Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Туристский рынок. Туристский рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта[13]

Туристский рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта[13]. Согласно Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.[14]

В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг предприятий туристской индустрии туризма или товаров для туристов).

Туристский рынок выполняет многочисленные функции, рассмотрим основные из них.

Таблица 2 – Функции туристского рынка

Функция Содержание
информационная Цена, складывающаяся на рынке, содержит информацию, необходимую всем участникам отношений. Постоянно изменяющиеся цены на ресурсы, турпродукты и туристские услуги дают объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте, качестве турпродуктов и туристских услуг. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке по сравнению с платежеспособным спросом
посредническая рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи
регулирующая рынок обеспечивает приведение в соответствие платежеспособного спроса и предложения, накопления и потребления, других пропорций
ценообразующая В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на турпродукты и туристские услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность турпродуктов и туристских услуг и издержки на его производство.
стимулирующая рынок побуждает производителей турпродуктов и туристских услуг к снижению индивидуальных расходов по сравнению с общественно необходимыми, повышение общественной полезности турпродуктов и туристских услуг, их качества и потребительных свойств
дифференцирующая рынок позволяет сохранить и развить конкурентные преимущества
репродуктивная рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (в частности, связи между производством и потреблением)
санирующая используя инструмент конкуренции, рынок очищается от неэффективных и нежизнеспособных предприятий

 

Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить следующих субъектов туристского рынка, а именно: туристов (потребителей турпродукта), туроператоров (объединяющих услуги предприятий туристской индустрии в турпродукт), турагентов и государство (регулирует рынок посредством сформированного законодательства).

Согласно Федерального закона ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» субъектов туристского рынка можно охарактеризовать на основе анализа следующих понятий:

туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор);

турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент).

турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания [15].

Функционирование туристского рынка можно представить схемой, приведенной на рис. 3, которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов.

Рисунок 3 – Схема функционирования туристского рынка[16]

 

На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.

Рынок, как классический, так и современный туристский, в процессе своего функционирования опирается на действии основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.

Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

Туристское предложение– это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя произвести и поставить на рынок определенное количество туристских продуктов.

Вся классическая наука исходит из того, что одним из основных законов рынка является закон стоимости, который действует и на туристском рынке. Суть закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Закон стоимости предполагает формирование у каждого туристского предприятия индивидуальных затрат труда и ресурсов и соответственно формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены на туристский продукт, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и цены, а общественные и рыночные, в основе которых лежат ОНЗТ. Помимо ОНЗТ на стоимости и цены оказывают влияние и другие факторы, например внутриотраслевая конкуренция.

Закон стоимости выполняет 3 основные функции:

1. Стимулирующая функция.

2. Распределительная функция.

3. Функция дифференциации производителей.

Действия потребителей турпродукта определяются действием закона спроса и предложения. Этот закон устанавливает прямую зависимость между ценой и предложением и обратную зависимость между ценой и спросом. Суть его состоит в следующем: повышение рыночной цены на туристский продукт при прочих равных условиях уменьшает объем спроса, напротив, понижение рыночной цены увеличивает величину спроса на туристский продукт. В то же время объем предложения туристских товаров и услуг увеличивается при повышении цены и уменьшается при ее снижении. Первое утверждение особенно верно в современных условиях кризиса, когда цены поднялись на весь спектр товаров, но на главное место выдвигаются расходы на продукты питания и товары первой необходимости, расходы же на туризм и соответственно спрос уменьшается. Второе утверждение верно, так как производителей турпродукта привлекает сверхприбыль, получаемая некоторыми туристскими предприятиями, которые работают, например, на уникальных рынках.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные субъекты туристского рынка | Специфика деятельности турагента на туристском рынке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.