Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В рыночной экономике




Введение

Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные

Содержание стр.

Составил А. Б. Лепешкина

УЧЕБНИК ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ТОМСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

 

 

ЧАСТЬ 1

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………….........................3

Раздел 1. Организация (предприятие), отрасль в условиях рынка ……………………...4

Тема 1.1. Отраслевые особенности организации (предприятия)

в рыночной экономике………………………………………………………………...4

Тема 1.2. Организационно-правовые формы организации (предприятия)………...9

Тема 1.3. Производственная структура организации (предприятия)……………..16

Тема 1.4. Основы логистики организации (предприятия)………………………...20

Раздел 2. Материально-техническая база организации (предприятия) ………………..24

Тема 2.1. Основной капитал и его роль в производстве…………………………...24

Тема 2.2. Оборотный капитал……………………………………………………….34

Тема 2.3. Капитальные вложения и их эффективность……………………………42

Тема 2.4. Аренда, лизинг, нематериальные активы………………………………..48

Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации …………………………………………...49

Тема 3.1. Кадры организации и производительность труда………………………49

Тема 3.2. Формы и системы оплаты труда…………………………………………56

показатели деятельности организации (предприятия) ………………………..59

Тема 4.1. Издержки производства и реализации продукции……………………...59

Тема 4.2. Ценообразование………………………………………………………….65

Тема 4.3. Прибыль и рентабельность………………………………………………72

Тема 4.4. Финансы организации (предприятия)……………………………………77

Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия) …………………...81

Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия)……………...81

Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия) ………..107

Тема 6.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке……………………….107

Темы рефератов ………………………………………………………………………………112

Список литературы ………………………………………………………………………….114

 

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, и оказываются услуги. На предприятии сосредоточено наибольшее количество квалифицированных кадров, здесь решаются вопросы экономического расходования ресурсов, применяются высокопроизводительные техника и технологии. На предприятии добиваются снижения издержек до минимума и стремятся реализовать свою продукцию полностью.

Дисциплина «Экономика организации» очень тесно связано с такими дисциплинами как: экономика отрасли, организация и технология производства, финансовый менеджмент, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его диагностика, финансы предприятия, менеджмент, маркетинг, управление предприятием, управление персоналом и др.

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ, оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов.

С чисто правовой точки зрения предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные черты предприятия:

· производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;

· организационное единство, так как предприятие ­ это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

· экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

К важнейшим задачам действующего предприятия относятся:

- получение дохода владельцем предприятия (владельцами могут быть государство, акционерные общества, частные лица);

- обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с рыночным спросом;

- обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия;

- обеспечение возможности профессионального роста работников;

- создание рабочих мест для населения;

- охрана окружающей среды;

- недопущение сбоев в работе предприятия;

- постоянный контроль качества продукции.

К основным функциям производственного предприятия можно отнести:

- изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;

- продажа и поставка продукции потребителю;

- материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;

- управление и организация труда на предприятии;

- повышение качества продукции;

- снижение издержек и рост объема производства на предприятии;

- уплата налогов;

- соблюдение действующих стандартов, нормативов и государственных законов и др.

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ), ОТРАСЛЬ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

Тема 1.1. Отраслевые особенности организации (предприятия)

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателя приобретается, по средствам государственной регистрации при этом субъектом предпринимательской деятельности может выступать как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Современное предприятие – это сложная организационная структура.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Все вопросы, касающиеся создания предприятия, его производственной деятельности, планирования издержек предприятия, планирования прибыли, а также расчет максимального объема выпуска продукции и другие вопросы, касающиеся специфики предприятия должны быть отражены в документе – «Бизнес-план предприятия».

В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации промышленности (либо организации промышленного предприятия):

— Научная организация производства;

— Научная организация труда;

— Научная организация управления.

Научная организация производства, имеет целью создания оптимально технико-технологической системы на предприятии, это надежность и эффективно функционирующие производственные мощности и технологии.

Задачей научной организации труда является построение здоровых и нормально связей и отношений в коллективе.

Научная организация управления – это система технических и экономических, а также гуманитарных средств обеспечивающих целенаправленное воздействие на материальную и человеческую под системы предприятия.

Субъектами предпринимательства могут быть как частные лица, так и объединения партнеров.

К важнейшим чертам следует отнести:

- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов (более точное определение хозяйствующего субъекта дает ГКРФ).

- экономическая заинтересованность (главная цель это получение максимальной прибыли).

- хозяйственный риск и ответственность.

Экономические условия – это в первую очередь предложение товаров и спрос на них: виды товаров, которые могут быть приобретены покупателями; объемы денежных средств, которые они могут истратить на приобретение этих товаров.

Основные черты предприятия:

· Производственно-техническое единство, предполагающие общность процессов производства, капитала, технологии;

· Организационное единство, так как предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

· Экономическое единство, выражающиеся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

К важнейшим задачам действующего предприятия относятся:

— Получение дохода владельцем предприятия (владельцами могут быть государство, акционерные общества, частные лица);

— Обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с рыночным спросом;

— Обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия;

— Обеспечение возможности профессионального роста работников;

— Создание рабочих мест для населения;

— Охрана окружающей среды;

— Недопущение сбоев в работе предприятия;

— Постоянный контроль качества продукции.

