Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аспекты политической культуры




Литература

 

1. Бурдье П. Социологии политики. - М.: Socio-Logos, 1993. - С.321-330.

2. Вишневский Б.Л. Петербургские выборы: турнир провокаторов// Полис. 1999. - №2.

3. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя// Полис. - 1997. - № 5.

4. Ключников Ю.В. Мораль, право, политика как этическая сфера// Полис. -1992.- №1,2.

5. Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

6. Соловьев А.И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом?// Полис. - 1999. - № 2.

7. Сутор Б. Политическая этика// Полис. - 1993.- № 2.

8. Щербинина Н.Г. «Герой» воспетый (политологический анализ песен о Сталине)// Полис. - 1998. - № 6.

 

Лекция 11. Политика и культура

 

Политика тесно связана с культурой. Культура – это социальное содержание совместной, ассоциированной жизнедеятельности людей. Продуктом этой связи выступает политическая культура.

Политическая культура – одно из ведущих понятий политической социологии. Оно фиксирует важную составляющую политического процесса, без которой нет, и не может быть этого последнего. Поэтому, чтобы представить политический процесс, - а выработка такого представления является непосредственной задачей всякой науки о политике, - необходимо разобраться в том, что такое политическая культура, какое место она занимает в жизни общества, из чего она складывается, какие факторы ее определяют, какие типы политических культур бывают. Рассмотрение этих вопросов и составляет цель данной лекции.

 

План

 

1. Постановка вопроса. Политическая культура как социальное явление и понятие.

2. Структура и социальные функции политической культуры.

3. Типы политических культур.

4. Политическая культура современной россии: переходность и коллизии.

 

1. Постановка вопроса. Политическая культура как социальное явление и понятие.

 

Сейчас много говорят о политической культуре. Причем, как правило, представляют это понятие как некий позитив типа, скажем, таких ценностей как грамотность, образованность, порядочность и т.д. Между тем, в широком смысле слова «политическая культура» не есть только ценностное понятие. Его смысл не сводится только к тому, что у кого-то она есть, а у кого-то ее нет. Политическая культура имеет место в любом политическом обществе. Другой вопрос, какова она?

понятие «политическая культура» вошло в систему категорий политической науки сравнительно недавно. Примерно во второй половине 50-х начале 60-х годов его предметно и весьма при этом эффективно использовали такие американские политологи как г. Алмонд, с. Верба. Хотя понятие «политическая культура» упоминается задолго до этого. Первым его употребил немецкий философ-просветитель xviii в. И. Гердер. Затем русский политический мыслитель в. Герье (xix в.). Упоминал его и в.и. ленин (см.: полное собрание сочинений, т. 41, с. 404).

Отметим, однако, то, что сейчас принято называть политической культурой обращало на себя внимание еще платона, аристотеля, макиавелли, бэкона, монтескье и других мыслителей, которые стремились понять и объяснить, почему люди, воспитанные на разных традициях, имеющие неодинаковый социальный и политический опыт, по-разному реагируют на однотипные ситуации и в результате приходят к разным результатам в своей политической деятельности.

Начиная с прошлого века предпринимаются попытки построить теорию «национального характера» и с ее помощью определить, почему американец ведет себя иначе, чем немец, немец – иначе, чем француз и т.д.; связаны ли эти различия с какими-то врожденными чертами людей или с воздействием среды. Это также выводит на то, что сейчас называют политической культурой.

То есть формирование теории политической культуры, происходило не на голом месте.

И все же специальные исследования ее появились, как было уже сказано, совсем недавно. И в этом плане очень важное значение имел следующий факт: было обнаружено, что в ряде освободившихся в 50-60-е годы xx в. Стран, которые пошли по пути копирования политических институтов сша, эти институты функционировали не совсем так, а чаще и совсем не так, как в самих сша. Этот негативный опыт и поиски ответов на возникшие в связи с ними вопросы стимулировали развернувшуюся в 60-е годы дискуссию об «условиях, благоприятствующих развитию стабильной демократии», о «психологической базе демократии». Ключом к их решению и призваны были послужить создававшиеся в те годы различные концепции «политической культуры».

Однако, и поныне здесь непочатый край работы, хотя бы даже в отношении определения самого понятия «политическая культура». Говорят, что сегодня существует примерно четыре десятка ее толкований. Тем более, нет единой теории политической культуры - она еще должна быть создана.

Трудность выработки общеприемлемого определения понятия «политическая культура» заключается уже в том, что оно есть частное производное от общего понятия «культура». А единой теории этой последней тоже пока нет. Да и понятие «политическое» сегодня продолжает оставаться еще весьма туманным и неопределенным. Существуют десятки, если не сотни разных толкований самого понятия «культура».

