Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка физической подготовленности людей разного возраста по результатам 12-минутного теста в плавании




Jo Таблица 26

I

5 6 7 8

I

I


Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен на:

— укрепление здоровья студентов, устранение функциональ­
ных отклонений, недостатков в физическом развитии и физичес­
кой подготовленности на протяжении всего периода обучения;

— использование студентами знаний о характере и течении
своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение
комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, на­
правленных на профилактику болезни;

— приобретение студентами необходимых знаний по основам
теории, методики и организации физического воспитания.

Направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер.

Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.

Группа Л комплектуется из студентов с заболеванием сердечно­сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхатель­ные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие со­вершенствовать аэробные возможности занимающихся.

Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двига­тельного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совер­шенствующие осанку, опорно-двигателъный аппарат, а также обще-развивающие и направленно коррегирующие физические упраж­нения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выражен­ными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. За­нятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуаль­ным лечебным программам и методикам.

Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивиду­ально регламентируется, исключаются упражнения с натужива-нием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузка­ми должен быть достаточен для восстановления. Циклические уп­ражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спор­та) зачисляются студенты основной медицинской группы, пока­завшие хорошую общую физическую и спортивную подготовлен­ность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.


Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортив­ной тренировки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др.)-

Студенты спортивного отделения выполняют обязательные за­четные требования и нормативы, установленные для основного отделения и в те же сроки.

Таким образом, учебный процесс по физическому воспита­нию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержатель­ных компонента:

1) базовые занятия физической культурой, обеспечивающие
формирование основ физической культуры личности;

2) спортивный компонент, дополняющий базовый и включа­
ющий занятия в избранном виде спорта, учитывая инди­
видуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потреб­
ности.

13.6. Методика занятии со студентами,

имеющими отклонения в состоянии здоровья,

по адаптивной физической культуре

Число студентов с ослабленным здоровьем, не позволяющие им заниматься физической культурой по государственной п грамме, составляет в зависимости от вида высшего учебного заве­дения от 15 до 30% (В.В.Чоговадзе, М.М.Рыжак, 1993).

В связи с тенденцией увеличения количества студентов, име­ющих отклонения в состоянии здоровья, возрастает значений современного направления физической культуры, объектом по­знания, воздействия и оздоровления которого являются боль­ные люди, — адаптивной' физической культуры (АФК). Специ­алисты АФК активно привлекают к физкультурно-спортивной деятельности даже инвалидов, способствуя тем самым макси­мально возможному развитию их жизнеспособности и эффек­тивной самореализации в качестве социально значимых чле­нов общества (С.П.Евсеев, 1998). Именно в АФК разрабаты­ваются средства и методы, способствующие оздоровлению и адаптации к учебной и трудовой деятельности лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья (С.П.Евсеев, 1998; Г.А.Хомутов, 1999; и др.).

Образовательный процесс по дисциплине «Физическая куль­тура» со студентами, имеющими освобождение от практических занятий на длительный срок, осуществляется по учебной про­грамме, которая включает в себя три модуля: образовательный, валеометрический и практический (Г.А.Хомутов, 1999).

1 От лат. adaptio — прилаживание, приравнивание. 276


В образовательном модуле программы студенты получают зна­ния на уровне современных научных достижений по проблеме «Человек и его здоровье».

В валеометрическом модуле программы студенты наглядно, с использованием современных технологий, получают представле­ние об уровне имеющегося у них здоровья, о подверженности риску заболевания основными патологическими синдромами, ди­намике состояния здоровья под влиянием реализации собствен­ной программы оздоровления.

Систематизирующим, объединяющим и стимулирующим на­чалом образовательного процесса является разработка студента­ми личностно-ориентированной, индивидуальной, комплексной, базовой и дополнительной по содержанию, текущей и перспек­тивной по времени программы оздоровления. Обязательными со­ставляющими базовой программы являются двигательная актив­ность, термозакаливание, дыхательная гимнастика, рациональное питание, психотехнологии. Дополнительные программы вклю­чают индивидуальные методы оздоровления, зависящие от име­ющегося у студентов заболевания. Базовая и дополнительная про­граммы индивидуального оздоровления по времени планируют­ся как текущие — на период обучения в вузе и как перспектив­ные — на обозримый период времени, примерно на 5 лет.

В практическом модуле программы целеполагание подкрепля­ется целедостижением, т.е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздо­ровления на занятиях по адаптивной физической культуре и са­мостоятельно.

