Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность личности

Направленность является сложным личностным образованием, опреде-

ляющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

В целом направленность личности – это система устойчиво характери-

зующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или

иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она

определяет избирательность отношений и активности человека и как подструк-

тура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания

склонности и т.д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере

личности, т.е. представляют собой систему. Данная система является индиви-

дуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

При этом она достаточно динамична, т.е. составляющие её побуждения (моти-

вы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изме-

няются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирую-

щими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие

побуждения определяют основную линию поведения личности.

Различают общую направленность личности и профессиональную направ-

ленность.

Характеризуя направленность личности, выделяют следующие её качества:

уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность.

Уровень направленности – это общественная значимость направленно-

сти человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следу-

ет помнить, что широкая направленность – это не разбросанность и дилетантст-

во во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого

круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на

профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской.

Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, не-

чётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубо-

ких убеждений.

Устойчивость направленности характеризуется длительностью и со-

хранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности лично-

сти связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: на-

стойчивостью, целеустремленностью.

Действенность направленности личности определяет активность реали-

зации целей направленности в деятельности.

В основе направленности человека лежат потребности, т.е. состояния, от-

ражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражаю-

щие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т.п.) и социальные,

исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности

подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т.п.) и духовные (познава-

тельные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в обще-

нии). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведе-

ния, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания

цели и содержания: установки, впечатления, желания, склонности, стремления

убеждения, мировоззрения.

В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамиче-

скими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах соверше-

ния поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной,

а по преобразованной мотивации! За любыми поступками человека всегда кро-

ются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения мо-

гут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь

разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – по-

чему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание

потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудов-

летворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К не-

осознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к оп-

ределённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та

или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повто-

рения установочных ситуаций, а которых человек реагирует на внешние воз-

действия определённым образом, т.е. естественным путём. Однажды вырабо-

танная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образова-

ния и затухание установок, их подвижность разная у разных людей.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (со-

бытиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимаю-

щими характер предубеждения.

Установка как неосознаваемая готовность воспринимать окружающий мир

под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без

полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на осно-

ве личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Установка может быть направлена на различные объекты или даже на раз-

ные стороны одного и того же объекта, например, в беседе отрицательная уста-

новка может быть направлена:

• лично на самого собеседника;

• на суть беседы;

• на обстоятельства разговора и т.д.

Явлению психологической установки посвящено большое число экспери-

ментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие

(подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) – образ того, что

готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную – комплекс

симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую – готовность опре-

делённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять

волевые усилия.

Влечение – недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку

не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап

формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, вре-

менна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаёт-

ся.

Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотиче-

ские внушения, но они носят искусственный характер, сформированный “из-

вне”, в то время как установки и влечения формируются естественным путём в

течение жизни человека.

К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, жела-

ния, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его

жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы яв-

ляются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека,

они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окра-

шивает процесс познания.

Интересы человека определяются общественно-историческими и индиви-

дуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны,

как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержа-

нию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятель-

ности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут

быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмо-

циональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые – его

значением для личности (содержанием).

Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности

в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и дей-

ственный интерес перерастает в склонность.

Желание – это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию

потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к дейст-

вию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения кото-

рого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень

сильна.

Стремление – это побуждение, где выражена потребность в таких услови-

ях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть соз-

даны в результате специально организованной деятельности личности.

Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие

как:

мечта – созданный фантазией образ желаемого;

страсть – мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодо-

лимой силой;

идеал – мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать

примеру, принятому личностью за образец.

Намерение – это стремление, при котором осознаются условия, в которых

человек испытывает потребность, а также средства их достижения.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждаю-

щих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоз-

зрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это

знания о мире, определённое его понимание.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, его закономерно-

сти. Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное u1073 бытие. Это

отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их

деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Прида-

вая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека,

на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонно-

стей.

Направленность как система отношений личности к действительности

представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как

членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; от-

ношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, жела-

ния, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоз-

зрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность

личности человека – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих

деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД),

деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направ-

ленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет

важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зави-

сит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров

на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с

характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работ-

ника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать

хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направлен-

ностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на се-

бя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельно-

сти, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фак-

тическая помощь - минимальна. Его интересует не столько конечный результат

деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с

достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью

берет руководство в свои руки, когда речь идет о выборе задачи, старается

обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для вы-

полнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллек-

тивом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для не-

го характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, са-

мим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность создает преобладание мотивов собственного

благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек

чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и

мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудни-

ков или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего воз-

можность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов дру-

гих работников и коллег.

Направленность личности может быть определена с помощью ориентиро-

вочной анкеты В.Смейкла и М.Кучера, которая позволяет получить полезную

информацию о человеке.

Направленность личности и характер человека – это не одно и то же. Люди

с разными типами характера могут иметь одну и ту же направленность лично-

сти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характер | Способности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.