Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение на рынке товаров фирмы - монополистического конкурента

ВОПРОС 18. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – тип струк­туры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускаю­щих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схо­жа с положением монополии, ибо отдельные монополии об­ладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также сво­бодный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность по­явления новых фирм.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризу­ется следующими особенностями:

а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);

б) свободные вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);

в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Монополистическая конкуренция подразумевает такую ры­ночную ситуацию, при которой относительно большое число не­больших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конку­ренцией весьма значительные. Для монополистической конку­ренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, доста­точно сравнительно большого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70.

Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:

- каждая фирма обладает относительно небольшой долей все­го рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;

- тайный сговор почти невозможен;

- в отрасли каждая фирма определяет свою политику, не учи­тывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочис­ленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

В противоположность чистой конкуренции, одним из основ­ных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. При этом дифференциация продук­та может принимать ряд различных форм.

Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам. «Реальные» раз­личия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторона­ми дифференциации продукта. Персональные компьютеры, на­пример, могут различаться с точки зрения мощности аппарату­ры, программного обеспечения, графического вывода и степени их ориентированности на потребителя.

Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта. Один бакалейный магазин может придавать особое значение качест­ву обслуживания покупателей. Конкурент в лице большого роз­ничного магазина может предоставлять покупателям самим упа­ковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам.

Размещение. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие мини-бакалеи или продовольственные ма­газины самообслуживания успешно конкурируют с крупными су­пермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов и назначают более низ­кие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вбли­зи от покупателей, на наиболее оживленных улицах, нередко они открыты 24 часа в сутки.

Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциация про­дукта может также являться результатом – в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок. Когда та или иная марка джинсов или духов связывается с име­нем какой-либо знаменитости, то это может повлиять на спрос на эти продукты со стороны покупателей.

Одним из важных значении дифференциации продукта явля­ется то, что, несмотря на наличие относительно большого чис­ла фирм, производители в условиях монополистической конку­ренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию.

Неценовая конкуренция. В условиях монополистической кон­куренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как ка­чество продукта, реклама и условия, связанные с продажей про­дукта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые зна­ки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

Реклама. Производитель в условиях монополистической кон­куренции может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потреби­тельскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту. Цель рекламы фирмы, действующей в услови­ях монополистической конкуренции: фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отно­шению именно к ее дифференцированному продукту. Это означа­ет, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спро­са направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

Характерные черты олигополистических рынков: немногочисленность участников рынка (приблизительно одинаковые размеры фирм), тип продукта (однородный или дифференцирован­ный), взаимозависимость фирм. Факторы олигополии: эффект мас­штаба, различные барьеры, как правило, законодательные (расходы на рекламу, патенты, лицензии), побуждение к слиянию (возможность захватить большую часть рынка), взаимозависимость.

В олигополиях производитель не имеет возможности контроли­ровать цену продукта и подстраивается под нее. Если на рынке оли­гополии одна фирма изменяет цену, спрос является эластичным. Спрос зависит от поведения конкурентов. Если все фирмы изменя­ют цену, в этом случае спрос является неэластичным. Таким образом, ситуация на олигополистическом рынке подобна ситуации в страте­гических играх – игроки выбирают линию нападения в соответствии с действиями и ожиданиями партнеров. Именно взаимозависимость характеризует этот рынок, это его отличительная черта.

Для олигополистического типа рынка характерна немногочислен­ность участников, имеются существенные барьеры для вступления в отрасль. Предприятием используется эффект масштаба. Олигопо­лия существует, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каж­дая фирма при формировании ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

На олигополистических рынках товар может быть дифферен­цированным или стандартизированным. Главное для олигополи­стического рынка то, что большая часть или весь объем суммарно­го производства приходится лишь на несколько фирм. Кроме того, на некоторых олигополистических рынках несколько или все фирмы в долгосрочном периоде получают значительные прибыли, поскольку входные барьеры усложняют или делают невозможным вход фирм-новичков в рынок. К олигополистическим отраслям относятся авто­мобильная, сталеплавильная, нефтехимическая, электротехническая и некоторые подобные.