Вот примеры трактовок культуры: она –

А) то, что не природа;

Б) вторая природа (природа, созданная человеком);

В) след, который оставляет человек в окружающем его мире;

Г) социально (а не генетически) наследуемая информация;

Д) то, чему обучаются;

Е) мир артефактов, то есть созданных человеком предметов;

Ж) система ценностей, правил и образцов поведения;

З) общественная деятельность человека и т.д.

культура это своего рода шифр существования людей в мире, их многообразных отношений с космосом, природой, друг с другом. Поэтому и содержание понятия «культура» весьма многопланово, более того неисчерпаемо, как и сам человек и мир, в котором он живет.

Культура все пронизывает в жизни человека, любую его сферу жизнедеятельности (культура потребления, культура производства, культура поведения, культура общения, культура речи и т.д.). Поэтому культура в самом общем плане – это способ, модель общественного самопроизводства человека как социального существа.

Культура складывается и проявляется прежде всего в процессе взаимного общения людей как непосредственного, так и опосредованного разного рода институтами. См. Рис. 1.

 
 

       
   
 
 

 

 


А и в - люди, индивиды; с – различные общественные институты.

рис. 1.

Поэтому нужен анализ всей системы отношений, складывающихся в сфере той же политики, чтобы разобраться в том, что такое политическая культура.

Культура, как уже было отмечено, не ограничивается «позитивными явлениями». Негативные элементы также выполняют определенную общественную функцию, и должны рассматриваться как органическая часть культуры, в том числе и политической.

где есть политика, политический процесс, там есть и политическая культура со всеми ее плюсами и минусами. Она существует даже там, где отсутствует публичная политическая жизнь, то есть в тоталитарных обществах. Иное дело, какая это культура.

теперь о сферах политической культуры и точках зрения на нее.

политическая культура ограничивается сферой политического сознания, включая политическую психологию. Такой точки зрения придерживались г. Алмонд, с. Верба. По их мнению, политическая культура – это политическая система, интериоризированная в знании, чувствах и оценках ее членов. Это – установки людей в отношении политической системы и в отношении своей роли в этой системе.

такой же позиции примерно придерживались отечественные исследователи ф. Бурлацкий, м. Галкин (современный левиафан. М., 1985, с. 199). Политическое поведение, по их мнению, не может быть включено в политическую культуру, поскольку оно якобы шире, чем политическая культура. См. Рис. 2.

Рис. 2.
баталов э.я. несколько по-другому трактует политическую культуру. Он считает, что, с одной стороны, политическое поведение включает в себя культурные моменты, а с другой, политическая культура содержит в себе поведенческие элементы. См. Рис. 3.

 

 

в основе всякой политической культуры лежит, однако, отношение к политике.

· отношение к политике: у американцев спокойное;

· Отношение к государству у них – устойчивое; у немцев – лояльное; русские – отождествляют себя с государством;

· Отношение к партии применительно к франции: однопартийность – нонсенс; иное дело ссср в свое время. Следует дифференцировать отношение тех же американцев, с одной стороны, к государству, а с другой, – к политической системе в целом. Это разные вещи.

Важной составляющей политической культуры являются ориентации на политические ценности: свобода, равенство, справедливость, социальная защищенность, терпимость. Разные люди ориентируются на разные ценности. Сша – пионеры-одиночки, россия – общинность.

Каждая культура имеет свои модели идентификации и самоидентификации:

Сша - не принято подразделять на «левых» и «правых» (тут – либералы, консерваторы, центристы, радикалы);

Франция – «правые» и «левые» (да только ли во франции?);

Россия – чего только здесь нет… (размытость)!

Своего рода кодом политической культуры, ее семиотическим микрокосмом является политический язык (язык политики): речь вождей… российских, если сравнить между собой - это одно; но если сравнить эту речь (язык) с речью рузвельта, трумэна, эйзенхауэра, кеннеди, - мы увидим очень разные политические культуры.

Между политической культурой и политическим языком существует явная взаимозависимость.

«борьба за»

пример: i «борьба с» один язык –

«наступление на» и др. Одна политика

«соблюдение интереса»

ii «взаимовыгодные отношения» другой язык –

«выигрыш» другая политика

«честная игра» и др.

Это был такой элемент политической культуры как политическое сознание. Теперь – политическая деятельность как элемент политической культуры.Здесь речь идет уже об устойчивых моделях («образцах», по алмонду) поведения субъекта, формах практического участия в политической жизни.

