Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. Ю. Худошина

КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

1.1. Понятие валеологии. Предмет изучения, значение.

1.2. Понятие о здоровье, болезни, состоянии предболезни. Проблема нормы и аномалии.

1.3. Здоровый образ жизни и его обеспечение.

1.4. Организм как совокупность систем и функций, связей со средой. Адаптивно-защитные механизмы организма.

1.5. Литература по теме.

 

1.1. Понятие валеологии. Предмет изучения, значение.В начале 80-х годов нашего столетия отечественный ученый, доктормедицинских наук И. И. Брехман ввел термин "валеология".Под валеологией (от лат. /valeo/ - быть здоровым, здравствовать)подразумевалась наука о профилактически-оздоровительных основахмедицины, путях и методах сохранения и укрепления здоровья.Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины,биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетики идругих наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненнойсреде, валеология с 1987 года выступает содружественной медицине наукой.90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии каксистемы знаний о здоровье здорового человека.*Валеология* - наука о генетических и физиологических резервахорганизма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического,психологического, социокультурного развития и сохранения здоровьячеловека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды. Предметом валеологии является здоровье человека как категория качестважизни, обусловленная физиологическими механизмами, умениемадаптироваться к условиям среды, способность к самоорганизации,саморазвитию и самосохранению. Объектом валеологии выступаетотносительно здоровый человек или человек, находящийся в состояниипредболезни.Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад врешение одной из глобальных проблем современности - сохранения иукрепления здоровья человека.В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины, гигиены исанологии, лежит представление о динамических резервах отдельных системи организма человека в целом.*Основными задачами валеологии как науки является* * прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция, * разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем, * определение методов и средств развития и сохранения здоровья.Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельномуиндивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всехсферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической,психической и умственной дееспособности человека и служит залогом егополноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние надинамику экономического развития общества, выступает и как мерило егосоциально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своихграждан. Это все накладывает на личность определенную ответственность поотношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она можети должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальнуюпрофилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателямиобщей культуры человека.Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческогосознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя: * знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма; * знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья; * умение распространять валеологические знания на социальную среду своего окружения. Формирование валеологической культуры - сложный, многоступенчатый имногогранный процесс, охватывающий систему государственного образованияв стране, семью, специализированные и досуговые учреждения и организации.В целом можно сказать, что валеология - это наука, в основе которойлежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире,где он подвергается воздействию огромного количества параметровокружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку черезсистему определенного объема знаний, умений и навыков своевременнопроводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплятьобщий его потенциал.Заголовок <#Top>------------------------------------------------------------------------ 1.2. Понятие о здоровье, болезни, состоянии предболезни. Проблема нормы и аномалии.Здоровье - это абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающаяодну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей всегочеловечества. Здоровье является тем ресурсом, от степени обладаниякоторым зависит уровень удовлетворения практически всех потребностейчеловека. Оно, выступая в качестве основы активной, творческой иполноценной жизни, участвует в формировании интересов и идеалов,гармонии и красоты, определяет смысл и счастье человеческого бытия.Последние десятилетия отмечены резким ухудшением состояния здоровья всехвозрастных категорий населения страны. Ведущий показатель, интегральнохарактеризующий состояние здоровья и отражающий наиболее полно уровеньразвития и благосостояния государства, - продолжительность жизни.Сегодня в России она составляет 64,2 года, что является самым низкимпоказателем среди европейских государств. Последние опубликованныеданные свидетельствуют о том, что почти половина мужчин РФ умирают втрудоспособном возрасте и средняя продолжительность их жизни составляет57,3 года.Одним из показателей цивилизованности государства является детскаясмертность. В России она составляет 17,4 % (что примерно в 4 разабольше, чем в Японии). Материнская смертность также почти в 4 разапревышает показатели стран Западной Европы.В Российской Федерации отмечается высокая общая заболеваемость, 60-70 %населения нуждается в реабилитации физического или психическогосостояния. На фоне снижения адаптивно-защитных функций организмачеловека возросли качественные и количественные показателинервно-психических, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний.Имеется устойчивая тенденция к росту болезней щитовидной и половыхжелез, аллергической патологии.Одной из характеристик уровня культуры населения является частотараспространения инфекционных заболеваний. В 1996 году в Россиизарегистрировано примерно 48 млн. случаев инфекционных и паразитарныхболезней.