому, как изучаются вещи, означало применение социологией ряда методов естественных наук - наблюдение, опытную проверку, эксперимент и т.п.

Придерживаясь концепции социологизма, Э. Дюркгейм считал, что социальные явления следует объяснять не биологическими или психологическими причинами, а социальными. Иными словами – социальной средой. Этот вывод Э. Дюркгейм доказал своими исследованиями причин самоубийств. В книге «Самоубийство» он показал, что уровень самоубийств зависит от состояния общества. В кризисные периоды общества их число растет. Э. Дюркгейм рассматривал общество как субстанцию особого рода, имеющую приоритет над личностью.

Исследуя связи между личностью и обществом (работа «О разделении общественного труда»), Э. Дюркгейм уделил большое внимание проблеме солидарности, стабильности общества.

Цементирует, сплачивает человеческое общество – социальная солидарность, а силой, создающей общественное целое – разделениие труда ( специализация и разделение по профессиям). Солидарность покоится на коллективном сознании ( отражает характер народа, его идеалы и тардиции).

В доиндустриальных обществах коллективное сознание берет верх над личностью. И наоборот, в условиях индустриального общества регулирующая роль общественного сознания ослабевает. В переходный период, когда система старых ценностей, управляющих поведением людей, ослабевает, сходит со сцены, а новая система еще не действует, возникает аномия, т.е. такое состояние общества, когда не действуют многие государственные и моральные регуляторы поведения людей, развиваются социальные конфликты.

Э. Дюркгейм по-своему трактовал сущность такого социального института, как религия, в которой он видел выражение силы коллективного начала, присущего обществу.

Э. Дюркгейм считается пионером социальной статистики в социологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.