Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8 Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция и олигополия




8.1 Монополистическая конкуренция

8.2 Олигополия

 

8.1 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция существует там, где хозяйствуют десятки фирм и каждая из них самостоятельно определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается только на рынках дифференцированных продуктов. Это, например, такие как рынок косметики, рынки одежды, обуви и др.

Для того, чтобы новой фирме войти в отрасль монополистической конкуренции ей необходимо предложить какой-то принципиально новый вид товара в ряду подобных товаров. Товар при этом может отличаться от существующих, как по качественным свойствам, так и по дизайну и послепродажному обслуживанию. Таким образом, наличие уникальной идеи – вот главное отличие товаров обращающихся на рынке монополистической конкуренции. Такие товары, естественно, для донесения их свойств до потребителя нуждаются в рекламе. Можно сказать, что рекламой занимаются только фирмы – участники рынка монополистической конкуренции. Это в значительной степени увеличивает издержки таких фирм.

Одним из примеров рынка монополистической конкуренции может выступать рынок бытовой химии. Всем известно, что существует достаточно большое количество марок стиральных порошков, каждый из которых рекламируется и отличается от других аналогов по функциональным признакам (существуют порошки для ручной и автоматической стирки),. по качественным признакам (существуют порошки, отбеливающие белье, придающие ему какой–то определенный запах и т. д.), по ценовым признакам (существую порошки дешевые и дорогие) и по многим другим признакам.

Кривая спроса при монополистической конкуренции менее эластична, чем при совершенной, но более эластична, чем при чистой монополии (рисунок 31). Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукции – Qm по цене Pm.

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. В условиях совершенной конкуренции P=MC, при монополистической конкуренции P>MC.


 

 
 

 


Рисунок 31 – Определение оптимального объема производства и цены в условиях монополистической конкуренции

 

Из рис. 31 видно, что Pm > min AC, тогда как в условиях совершенной конкуренции Pm = min AC. Более высокая цена для потребителя связана с платой за дифференциацию продукта.

Таким образом, заключая рассуждение об этом виде конкуренции можно отметить достоинства и недостатки.

Достоинства:

1. Монополистическая конкуренция, благодаря дифференциации продукта, может удовлетворить самые изощренные запросы потребителя.

2. Монополистическая конкуренция стимулирует развитие научно-технического прогресса, в связи с постоянным поиском новых идей на рынке данного продукта.

3. Монополистическая конкуренция – довольно прибыльный рынок с точки зрения производителя.

Недостатки:

Неполная загрузка мощностей.

Более высокая цена для потребителя чем в условиях совершенной конкуренции.

 

8.2. Олигополия

 

Олигополия – это такая рыночная структура, которая характеризуется небольшим количеством фирм (обычно до 10), высокими входными барьерами в отрасль, всеобщей взаимозависимостью фирм, входящих в олигополистическую отрасль.

Происхождение самого понятия "олигополия" берет начало от греческого "oligos" – несколько и "poleo" –продаю, торгую. Олигополия зачастую представляет собой ситуацию на рынке, когда несколько фирм захватывают какую–либо отрасль. Например, это можно отнести к аллюминиевой промышленности.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары, так и дифференцированные товары.

Как уже упоминалось, для олигополистической отрасли характерны высокие входные барьеры. Это связано, прежде всего, с эффектом масштаба и высокой степенью взаимозависимости фирм–олигополистов. Среди других причин может выступать также патентную монополию, что характерно для наукоемких отраслей и монопольный контроль над источниками сырья.

Следующей характеристикой олигополистической структуры является взаимозависимость. Взаимозависимость возникает вследствие немногочисленности фирм в отрасли.

Взаимозависимость проявляется в двух основных формах.

Первая – некооперативная. Каждый продавец сам решает проблему определения цены и объема выпуска. В такой ситуации отдельно взятая фирма может попытаться снизить цену, чтобы расширить рынок сбыта. Другие фирмы данной отрасли отреагируют таким же снижением цен. Таким образом, между фирмами олигополистического рынка начнется ценовая война с целью вытеснения конкурентов.

Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен может продолжаться до уровня средних издержек, то есть цена станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции. От ценовой войны останутся в проигрыше все производители и выиграют потребители. Поэтому ценовые войны в наше время достаточно редки.

Вторая форма взаимозависимости – образования фирмами–олигополистами явных или тайных сговоров (соглашений). Поскольку явные соглашения запрещены законодательно, на практике чаще применяется неявный или тайный сговор, который представляет собой негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Кроме того, в современном мире встречаются соглашения, типа картеля, и молчаливая договоренность, типа лидерства в ценах.

Картель представляет собой объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Лидерство в ценах – это ситуация, когда ведущая, обычно это самая крупная фирма в отрасли, объявляет об изменении цен на свою продукцию через средства массовой информации. Остальные фирмы следуют за ней.

Независимо от выбранной стратегии фирм для основ олигополистического ценообразования необходимо изучить ломанную кривую спроса (рис. 32).

Эта кривая показывает реакцию фирм–конкурентов на изменение цен одной из фирм.

 

 

 


Рисунок 32 – Ломанная кривая спроса

 

Допустим, одна из фирм повысила цены на свою продукцию. Остальные фирмы, скорее всего, не последуют за ней или же повысят цены не в значительной степени, чтобы увеличить рынок сбыта и по–возможности вытеснить конкурента. Это показывает неэластичный участок кривой спроса D2, выделенный на рис. 32 а жирной линией. Если же одна из фирм, напротив, понизит цены, то другие фирмы обязательно последуют за ней, и более того, попытаются даже понизить цены еще в большей степени, чем первая фирма. Это демонстрирует неэластичный участок кривой спроса D1, который показан жирной линией.

Кривая предельного дохода при этом не является непрерывной и состоит из двух участков, которые выделены жирной линией на рис. 32 б.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.