Оптимальными формами (адекватными состоянию здоровья) привлечения студентов к освоению ценностного потенциала фи­зической культуры являются:

1) практическая реализация под руководством преподавателя
личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоров­
ления;

2) рекреативные занятия в виде циклических физических уп­
ражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыж­
ные прогулки).

Как показали исследования Г.А.Хомутова, практическая ре­ализация личностно-ориентированной программы оздоровле­ния формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положи­тельной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после фи­зической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культу­ре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по


шкалам самочувствия, активности и настроения (методш САН).

13.7. Формы организации физического воспитания

студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении все­го периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работы осу­ществляется в следующих формах.

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и рас­
писанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по
физическому воспитанию в вузах.

2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и
добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное распи­
сание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с ка­
федрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам воз­
можность их посещения. На факультативных занятиях (по 2—4 ч в
неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме
требований программных норм, углубляется профессиональная фи­
зическая подготовка, расширяются знания по теории и методике
физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об­
щественной физкультур но-спортивной деятельности. 1

Физическое воспитание студентов во внеучебное время (т.е. вне 1
обязательных занятий) проводится в следующих формах. Я

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гим- ■
настика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополни­
тельные занятия и др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8—10 мин.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготов-ленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2. Организованные занятия студентов во внеучебное время В
спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др.
под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражне­
ниями в свободное от учебы время: а) на основе полной добро- '
вольности и инициативы (по желанию); б) по заданию препода­
вателя (домашние задания).

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводи­
мые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное


время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эста­феты, праздники физической культуры, соревнования различно­го уровня, туристские походы и др.

5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зим­них и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстано­вительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эф­фекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристские походы, физкультурно-спортивные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортив­ные соревнования и др.

Таким образом, помимо решения воспитательных и образова­тельных задач физическое воспитание во внеучебное время при­звано повысить двигательную активность студентов; улучшить про­фессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напря­жения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных ф из культурно-спортив­ных занятий.

Глава 14. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРУДОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14.1. Социальное значение и задачи физического

воспитания взрослого населения, занятого трудовой

деятельностью

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в со­временном производстве.

Связи физической культуры с трудовой деятельностью просле­живаются во многих аспектах.

1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания Ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособно­сти и производительности труда, способствуют более быстрому


восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психичес кой и мышечной энергии.

2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой
мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагруз­
кой на отдельные части тела, на отдельные функции организма.
Средства физического воспитания позволяют предупредить откло­
нения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу
специфики данного труда.

3. В современном производстве пока еще не исключены факто­
ры и условия, создающие возможность профессиональных забо­
леваний. Средства физического воспитания в значительной мере
выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность
появления типичных заболеваний и травм.

4. Ряд видов труда требует специальной физической подготов­
ленности, которая может быть обеспечена только специфически­
ми средствами и методами физической подготовки.

5. В современном производстве в связи с научно-техническим
прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся.
Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возмож­
ности для соответствующей адаптации и овладения новыми про­
фессиями.

Физическая культура в научной организации труда. Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) яв­ляется существенной необходимостью. НОТ, основываясь на по­стоянном использовании достижений науки и передового опы­та, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и тех­ники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособнос­ти, хорошей физической подготовленности и укрепления здо­ровья.

Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармоничес­кого физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих специфически^ задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессиональ­ного образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уро­вень профессионально-прикладной физической подготовленнос­ти к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень спе­цифических для избранной профессии физических качеств и сфор' мировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).


2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в
течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (уско­
рению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности
и замедлению темпов ее снижения).

3. В послерабочее время путем специально направленного актив­
ного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а
также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии
организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

От успешного решения перечисленных задач в немалой степе­ни зависят здоровье человека, его творческое долголетие и обще­ственно полезная активность.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от:

— содержания и характера труда (умственный или физичес­
кий, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

— особенностей производственных условий (технологических,
гигиенических и др.);

— особенностей реакции организма на требования, предъяв­
ляемые трудовой деятельностью и ее условиями (характер функ­
циональных сдвигов в основных системах организма, степень утом­
ления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использова­ния физической культуры в системе НОТ учитываются также воз­растные и половые особенности трудящихся, уровень физичес­кой подготовленности, состояние здоровья.

