Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация деятельности




 

Мотивация – функция менеджмента, предполагающая использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Мотивация – это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Поведение человека определяется мотивами.

Мотивы – внутренние силы, побуждающие человека к осуществлению определённых действий.

Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий. Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессе его развития, проявления и самооценки своих способностей, достижения каких-либо результатов. Мотивы определяются потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения.

Потребности – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Виды потребностей:

1) Естественные (в пище, воде и т.п.) и социальные (в признании, славе).

2) Врожденные (в общении) и приобретённые (в обучении).

3) Первичные (в факторах, обеспечивающих выживаемость, заложены генетически, например, в одежде, тепле, крыше над головой) и вторичные (в условиях развития личности, которые вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта). Неудовлетворение первичных потребностей приводит к гибели индивида, а вторичных – к деградации личности.

4) Материальные и нематериальные (духовные).

Потребность заставляет людей работать. Если удовлетворение потребности падает ниже приемлемого уровня, то желание его повысить значительно увеличивает эффективность труда. В то же время удовлетворённая потребность эту функцию утрачивает.

Мотив – внутренний порыв, с трудом поддающийся логическому осмыслению.

Стимулы (лат. stimulus – заострённая палка, которой в Древнем Риме погоняли животных) – внешние обстоятельства, воздействующие на поведение человека.

Стимулы бывают:

1) экономические;

Люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определённые выгоды, повышающие их благосостояние.

2) неэкономические.

Например, информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры, регулярная положительная оценка, продвижение по службе.

Менеджер может добиться желаемого поведения сотрудников двумя способами:

1) подобрать человека с заданным уровнем внутренней мотивации;

2) воспользоваться внешней мотивацией с помощью стимулов.

Мотивационная структура личности – соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей.

Мотивационная структура личности достаточно устойчива, но поддается целенаправленному формированию (например, в процессе воспитания). У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: достигнутым уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, ценностями и прочим.

Для успешного руководства людьми менеджер должен хотя бы в общих чертах представлять, чего хотят и чего не хотят его подчинённые, каковы основные мотивы их поведения, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом ожидать.

Но необходимо помнить что,между мотивацией и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи, т.к. много случайных или субъективных факторов могут одновременно оказывать влияние на результат его работы (например, способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние коллег, знакомых, родственников).

Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия в деле решения задач, стоящих перед организацией, является стимулированием.

Стимулирование – создание условий, возможностей, атмосферы заинтересованности человека в проявлении инициативы и достижении определённого качества своей деятельности.

Стимулы выступают в процессах управления в качестве факторов воздействия, которые менеджер использует для достижения поставленных целей и получения результатов и для согласования совместной деятельности работников.

Идея стимулирования основывается на том, что любые действия работника должны иметь для него определённые последствия в зависимости от того, как он выполняет порученную работу. При этом на одинаковые стимулы разные люди реагируют по-разному и с различной степенью интенсивности. Цель стимулирования не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено заданиями.

Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчинённого должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия в зависимости от того, как он выполнил порученную работу.

Концепция стимулирования деятельности персонала предприятий включает две большие группы стимулов: материальные и моральные, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга, делая труд приятным и высокопроизводительным.

Материальные стимулы (экономические):

1) прямой денежный доход (зарплата, премия);

2) косвенный доход (путевки, лечение, обучение и т.п.).

 

Моральные стимулы (неэкономические):

1) личное признание;

2) публичное признание и оценка заслуг работника;

3) комфортный морально-психологический климат в коллективе.

 

Мотивация персонала в любом обществе и экономической системе в значительной степени предопределяет экономику общества и уровень его благосостояния.

Осуществляемые в России политические и экономические реформы не могут быть эффективно реализованы без создания действенных стимулов к труду и предприимчивости в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.