Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Научные школы менеджмента




Вопросы.

1. Происхождение профессионального менеджмента

2. Школа научной организации управления (учебник)

3. Школа административного управления (учебник) (но часть добавит)

4. Школа человеческих отношений

5. Вклад российских ученых в формирование научных школ

6. Ситуационный подход в менеджменте (*считается как новая школа)

7. Системный подход в менеджменте

8. Тенденции развития менеджмента в 21 веке

 

1. Происхождение профессионального менеджмента

Возникновение профессионального менеджмента относится к концу 19 века и связано с промышленным переворотом (1 фактор). Промышленный переворот (изобретение машин) привело к повышению органического состояния капитала (отношение стоимости машин и оборудования к стоимости рабочей силы). (С к V)

В этой связи впервые появились представления о менеджменте: им должны заниматься инженеры, получившие экономическую подготовку. Одним из первых поставил вопрос о формировании научного м. – Таун (американский инженер).

Сохранилась ли эта установка сейчас? Сохранилась. В Японии. Вот почему японская техника лучше американской. В США отказались от этой установки и готовят менеджеров на базе экономического образования. Среди американских менеджеров преобладают экономисты и юристы.

2 фактор образования научного менеджера: появилось большое количсетво субъектов рынка, что привело к росту конкуренции, возникла необходимость овладения методами конкурентной борьбы (наступательная конкуренция, оборонительная и т.д.)

появись крупные предприятия, конец 19 века, с большим количеством людей, появилась задача эффективной организации деятельности персонала (необходимость управления персонала как самостоятельная профессиональная функция).

3 фактор. В конце 19 века появились корпорации, т.е. юридические лица. Корпорации возникали как акционерные общества, а акционеры в сиу своей многочисленности оказались не в состоянии оперативно управлять предприятиями.

4 фактор. С появлением акционерных обществ возникла новая функция – управление акционерным капиталом (выплата дивидендов (дивидендная политика) и функция контроля за использованием прибыли.

3 вопрос. Школа административного управления

В целом в учебнике.

Теория бюрократии Макса Вебера.

Не имеет ничего общего с бюрократизмом. Бюрократия нужна, но научная.

Основные положения:

1. Организация действует по правилам, установленным высшим руководством

2. Руководитель принимает решение по правилам, а не по личному желанию

3. Каждый работник специализирован

4. Работник подчиняется должности, а не личности

5. Организация строится по иерархическому принципу (высший – топ, средний – миддл, низший)

6. Кадры подбираются по деловым качествам

7. Продвижение по службе должно быть ступенчатым (нельзя продвигаться по службе, перескакивая через ступеньки) (отрицательный пример – Кириенко, с владельца маленького банка до премьер-министра, следствие - дефолт)

8. Исключается сочетание в одном лице функций собственника и менеджера (собственник заинтересован в росте статуса, а менеджер – в упрочнении статуса, высокой з/п, эффективном управлении)

 

4. Школа человеческих отношений

Основоположники: Мэио, Ротлисбертер

Возникновение школы связано с проведение экспериментов над людьми (Хоторнскими экспериментами) (Мэио ими занимался): изменял условия труда рабочих (менял освещение, температуру, смотрел, как влияет на работу, на самочувствие работников). Пришел к выводу: на производительность труда влияют не только сами условия труда (*американцы так с японцами ведут переговоры), но еще больше влияет, когда у работника есть возможность самому изменять условия труда. На основе этих экспериментов М. и Р. Выявили основные факторы, влияющие на эффективность труда:

1. Дружеские отношения в коллективе

2. Внимание руководителя к подчиненным (в Америке на выборах кандидаты соревнуются, у кого больше рукопожатий с избирателями)

3. Наличие групповых норм поведения (слаженный трудовой коллектив)

4. Осведомленность коллектива о деятельности фирмы

5. Удовлетворенность трудом

 

Мак Грегор создал теорию x и y. Все люди делятся на иксов и игреков. Люди типа икс испытывают отвращение к труду. К ним надо применять принуждение. Люди типа игрек являются трудоголиками. Их надо поощрять.