В органах социальной защиты сегодня состоит на учете 4,4 млн. инвалидов.Ежегодно впервые признаются инвалидами 800-900 тыс. человек, причем 20 %из них относятся к молодому возрасту.За последнее десятилетие резко сократилось число относительно здоровыхдетей, школьников и молодежи. По последним данным к концу обучения вшколе доля здоровых детей не превышает 20-25 %, к концу обучения в вузе- 10-15 %.К основным понятиям валеологии относятся понятия "здоровье" и "здоровыйобраз жизни".В настоящее время отсутствует общепринятая трактовка понятия "здоровье".Многообразие взглядов на сущность этого понятия и безуспешность попытоквыработать единое мнение объясняется тем, что здоровье - очень сложноепонятие, которое трудно определить кратко и однозначно.Один из довольно часто используемых подходов к трактовке понятия"здоровье" основан на принципе прямого противопоставления двухкачественно различных состояний: нормального физиологического (синоним"хорошее здоровье") и патологического (синоним "плохое здоровье").Значимая часть определений здоровья содержит или подразумевает этополярное разграничение.Большинство современных ученых определяют понятие здоровья какспособность человека к оптимальному физиологическому, психологическому исоциальному функционированию. Встречаются определения, в которыхподчеркивается роль сознания человека, энергетических показателей силы ивыносливости, параметров информационного потока.По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), /"здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"./Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым:/"Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических,физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальнойтрудовой способности, социальной активности при максимальнойпродолжительности активной жизни"./Здоровье в валеологии рассматривается, как способность взаимодействующихсистем организма обеспечивать реализацию генетических программ,безусловно-рефлекторных и инстинктивных процессов, генеративных функций,умственной деятельности и фенотипического поведения человека.Здоровье человека связано практически со всеми сферами егожизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованновыходят на психосоматический уровень здоровья. Здоровье - этогармоничное единство биологических и социальных качеств человека,позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а такжевести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрособ оценке его состояния. Существующие качественные и количественныехарактеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражаютуровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационныхвозможностей, биологическую активность органов и систем, их способностьк регенерации и т.д.Различают субъективные и объективные показатели здоровья. К субъективнымотносятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита.Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (массатела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени,живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом,артериальным давлением и др.Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Различаютвозрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится сизмерениями в различных возрастных группах и вычислением среднегозначения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значениедля каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы.Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональныхпризнаков, профессии, места жительства, образа жизни и др.Современная медицина имеет в своем арсенале достаточное количество новыхметодов диагностики состояния здоровья, среди которых большой удельныйвес составляют нетрадиционные методы и приемы.Основными критериями здоровья являются: * генетический - особенности строения и функционирования генотипа человека; * физиологический - особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека; * психический - особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека; * социальный - социальная активность человека. Здоровье человека складывается из нескольких факторов и являетсярезультатом взаимодействия наследственных особенностей организма сусловиями окружающей действительности. В зависимости от этих условийвыделяют несколько групп факторов сохранения и укрепления здоровья,имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека. 1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека: * генотип; * наследственно детерминированные особенности организма и психики. 2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические): * социально-экономические условия жизни; * экология мест проживания; * уровень развития здравоохранения. 3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни): * физическая активность; * питание; * режим труда и отдыха; * отсутствие вредных привычек; * соблюдение профилактических и санитарно-гигиенических норм; * сексуальное здоровье; * психологический климат в семье, на месте учебы, работы или службы; * удовлетворенность социально-экономическими условиями жизни. По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями иобразом жизни, на 20-25% - экологическими факторами, на 15-20% -генетическими особенностями организма, на 5-10 % - состоянием и уровнемразвития здравоохранения.Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике оздоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. Вдействительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходныхсостояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового ещенет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляютсяобъективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. Поданным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителейЗемного шара.