В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного ис­пользования физической культуры: I) в рамках трудового про­цесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на произ­водстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-при­кладной подготовки, а также физкультурно-реабилитацион-ных мер).

В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.

14.2. Особенности физического развития

и физической подготовленности лиц молодого

и зрелого возраста

Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым.

В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется вы­сокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются бла-


гоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов.

В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, ча­стота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижа­ются. Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30—35 лет. Это относится прежде всего к снижению элас­тичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов по­звоночного столба, снижению подвижности в суставах (В. К. Баль-севич, В.А.Запорожанов, 1987). После 30 лег начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их ла­бильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движе­ний. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости.

Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во вто­рой. Этот период, как плато, разделяет эволюционные и инволю­ционные периоды развития.

Характер возрастных изменений морфофункциональньгх свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что в принципе мояно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помо­щью рациональной двигательной деятельности. Правильная орга­низация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физичес­кую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагру­зок, разнообразных по характеру воздействия на организм.

Исходя из естественных возможностей организма людям в воз­расте до 50 лет можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в пределах 60—"5% собственного МПК, а старше 50 лет — поддерживающие нагрузки в пределах 50% МПК (Н.Амосов, 1985).

Оба эти типа нагрузок можно определять по частоте пульса, так как между ЧСС и МПК обнаружена линейная зависимость. Уровень аэробных затрат, который обеспечивает ту или иную выполняемую физическую нагрузку, можно определить по спе­циальной таблице (табл. 25).


Таблица 25

Приблизительная частота пульса (в уд./мин) на разных уровнях аэробной возможности (по Schepard, 1971)

 

 

 

Аэробная возможность, % Возраст, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60-69
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
40 60 75 100 115 141 161 195 122 148 167 198 115 138 156 120 143 160 115 136 152 178 117 138 154 179 131 145 170 113 134 145 171 ПО 127 140 162 112 130 142 163

Таблица 25 отражает уровень физической нагрузки практически на любом уровне МПК независимо от пола и возраста, начиная с 20 лет и кончая 70 годами. Например, на уровне 75% МПК муж­чина в возрасте 25 лет должен выполнять физическую нагрузку с частотой пульса, равной 161 уд./мин.

В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополни­тельным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не дол­жна превышать 40—45% МПК.

Активные занятия почти в любом возрасте повышают жизнен­ный тонус организма, противодействуют различного рода забо­леваниям, особенно сердечно-сосудистым и простудным. Люди зрелого возраста, систематически занимающиеся физической куль­турой, в 2—3 раза реже болеют, а по физической подготовленно­сти и состоянию здоровья приравниваются к лицам на 10—15 лет моложе себя (Р.Е.Мотылянская, 1967).

14.3. Физическая культура в режиме трудового дня

Особенности целесообразного использования физической куль­туры непосредственно в рамках трудового процесса определяются содержанием конкретного труда и теми условиями, в которых он осуществляется. Поэтому непосредственно в трудовом процессе находят применение лишь такие средства, методы и формы физи­ческой культуры, которые содействуют повышению производи­тельности и эффективности труда.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая куль­тура представлена главным образом производственной гимнасти­кой, которая имеет в основном три формы: 1) вводная гимнасти­ка; 2) физкультпаузы; 3) физкультминутки. Для понимания их


сути и отличительных особенностей необходимо рассмотреть ди­намику работоспособности человека в течение рабочего дня, по­скольку непосредственный смысл всех этих форм производствен­ной гимнастики заключается прежде всего в оптимальном опера­тивном управлении динамикой работоспособности, в содействии, максимальной производительности труда без ущерба для здоровы работающих.

Работоспособность человека на протяжении рабочего днз претерпевает ряд закономерных последовательных изменений.1 Обычно при достаточно высоком темпе трудовых действий, при1] значительной интенсивности и продолжительности рабочего дшс) показатели работоспособности вначале возрастают, затем стаби-=| лмзируются и, наконец, снижаются. При этом наблюдается чере-^ дование трех периодов:

период срабатывания (примерно первые 1—2 ч работы). В этс период происходит соответствующая координационная настрой-! ка в различных системах организма, в частности, концентрирует­ся внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точ­ность рабочих операций;

Часы работы

Рас. 20. Схема динамики оперативной работоспособности в процессе рабочего дня (один из типичных вариантов) (по Л. П. Матвееву, 1991)." а, — период начального врабатывания; 6t — период устойчивого проявле­ния работоспособности на повышенном уровне; в, ~ период первого от­носительного снижения уровня оперативной работоспособности; о,— пе­риод повторного врабатывания; б-, — второй период устойчивого проявле­ния работоспособности; в, — период нарастающего снижения уровня оперативной работоспособности; г — феномен конечного порыва


период стабилизации (средняя продолжительность 4—5 ч). В этот
период наблюдаются устойчивые, повышенные показатели
работоспособности;

период снижения работоспособности (период утомления). Он
характеризуется прогрессирующим снижением производительно­
сти труда.

Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва (рис. 20).

После обеда снова требуется дополнительное время врабаты-вания, которое значительно короче, чем начальное утреннее вра-батывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза отно­сительно устойчивого состояния работоспособности более корот­ка (см. рис. 20). Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологичес­кая реакция на момент предстоящего окончания работы.

Динамика работоспособности в течение рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер про­изводственной деятельности, психическая нагрузка, гигиеничес­кие условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика).

Вводная гимнастика — организованное, систематическое выпол­нение специально подобранных физических упражнений перед на­чалом работы с целью быстрейшего врабатьгеания организма. Вра-батывание — это период времени, который необходим для перехо­да с одного на другой, более высокий уровень функционирования.

Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здо­ровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5— 7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6—8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих раз­ностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстано­вить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нерв но-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхожде­нию в темп и ритм рабочих движений.

Физкультурная пауза — выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного от-


дыха для профилактики снижения работоспособности в течение ра­бочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении пер­вых признаков утомления. Обычно первую из физкулътпауз (при уме­ренной напряженности труда) проводят через 2,5—3 ч после начала работы, а последующую — через 1,5—2 ч после обеда. Комплекс обычно состоит из 5—7 упражнений. Упражнения должны подби­раться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые дви­жения отличаются большим разнообразием, то широко применяют­ся растягивающие, расслабляющие идьгхателъные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.

Физкультурные минуты представляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2—3 физических упражнения. Основное назначение физкультми­нуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить де­ятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковре­менный отдых организму. Число и периодичность включения физ­культминуток в трудовой процесс так же, как и при использова­нии физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режи­ме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики.

Для поддержания высокой работоспособности, активизации вос­становительных процессов и профилактики негативных профессио­нальных факторов (производственные шумы, вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.) кроме произ­водственной гимнастики дополнительно предусматриваются заня­тия физическими упражнениями вне рамок процесса труда, т.е. во время обеденного перерыва (прогулочная ходьба, непродолжитель­ные игры типа настольного тенниса, бадминтона, волейбола, обще-развивающие гимнастические и дыхательные упражнения и т.д.) и в послерабочее время до выхода с территории предприятия (физичес­кие упражнения рекреационного и коррегирующего характера в комп­лексе с сауной, контрастным душем, сеансы психорегуляции и т.п.).

14.4. Физическая культура в быту трудящихся

Для физической культуры в быту трудящихся характерны следу- -1 тощие функции:

— оптимизация физического развития человека (совершенство­вание тех или иных физических качеств, формирование правиль­ного телосложения, укрепление функциональных систем и т.д.);




— коммуникативная, удовлетворяющая потребность людей в
приятном общении в процессе совместных занятий физическими
упражнениями;

— организация здорового досуга, в частности активизация
восстановления жизненных сил человека после производствен­
ной деятельности:

— социально-профилактическая, тесно взаимосвязанная с
организацией здорового досуга (предупреждение появления таких
асоциальных привычек, как алкоголизм, курение, наркомания,
пустое времяпровождение и т.д.);

— психорегулирующая, направленная на воспитание культуры
управления психическим состоянием человека с помощью физи­
ческих и психофизических упражнений, (дыхательной гимнасти­
ки, психомышечной тренировки и др.);

— эстетическая, связанная с проявлением эстетических начал в
физкультурной деятельности (с формированием красивого тело­
сложения, культуры движений, познанием эстетических законо­
мерностей в процессе осуществления данной деятельности и т.п.);

— педагогическая, проявляющаяся в совместных занятиях
физическими упражнениями родителей и детей, в процессе фи­
зического самовоспитания и т.д. (И.И.Сулейманов, 1987).

К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся [4]:

— базово-пролонгируюшая физическая культура;

— гигиеническая и рекреативная физическая культура;

— оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

— базовый спорт.

