Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение понятий и социальная обусловленность




План

И политическое участие

Что может дать изучение политической социологии, если исключить из нее тему, связанную с рассмотрением таких вопросов, как что такое политическое поведение, политическая деятельность, политическое участие, чем они обусловливаются, какие существуют их типы и формы, отчего зависит политическая активность (и пассивность) граждан.

Дело в том, что политика есть не что иное как особый, специфический вид социальной деятельности, своеобразный способ, – а именно политический, в отличие от других способов, скажем экономического, идеологического, правового и т.д., – выражения и реализации интересов тех или иных социальных групп. Да и выработка политики есть своего рода вид социальной, в данном случае политической деятельности, представляющий собою процесс принятия решений, отдачи приказов и контроля за ходом воплощения их в жизнь. Речь идет здесь о деятельности правительств, правящих партий и иных политических институтов.

Политику нельзя ограничивать, и это само собой разумеется, одним сознанием – теорией, идеологией, психологией. Нет и не может быть никакой политики – ни хорошей, ни плохой – без действий, деятельности, соответствующего поведения, включая не только собственно практическую, но и вербальную политическую деятельность. Между тем, мир сегодня переполнен политической деятельностью людей, политическими действиями – от выработки политики до разного рода экстремистских выходок и террора.

 

 

1. Политическое поведение и политическое участие: определение понятий и социальная обусловленность.

2. Формы участия граждан в политической жизни общества.

3. Организованное и стихийное политическое поведение.

4. Электоральное поведение и его особенности.

5. Протестные формы индивидуального, группового и массового поведения.

 

1. Политическое поведение и политическое участие:

 

Политическое поведение представляет собой довольно сложное образование. Сложность состоит в том, что оно имеет двухуровневую структуру, состоящую из объективных поведенческих действий и их субъективного осмысления - интерпретации. При этом один и тот же поведенческий акт может вызвать несколько субъективных реакций.

«Действием» мы называем, писал М. Вебер, действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли оно к невмешательству или терпеливому ожиданию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Политическое действие относится к одному из видов социального действия. Действительно, оно направлено на других людей и соотносится с их действиями; кроме того оно предполагает субъективное измерение, выражающееся в личной сопричастности субъекта к действию. Политическое действие развертывается в пространстве отношений, задаваемых категориальными оппозициями «власть – влияние», (думается, что не влияние, а подчинение) «официальное – неофициальное». Оно представляет собой дискретное образование, в котором обычно выделяют: 1) субъекта действия с присущими ему целями и мотивами; 2) объекты действия - поведение других людей; 3) средства и способы действия, при помощи которых реализуется замысел субъекта; 4) условия, ограничивающие действие. В известном смысле политическое действие представляет собой элементарную клеточку, из совокупности которых слагается политическое поведение и политическая деятельность.

Политическое поведение относится к ценностно-рациональным действиям, а политическая деятельность к целерациональным действиям. Основным регулятором поведения являются социальные нормы и правила, в то время как политическая деятельность регулируется целями. Деятельность производит продукт, который оценивается в соответствии с поставленными целями, а поведение не производит ничего, кроме самое себя. В этом смысле поведение демонстративно: субъект играет определенную роль и про него нельзя сказать плох он или хорош, так как он соответствует тем ожиданиям, которые приписывают ему требования исполняемой роли. Субъект же деятельности действует согласно требованиям технологии, а не ролевым ожиданиям. Деятельность предметна в отличие от социального поведения, которое субъектно. Вместе с тем и политическое поведение, и политическая деятельность – определенная последовательность действий, которые могут быть похожи друг на друга, хотя субъективный смысл этих действий и воздействий их на социальную среду различны.

Понятно, что рациональность субъекта, включенного в политическую деятельность, существенно отличается от той, которая характеризует субъекта поведения. Рациональность, обслуживающая целедостижение, предполагает учет объективных условий этого процесса, она основана на принципе реализма. При этом имеются жесткие критерии проверки целедостижения. Рациональность, основанная на ценностях, предполагает освоение мира культуры, надиндивидуальных правил и образцов поведения. Логика адаптации к этим образцам совершенно иная, чем логика приспособления к реальности, так как она требует преобразования внутреннего мира субъекта, постоянных усилий, направленных на подчинение своей натуры установленным образцам.

В качестве примера целерациональной деятельности можно привести организацию, например, митинга протеста против действий правительства. Для того, чтобы созвать митинг, необходимо собрать актив, договориться с властями о его проведении, изготовить лозунги, оповестить средства массовой информации, подготовить выступления и выступающих и совершить еще много действий, конечной целью которых является повлиять на внешнюю по отношению к участникам деятельности среду, то есть на правительство.

В реальной политической жизни политическое поведение и политическая деятельность взаимно дополняют друг друга, а отнюдь не противостоят друг другу. Правда, найти «золотую середину», когда поведение отвечало бы устоявшимся нормам политической культуры общества, и вместе с тем в деятельности политик успешно преобразовывал бы общественные отношения, довольно не просто.

Для понимания сути политического поведения нужно также учитывать различие между «автономным» и «мобилизованным» политическим участием.

Под автономным участием имеются в виду такие действия, которые обусловлены в первую очередь выбором самого участника политического процесса. Автономные политические действия предполагают суверенную политическую волю субъекта, реализуя которую он отдает себе отчет в последствиях своего выбора и несет за него ответственность.

Мобилизованное политическое поведение обусловлено зависимостью ее субъекта от целого ряда обстоятельств, начиная от требований традиций и кончая угрозами, например, деревенского старосты. Способ мобилизации политического поведения может быть самым разнообразным, результат же состоит в том, что этот тип поведения демонстрирует не действительные отношения между людьми, а их видимость. Мобилизованное поведение сродни ритуальным действиям. Так, до перестройки в нашей стране регулярно проводились выборы депутатов, но это были «ритуальные выборы», служившие маской тоталитарного режима. Поэтому изучать уровень политической активности и соответственно демократичности, как это было принято у нас, по вовлеченности граждан в различные формы «общественной работы» или численности и составу депутатов методологически неправильно.

Сведя первый и второй типы действий в таблицу, получим четыре типа политических действий. См. рис. 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.