Промежуточное состояние между здоровьем и болезнью именуется "третьимсостоянием". /*Третье состояние* - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизическими возможностями своего организма./Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это времядля реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Нашорганизм способен компенсировать снижение резервов за счетвнутриорганных механизмов, активации существующих и формировании новыхвнутрисистемных и межсистемных взаимоотношений.Третье состояние характерно не только для людей, пребывающих вспецифическом психофизиологическом состоянии - предродовом илипослеродовом периоде, климаксе, престарелом возрасте. Сюда же относятсялица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические итоксические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питанияи низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишнеймассой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничныхпсихических расстройств.В третьем состоянии, будучи практически здоровыми, многие люди могутнаходиться годами и даже всю свою жизнь. Умение распознать третьесостояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задачавалеологии как науки.Заголовок <#Top>------------------------------------------------------------------------ 1.3. Здоровый образ жизни и его обеспечение.Другим центральным понятием валеологии выступает понятие "здоровый образжизни". Образ жизни связан практически со всеми видами жизнедеятельностичеловека и напрямую обуславливает состояние его здоровья. Это активнаядеятельность людей, целенаправленно формирующаяся в течении всей их жизни.Среди определений понятий здорового образа жизни человека наиболееприемлемой является формулировка академика Ю.П. Лисицына: /"Здоровый образ жизни - способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья"./Здоровый образ жизни - это не только медико-биологическая деятельность,но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей,формирование личной культуры и образованности человека. Это высокаямедицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные исоциальные функции независимо от политической и экономической ситуации встране.Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствованиеусловий жизнедеятельности человека на основе его валеологическойграмотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов,ухудшающих его здоровье.Сохранение здоровья во многом зависит от среды обитания человека.Выделяют три группы факторов, влияющих на здоровье человека: * физические (загрязнение воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, шум, электромагнитные поля, радиация и др.); * психологические (трудовые, семейные, личностные, культурные отношения, психоэмоциональные воздействия и др.); * социальные (социальные и политические перемены, безработица, дефицит времени, энергии и др.).Формирование среды обитания человека напрямую связано с еговалеологической культурой, умением противостоять воздействиюфизического, психологического и социального прессинга.Генотип и наследственно детерминированные особенности организма ипсихики практически не поддаются коррекции в процессе индивидуальногоразвития. Поэтому генетические дефекты и наследственные заболеванияявляются одной из сложнейших проблем современной науки. Человечествовозлагает большие надежды на борьбу с этими заболеваниями с помощьюметодов генной инженерии.Каждый человек в контакте с представителями медицинской генетики ипсихологии при тщательном наблюдении за собой и своими родственникамиможет определить наследственные особенности своего организма,предрасположенность к органическим заболеваниям, темперамент и другиеиндивидуальные особенности. Современные методы медицинской генетики,психологического тестирования, экстерорецептивной диагностики позволяютдостаточно эффективно провести эти обследования, получить рекомендациипо профилактике возможных заболеваний и укреплению индивидуального здоровья.В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека являетсярезультатом проявления наследственных особенностей организма,воздействия окружающей среды и активности самого индивида.Заголовок <#Top>------------------------------------------------------------------------ 1.4. Организм как совокупность систем и функций, связей со средой. Адаптивно-защитные механизмы организма.Организм человека представляет собой единое целое, в котором строение ифункции всех тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменениестроения и функций любого органа и системы органов вызывает изменениястроения и функций других органов.Основным механизмом поддержания жизнедеятельности организма наотносительно постоянном уровне является саморегуляция физиологическихфункций.Возникшая в процессе эволюции как результат приспособления квоздействиям окружающей среды, саморегуляция присуща всем формамжизнедеятельности. В ходе естественного отбора в процессе приспособленияк среде обитания организмами были выработаны общие регуляторныемеханизмы различной физиологической природы (нейрогуморальные,эндокринные, иммунологические и др.)./Гуморальная регуляция физиологических процессов/ осуществляется спомощью химических веществ, которые поступают из различных органов итканей в кровь, и разносятся ею по всему организму. Она является древнейформой взаимодействия клеток и органов. В процессе эволюции возниклиэндокринные железы, которые вырабатывают гормоны, оказывающие влияние нафункции всего организма. По мере усложнения нервной системы гуморальнаярегуляция постепенно дополнялась более совершенными механизмами нервнойрегуляции./Нервная регуляция/ обеспечивает точную направленность и быстроедействие, скорость которого в сотни и тысячи раз выше действиябиологически активных веществ.Взаимодействие нервной и гуморальной систем создает единый интерактивныймеханизм - /нейрогуморальную регуляцию/ - обеспечивающую осуществлениевсех функций организма, его приспособление в условиях изменяющейсявнешней и внутренней среды.Генетическая управляющая система выступает регулятором всехметаболических реакций и процесса синтеза белка.К совершенным гомеостатическим механизмам относятся процессытерморегуляции, постоянство состава крови, уровня сахара в крови,осмотического давления крови и другие.