К «естественным» причинам барьеров входа в отрасль можно отнести: экономию на масштабах, которая может привести к тому, что на рынке могут сосуществовать лишь несколько фирм; отсутс­твие патента или незнание технологии могут помешать потенци­альным конкурентам; а необходимость тратить деньги на призна­ние рынком марки или завоевание рыночной репутации может перекрыть доступ к рынку фирмам-новичкам, В дополнение к тому существуют и «искусственные» причины: старые фирмы(те, что уже поделили между собою рынок) могут перей­ти к стратегическим действиям с целью перекрыть вход

На олигополистическом рынке фирма устанавливает цену или объем производства, частично основываясь на стратегических пла­нах, в которых учитывается поведение ее конкурентов. Вместе с тем, решение конкурентов зависят от решений фирмы. Чтобы определить, какие рыночные цена и количество нужны для равновесия и сущес­твует ли вообще такое равновесие, нужен такой подход к описанию состояния равновесия, при котором при принятии решений фирмы явным образом учитывается поведение конкурентов.

Состояние равновесия на конкурентном и монополистическом рынках мы сформулировали следующим образом: если рынок на­ходится в равновесии, фирмы действуют наилучшим образом и не имеют оснований для того, чтобы изменять свою цену или объем производства. Отсюда, рынок с конкуренцией находится в состо­янии равновесия тогда, когда предложение равняется спросу, пос­кольку фирма реализует все свои возможности – она продает весь объем выработанной продукции и максимизирует своя прибыль, Подобно этому монополист находится в состоянии равновесия тог­да, когда предельная выручка равняется предельным затратам, поскольку тогда фирма реализует весь свой потенциал и максими­зирует свою прибыль.

Частично изменив этот принцип, можно применить его к олигополистическом рынку. Однако теперь каждая фирма стремится пол­ностью реализовать свой потенциал, зная, что делают ее конкуренты и, естественно, предположить, что эти конкуренты будут реализо­вывать все свои возможности, зная то, что совершает данная фир­ма. Итак, каждая фирма старается реализовать весь свой потенци­ал, учитывая действия своих конкурентов и допуская, что конкуренты совершают так же.

Все это может казаться на первый взгляд чем-то абстрактным, тем не менее, этот принцип является логическим, и он дает основа­ние для определения точки равновесия на олигополистическом рын­ке. Эту концепцию впервые четко изложил в 1951 г. математик Джон Нэш, а потому точку равновесия, которое она иллюстрирует, называ­ют равновесной «по Нэшу». Это важная концепция. Равновесие «по Нэшу»: каждая фирма полностью реализует свой потенциал в зависимости оттого, что совер­шают ее конкуренты.

Монополистическая конкуренция – си­туация на рынке, характеризующаяся большим количеством мелких фирм, производящих по­хожую продукцию.

Монополистическая конкуренция является разновидностью несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – это тип рынка, характеризуемый присутствием на рын­ке такого количества продавцов, которое оказы­вает существенное влияние на рыночную (рав­новесную) цену предлагаемого продукта (услуги).

Рынок – это обмен, организованный по за­конам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; это механизм взаимодействия покупателей и про­давцов, совокупность отношений спроса и пред­ложения.

Вместе с тем монополистическая конкурен­ция в отличие от других форм несовершенной конкуренции (олигополии и чистой монополии) максимально приближена к модели рынка со­вершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – тип рынка, для которого характерно наличие большого количества продавцов, производящих однотипную продукцию, когда ни один из продавцов (производителей) не оказывает какого-либо влияния на рыночную (равновесную) цену предлагаемого им продукта.

Отличительными чертами монополис­тической конкуренции являются:

1) множество мелких фирм. При этом доля каж­дой из них в совокупном объеме рынка незна­чительна;

2)неоднородность продукции. Неоднородность продукции проявляется в нескольких формах, таких как:

а) качество, т.е. функциональные парамет­ры и особенности материалов, отдельных деталей, дизайн исполнения, качество об­щей работы и выработки некоторых частей, узлов, степень носкости и долговечности, надежность работы;

б) условия продажи и оказываемых при этом услуг: качество и скорость обслуживания, сервисные программы;

в) размещение продукта и степень его до­ступности для покупателей; место распо­ложение магазина или торгового центра, время работы;

г) незначительные отличия продукта, соз­данные посредством применения ориги­нальной упаковки, стимулирования сбыта с помощью рекламы, использования из­вестных торговых марок;

3) отсутствие затруднений для входа и выхода из отрасли;

4) незначительные ограничения доступа к ин­формации;

5) активная реклама компании, продвижение торговых знаков, торговых марок и т.п.;

6) степень контроля над ценой, ограниченная большим числом фирм, участвующих в моно­полистической конкуренции;

7) практическое отсутствие тайных сговоров фирм по поводу ограничения объемов про­изводства и регулирования цен.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Равновесие монополии с эластичным спросом по цене | Правило максимизации полезности. Полезность: общая (TU) и предельная (MU)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.