Некоторые (милбрет, к примеру) указывают на четыре вида конвенционального политического участия:

1) голосование;

2) участие в работе партий, других организаций и их компаний;

3) в политической жизни общины;

4) контакт с официальными лицами на разных уровнях.

Неконвенциональное (иллигитимное) поведение – протесты:

– публичные уличные – демонстрации;

– митинги;

– отказ от повиновения власти.

И наконец, такой элемент политической культуры как поведение, деятельность политической системы в целом и образующих ее институтов. Культура функционирования политической системы на институциональном уровне – это:

Культура электорального процесса;

Культура принятия политических решений на разных уровнях;

Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

(сша: конфликт – положительное состояние; его разрешение – не катаклизм, а столкновение интересов, которое может быть улажено).

Итак, политическая культура распространяется на все сферы жизни и включает в себя: сознание, поведение (индивидов, групп, наций), функционирование системы в целом.

Политическая культура – своего рода матрица политического процесса.

Таким образом, политическая культура «это система исторически сложившиеся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса; фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим себе и к политической системе, в рамках которого протекает этот процесс; и тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности». (баталов э.я.)

политическая культура описывает способ существования политических субъектов: наций, классов, групп, индивидов. Одновременно она является объективной данностью, реальным элементом исторического политического процесса. Она существует в любом обществе. В том случае, когда говорят, что ее нет, имеется ввиду, что нет адекватной сложившимся условиям политической культуры.

Политическая культура – явление историческое. Она возникает, развивается, трансформируется в иную политическую культуру (иногда - плавно, иногда – скачкообразно). Она – результат коллективного и преимущественно рационального творчества. Хотя в ней имеет место и иррациональное и эмоциональное.

на процесс формирования политической культуры, ее содержание и форму влияют самые различные факторы. См. Рис. 4.

 

 

– государство (особенно – тоталитарное);

– общественные организации, особенно политические партии;

– церковь (освящает одно, отвергает другое; особенно в теократических государствах);

– средства массовой коммуникации (это четвертая ветвь власти);

– деловая община (мир бизнеса) мир политики во многом исчисляется в рыночных странах законом рынка и воспроизводит эти законы: как лучше продать публике политического деятеля и др.;

– академическая община;

– армия;

– гражданская политическая жизнь (особенно в периоды подъема массовых движений и росте гражданской активности населения).

 
 
Рис. 4.

 


2. Структура и социальные функции политической культуры

Определение структуры политической культуры как научная проблема предполагает следующие исследовательские процедуры:

1) Выявление элементов структуры;

2) Выявление связей между элементами и их иерархии;

3) Определение пространства, внутри которого следует вести поиск элементов структуры.

Приведем некоторые точки зрения по данному вопросу.

Г. Алмонд: элементы структуры политической культуры – ориентации и установки в отношении политической системы, ее отдельных частей и место человека в этой системе.

У. Розенбаум. У него речь идет о трех группах ориентаций:

1) В отношении правительственных структур;

2) В отношении других политических систем;

3) В отношении собственной политической деятельности.

По первому пункту – это ориентации в отношении к режиму, плюс ориентации в отношении к правительственной сфере «входов» и «выходов» (вход – требование в сфере публичной политики; выход – политические решения правительства).

По второму пункту - речь идет о «политической идентификации» субъектов с нацией, государством, городом, географическим регионом и т.д. И о «политическом доверии к тем, с кем приходится взаимодействовать в ходе политического процесса с учетом «правил игры», которыми должен руководствоваться субъект политического процесса.

По третьему пункту – политическая компетентность, то есть участие в гражданской жизни и использование доступных средств обеспечения этого участия; политическая эффективность, то есть ощущения возможности оказывать влияние на политический процесс.

Политическая культура пронизывает все сферы политических отношений. Она не в вещах, а в отношениях, в живых отношениях между субъектами. Бедны политические отношения – бедна политическая культура. Богаты политические отношения – богата и политическая культура. И наоборот.

Существует еще одна проблема: чтобы выявить структуру политической культуры, необходимо предварительно проделать следующие операции:

1.) Очертить систему существующих в данной области субъект-объектных отношений, складывающихся входе политического процесса;

2.) Эмпирически исследовать эту систему;

3.) Выделить культурный субстрат – наиболее устойчивые, повторяющиеся элементы этих отношений, проявляющиеся в (а) убеждениях, установках, представлениях; (б) политическом поведении.

В политической культуре можно выделить «ядро» и «периферию». Ядро – это наиболее устойчивые элементы политической культуры. Они могут долго сохраняться и передаваться от одного к другому в процессе развития политической культуры.

У политической культуры можно выделить целый ряд аспектов. См. Рис.5.

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.