Закрепившееся в процессе эволюционного развития состояние гомеостазапозволяет организму приспосабливаться к условиям окружающего мира. Впроцессе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываютсянаиболее выгодными и благодаря которым организм приобретает способностьк существованию в конкретной среде обитания./*Адаптация* - это врожденные и приобретенные виды приспособительнойдеятельности, которые обеспечиваются определенными физиологическимиреакциями, происходящими на клеточном, органном, системном иорганизменном уровнях./Адаптация организма к условиям среды может носить самый различныйхарактер и затрагивать практически все стороны организма ижизнедеятельности человека. Говоря об адаптации учащихся и студентов кусловиям обучения в образовательных учреждениях, выделяют несколько еевидов: * социальную (семейные взаимоотношения, жилищные условия, материальное обеспечение); * психофизиологическую (коммуникабельность, взаимоотношения с товарищами по группе и курсу, с преподавателями, личностные особенности, уровень притязаний, характер, психофизиологическая совместимость в коллективе); * к среде обитания (адекватная реакция организма на климат, температуру, влажность, газовый состав атмосферы и т.д.); * физиологическую (состояние учащихся, тип высшей нервной деятельности и др.). Большое значение в процессе адаптации имеют индивидуальные особенностиорганизма. Оптимизация процессов адаптации и высокий уровеньфункционирования организма происходят в случае, когда собственнаяорганизация индивида соответствует и согласуется с окружающимисоциальными и климатическими условиями.Среди адаптивно-защитных механизмов организма особое место занимаетиммунитет./*Иммунитет*/ - это защитная способность организма противостоятьболезнетворным микробам и вирусам, а также инородным телам и веществам.Результатом этой реакции является возникновение невосприимчивостиорганизма к повторному воздействию этого же возбудителя.Различают клеточный и гуморальный иммунитет./_Клеточный иммунитет_/ осуществляют Т-лимфоциты и фагоциты. Т-лимфоцитыобнаруживают в организме болезнетворные бактерии, клетки, пораженныевирусами, а также чужеродные белки, клетки и ткани. Вступив в контакт сними, Т-лимфоциты выделяют особые вещества, вызывающие их уничтожение,или передают информацию фагоцитам. Фагоциты напрямую взаимодействуют счужеродными клетками, переваривая их./_Гуморальный иммунитет_/ осуществляют Б-лимфоциты, вырабатывающиеособые вещества - антитела. Выделяют /естественный/ и /искусственный/гуморальный иммунитет./Врожденный естественный иммунитет/ сформирован у плода к моментурождения и обусловлен наличием в крови антител./Приобретенный естественный иммунитет/ возникает после перенесенныхинфекционных заболеваний, например, кори, коклюша, ветрянки и др. Кнекоторым инфекционным заболеваниям, например, гриппу, он создается нанепродолжительное время, а к ангине - не развивается вообще.К искусственному иммунитету относятся активный и пассивный иммунитет./Искусственный активный иммунитет/ создается под действием вакцины.Вакцина - культура ослабленных микроорганизмов, формирующих иммунитетпротив заболевания, которое они вызывают. Вакцинация спасла миллионылюдей от полиомиелита, кори, дифтерии, сибирской язвы и многих другихинфекционных заболеваний.Для срочной борьбы с возбудителями инфекционных заболеваний используютготовые антитела - сыворотки. Лечебная сыворотка - препарат антител,образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалосьэтим возбудителем. Введение лечебной сыворотки помогает организмубороться с инфекцией, пока его собственная иммунная система не начнетвырабатывать достаточное количество антител. Это - /искусственныйпассивный иммунитет/.Для предотвращения инфекционных заболеваний и их тяжелейших последствийследует соблюдать правила вакцинации.Организм человека эволюционно наделен рядом приспособительных икомпенсаторных возможностей, позволяющих ему сохранять и поддерживатьобщее состояние здоровья человека. При этом от человека требуетсяположительная мотивация здоровья и здорового образа жизни.Основополагающим условием сохранения, коррекции и приумножения здоровьяявляется определенная активность человека в отношении к своему здоровью: * во-первых, необходимо сформировать потребность в здоровье как один из ведущих мотивов поведения; * во-вторых, поставить задачи, определить пути и методы решения проблем своего здоровья; * в-третьих, следует стремиться к самосовершенствованию и постоянному поддержанию здорового образа жизни.Заголовок <#Top>------------------------------------------------------------------------ 1.5. Литература по теме. 1. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. - М.: Знание, 1990. - 240 с. 2. Активный образ жизни и здоровья студентов. /Под ред. Г. Ф. Коротько и Н. В. Данилова - Ташкент: Медицина, 1988. - 341 с. 3. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. - М.: ФиС, 1991. - 335 с. 4. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. - М.: Медицина, 1993. - 400 с. 5. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье - М.: Физ, 1990. - 280 с.: ил. 6. Васильева З. А., Любинская С. Н. Резервы здоровья. - М.: Медицина, 1994. - 270 с. 7. Климов В. Н. Человек и его здоровье. - М.: Знание, 1990. - 220 с. 8. Малахов Г. П. Целительные силы. - С-Пб.: Знание, 1993. - 285 с. 9. Неумывакин И. П. Здоровье в ваших руках. - М.: ФиС, 1994. - 255 с. 10. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: РПА, 1997. - 245. 11. Энциклопедия здоровья: В 4 т./ Гл. ред. Покровский - М.: Автор, 1992. 12. Энциклопедия народной медицины: В 4 т. - М.: АНС, 1994.Заголовок <#Top>------------------------------------------------------------------------# Оглавление <v_start.html>

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «СТАНКИН»

 

Доктор физ-мат. наук, профессор

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Місце соціології молоді у системі соціологічного знання та в державній молодіжній політиці | Тема 1. Литосфера Земли. Строение Земли. Химический состав. Процессы формирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.