Базово-пролонгирующая физическая культура. Основная направ­ленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, ко­торая была заложена в процессе физического воспитания по госу­дарственным программам в период обучения. Поэтому в основ­ной период трудовой деятельности продолжается общая физи­ческая подготовка, но уже на основе индивидуальных запро­сов, интересов и потребностей. Базово-пролоигирующая физи­ческая культура используется практически здоровыми людьми. не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии и здоровье.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятель­ные занятия.

Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры для желающих заниматься физическими упражнениями, но не прояв!твших склонности к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20—25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2— 3 раза в неделю в среднем по 1,5—2 ч каждое.


Главная задача занятий в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленнос­ти, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности за­нимающихся.

Средствами обычно являются самые разнообразные физичес­кие упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гим­настики, спортивных н подвижных игр, плавания и т.д. Эти сред­ства легко поддаются дозировке и в то же время эффективно воз­действуют на жизненно важные функции организма. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технической. Обучение технике может быть ограничено правильным освоени­ем движения до уровня двигательного умения (т.е. безошибочное выполнение основы техники, его пространственных, временных и динамических характеристик).

В рамках непосредственно физической подготовки предпочте­ние отдается воспитанию общей выносливости и силы основных мышечных групп двигательного аппарата.

Методика занятий осуществляется в соответствии с методи­ческими принципами физического воспитания (см. главу 5). Со­блюдается также трехструктурное построение занятия, т.е. сохра­няется подготовительная, основная и заключительная части с их содержательными и методическими установками.

Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач — от про­стой профилактики и послерабочего восстановления работоспо­собности до достижения высокой физической подготовленности. Средствами самостоятельных занятий являются различные физи­ческие упражнения: оздоровительный бег, атлетическая гимнас­тика, плавание, калланетика, стретчинг и др.

Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7. Диапа­зон оптимальных недельных затрат времени на физические упраж­нения также может колебаться от 2 до 10 ч (Л. Н. Нифонтова, 1979; К. Кулер, 1989). Практика показывает, что занятия с периодично­стью менее 3 раз в неделю не оказывают заметного положительно­го влияния на состояние организма. Более частые физические на­грузки способствуют повышению функциональных возможностей, а также эффективнее снимают послерабочую усталость.

Гигиеническая и рекреативная физическая культура. Основное наз­начение данного направления заключается в оперативной опти­мизации организма человека в рамках повседневного быта и рас­ширенного отдыха.

Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работо­способности после трудового дня, — занятия различными видами, такими, как туристские походы, водный туризм, лыжные прогул­ки, купание и плавание, закаливающие процедуры и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Является самой массовой^ и широко распространенной формой занятий физическими


ражнениями в быту различных контингентов трудящихся, осо­бенно у людей умственного труда. Ее основное назначение связа­но с переводом организма от пассивного состояния к деятельно­му, рабочему.

Число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10—12 и более раз. Продолжительность выполнения всех упражнений составляет 10—15 мин. Комплекс пе­риодически обновляется. Очередность упражнений должна выгля­деть примерно так: сначала ходьба, потягивание и дыхательные упражнения; затем поочередно выполняют упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, а также общего воз­действия (приседания, махи, выпады, прыжки и упражнения на расслабление). В заключение дается спокойная ходьба, сочетаемая с дыхательными упражнениями.

Гигиенический эффект утренней гимнастики возрастает при проведении водных процедур, выполняющих не только тонизи­рующую, но и закаливающую функцию.

Рекреативная (восстановительная) форма физической культуры. Используется в выходные и праздничные дня, а также в отпуск­ное время с целью снятия кумулятивного утомления, восстанов­ления работоспособности, укрепления здоровья и организации культурно-развлекательного досуга трудящихся.

Одним из наиболее массовых видов физической рекреации яв­ляется туризм с использованием различных средств передвиже­ния — пешком, на велосипеде, лыжах, байдарках.

Незаменимым средством физической рекреации, доступным для всех возрастов, являются лыжные прогулки. По оздоровитель­ному эффекту они занимают ведущее место среди различных физ­культурных занятий.

Достаточно ценными средствами восстановления сил после трудовой деятельности являются:

— всевозможные массовые игры и элементарные соревнова­
ния (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и др.) в выходные
дни и отпускное время;

— купание и плавание в водоемах, реках, озерах;

— рыбная ловля, походы в лес за грибами и ягодами и др.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Термин

«реабилитация», по определению Всемирной организации здра­воохранения, означает помощь больному в достижении им соци­ально-профессиональной полноценности, на которую он спосо­бен в рамках существующего заболевания.