Японец Оучи создал теорию «Z». Фирма рассматривается как одна семья. Руководитель – отец, а работники – дети. Руководитель заботится о работниках, а работники отвечают добросовестным трудом. Отец имеет право наказать своего работника (вплоть до физического наказания) (в японских фирмах имеет права руководитель ударить работника, но на выходе стоит чучело руководителя и палка)

 

  1. Ситуационный подход

Возник в 60-е гг. 20 века. Широко используется в Гарвардской школе бизнеса (кейсы). Основная идея: универсальных решений нет. Есть только правило рассмотрения ситуаций:

1. Руководитель должен знать методы управления (чтобы выбирать сообразно ситуации)

2. Необходимо учитывать сильные и слабые стороны каждого метода (повышение заработной платы может привести к повышению производительности, но снижению прибыли

3. Необходимо уметь выделять наиболее значимые факторы ситуации

4. Умение максимизировать полезные результаты и минимизировать потери

Известный представитель – Джоан Вудворд. Предложила следующие характеристики:

1. Размер и структура фирмы

2. Миссия (роль фирмы во внешней среде)

3. Методы управления

4. Скорость инноваций

5. Характеристика персонала

Используется данный подход:

· при подборе кадров;

· при построении структур управления;

· при принятии решений.

(космонавтам платят за то, как быстро реагируют)

 

7.Системный подход

На Западе основоположник системного подхода – Людвиг фон Берталанфи. В 1968 г. опубликовал книгу «Общая теория систем». В России в начале 20 века русский ученый Александр Александрович Богданов. Книга «Всеобщая организационная наука», где сформулировал основные положения системного подхода:

1. Определил соотношение системы и элемента (как части системы) (ввел понятия)

2. Доказал, что организационное целое больше, чем сумма его частей. Возникает синергия – новая сила, возникающая в результате объединения (пример: веник нельзя сломать, а отдельно можно)

3. Сформулировал понятие обратной связи (реакция объекта на воздействие субъекта)

4. Сформулировал закон наименьших величин. Согласно закону, прочность системы определяется наиболее слабым звеном.

Идеи Богданова не получили поддержку в советской России, т.е. не были связаны с классовой борьбой.

Современное понимание системы сводится к следующим положениям

1. Система – это комплекс элементов, связанных в единое целое (предлагает все рассматривать вов заимосвязи)

2. Система находится в единстве с окружающей средой и реагирует на ее изменение

1) Опережает (упреждающее)

2) Система реагирует одновременно с изменением окружающей среды

3) Система запаздывает с реакцией на изменение окружающей среды

3. Система имеет внутренние и внешние связи

         
   
 
   
 

 

 


4. Система делится на подсистемы и элементы

5. Системам присуще изменение

 

Используется при принятии решений и при построении структуры управления

8.Тенденции (т. – направление развития):

1) Глобализация. Проявляется в формировании ТНК, глобальной конкуренции и стратегических союзов.

Стратегический союзник – тот, кто дополняет

2) В 21 веке менеджмент становится главным ресурсом развития.

3) Происходит нарастание неопределенности развития. Источник неопределенности заложен в нестабильности социальных систем. Уровень неопределенности может быть снижен путем прогнозирования (оптимистический, пессимистический, средний)

4) Повышается роль гибкости и приспособляемости (уметь срабатываться с командой)

5) Формируется новая организационная культура (система ценностей и правил деятельности) (новая основывается на творчестве, компромиссе, самоопределении, сотрудничестве, децентрализации (демократизации))

6) Формируется новый тип менеджера, ответственного не только за узкую функцию, а за весь процесс создания стоимости, т.е. за общий результат

7) Развивается управление на основе лидера. Признаки лидера: квалификация, благоприятные человеческие качества, образование, культура, умение использовать социальные и психологические методы. Лидер в отличие от администратора действует не приказом, а убеждением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.