Лечение с помощью физических упражнений основано на улуч­шении циркуляции крови, снабжении кислородом больных и здо­ровых тканей организма, повышении мышечного тонуса, умень­шении жировой прослойки и т.д.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено следующими основными формами:


ж. К. Хояадад



1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных
диспансерах, поликлиниках и т.д.;

2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на
физкультурно-споршвньгх базах и т.д.;

3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами
(методистами ЛФК) программе и методике.

Занятия в группах ЛФК осуществляются, как правило, специа­листами физкультурно-медицинского профиля.

Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до 20 чел. Занятия носят обще оздоровительный характер для людей, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и спе­циально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами являются легкодозируемые по нагруз­ке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики. Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений.

Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45—90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока — 40—45%, в даль­нейшем может постепенно увеличиваться до 60%.

В методике пропедения занятии центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и отдыха. Мера до­ступности определяется методистом, врачом и самим занимаю­щимся. Нагрузки считаются доступными, если после занятий на­блюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетво­рения, небольшое потоотделение.

Самостоятельные занятия носят как общеоздоровительно-про-филактический, так и специально направленный лечебный ха­рактер. Например, при функциональных нарушениях сердечно­сосудистой и дыхательной систем целесообразно применять цик­лические физические упражнения аэробного характера.

Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, фактором разностороннего развития, укрепления здоровья.

Занятия различными видами спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физичес­кой культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разреше­ния врача и хорошей физической подготовленности. Тренировоч­ный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с уче­том закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации.


В возрасте 20—30 лет, когда организм находится в стадии эволю­ционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыж­ный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов. На рубеже 30—40 лет спортивная актив­ность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно за­меняется базово-пролонгирующей физической культурой, а в даль­нейшем гигиенической и рекреативной физической культурой.

14.5. Контроль за здоровьем

и физической подготовленностью занимающихся

физическими упражнениями

При занятиях физическими упражнениями очень важно конт­ролировать состояние здоровья, физическое развитие и физичес­кую подготовленность занимающихся.

Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно прове­сти методом сопоставления данных частоты сердечных сокраще­ний в покое и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки — за X. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления — 20 ударам. Со­поставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пуль­са X по формуле

Расчеты показывают, что пульс после нагрузки участился на 67%.

О приспособлении организма к нагрузкам (ходьбе, бегу, пла­ванию и др.) судят по реакции восстановления пульса за 3 мин. Для этого рассчитывают коэффициент восстановления пульса КВП по формуле

_ ЧСС (через 3 мин после нагрузки) ■ 100% ЧСС (сразу после нагрузки)

Если КВП менее 30%, то это свидетельствует о хорошей реак­ции восстановления организма после нагрузки, о хорошем при­способлении к ней.

Одним из простых и достаточно информативных тестов, с по­мощью которого можно определить уровень физической подго­товленности людей разного возраста, является 12-минутный тест, предложенный К. Купером (1987). Тест состоит в определении рас­стояния (в м, км), которое занимающийся может проплыть или пробежать за 12 мин (табл. 26—27).


(по К. Куперу, 1987)

 

 

 

Оценка физической подготовленности Дистанция (м), преодоленная за 12 мин
Возраст, лет
13-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
Мужчины
Очень плохо Плохо Удовлетворительно Хорошо Отлично Меньше 450 450-550 550-650 650-725 Больше 725 Меньше 350 350-450 450-550 550-650 Больше 650 Меньше 325 325-400 400-500 500-600 Больше 600 Меньше 275 275-350 350-450 450-550 Больше 550 Меньше 225 225-325 325-400 400-500 Больше 500 Меньше 225 225-275 275-350 350-450 Больше 450
Женщины
Очень плохо Плохо Удош1етворитсльно Хорошо Отлично Меньше 350 350-450 450-550 550-650 Больше 650 Меньше 275 275-350 350-450 450-550 Больше 550 Меньше 225 225-325 325-400 400-500 Больше 500 Меньше 175 175-275 275-350 350-450 Больше 450 Меньше150 150-225 225-325 325-400 Больше 400 Меньше 150 150-175 175-275 275-350 Больше 350

Таблица 27




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.