К основным функциям производственного предприятия можно отнести:

- изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;

- продажа и поставка продукции потребителю;

- материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;

- управление и организация труда на предприятии;

- повышение качества продукции;

- снижение издержек и рост объема производства на предприятии;

- соблюдение действующих стандартов, нормативов и государственных законов и др.

Структура предпринимательской деятельности:

1 – находчивость (что-то новое);

2 – изобретательность;

3 – поиск нового;

4 – динамика;

5 – деньги (денежные ресурсы);

6 – мобильность;

7 – власть;

8 – практическая сметка;

9 – риск;

10 – неопределенность;

11 – вдохновение.

Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:

1. экономичность – достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат, которые обеспечивают наиболее выгодные результаты.

2. финансовая устойчивость – предприятие на каждом моменте времени может произвести необходимые платежи.

3. получение прибыли – производство и реализация продукции по количеству и качеству. Должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить максимальную прибыль и рентабельность.

Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии своего существования.

Первая стадия – создание предприятия и его становление. Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

· наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги),

· наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции,

· уровень развития науки и техники соответствующей отрасли производства.

Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего, оформляется основной документ – устав. В нем указывается юридический статус нового предприятия, излагаются задачи, обоснование и принципы его создания, указываются учредители, их адреса и денежный вклад каждого учредителя, устанавливаются сроки и формы деятельности предприятия и многое другое. Основные этапы создания предприятия:

- разработка стратегии,

- поиск и выбор партнеров,

- технико-экономическое обоснование,

- подготовка учредительных документов,

- регистрация.

Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность цехов. Реорганизация как изменение организационной структуры управления – следующая стадия функционирования предприятия.

Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования или в юридических рамках существующего. Реструктуризация – это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель – повышение эффективности производства.

Последняя стадия существования предприятия – ликвидация. Ликвидация – прекращение деятельности предприятия и исключение его из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности, по решению собственника или по решению суда. Банкротство – это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства.

Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования.

Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности принадлежности капитала и контроля за ним, правовому положению и другим признакам.

Типы предприятий:

1. по отраслевому признаку и виду хозяйственной деятельности:

- производственные,

- строительные,

- торговые,

- научно-производственные.

2. по формам собственности:

- государственные,

- муниципальные,

- частные,

- смешанные.

3. по характеру правового режима собственности:

- индивидуальные,

- коллективные (с общей долевой собственностью и с общей совместной собственностью).

4. по мощности производственного потенциала (по размерам предприятия):

- большие,

- средние,

- малые.

5. по преобладающему производственному фактору:

- трудоемкие,

- капиталоемкие,

- материалоемкие.

6. по принадлежности капитала и контроля над ним:

- национальные,

- иностранные,

- смешанные.

7. в зависимости от пределов ответственности:

- с полной ответственностью (товарищества),

- с ограниченной ответственностью.

8. по организационно-правовой форме предпринимательской деятельности:

- полные товарищества,

- товарищества на вере,

- общества с ограниченной ответственностью,

- общества с дополнительной ответственностью,

- акционерное общество,

- производственный кооператив,

- унитарное предприятие.

9. по виду производимой продукции:

- предприятие по производству товаров,

- предприятие по оказанию услуг,

- предприятия, которые занимаются выполнением работ.

Вывод: предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, который выполняет определенные работы или оказывает услуги, а также производит продукцию в целях удовлетворения общественных потребностей и получение максимальной прибыли или выгоды. Предприятие самостоятельно осуществляет, свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью остающейся в его распоряжении, получаемой прибыли после уплаты всех видов налогов и других обязательных платежей.

Источниками имущества предприятия являются:

— денежные имматериальные взносы учредителей предприятия,

— доходы от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг,

— ценные бумаги и доходы от ценных бумаг,

— капитальные вложения и дотации от бюджетов различных уровней,

— безвозмездные или благотворительные взносы,

— пожертвования организаций предприятий и граждан,

— выкуп имущества государственных предприятий, организаций путем аукционов и конкурсов;

— выкуп имущества государственного предприятия путем преобразования его в акционерное общество,

— иные источники, не запрещенные законодательством.

На выходе предприятие выпускает ресурсы в виде:

- готовой продукции в конкретном ассортименте, в количестве, в ценой форме;

- отходы производства, прибыли, издержки производства, платежи разного рода, денежные средства и т.д.

Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание, как экономика предприятия.

Как работает предприятие – убыточно, прибыльно, или в рамках самоокупаемости, в существенной мере зависит от форм и методов преобразования и может быть определено целым рядом как частных так и общих показателей эффективности. Для этого целесообразно построить матрицу, выражающую связь ресурсов на входе с ресурсами на выходе.

V – общий объем валовой или чистой продукции без учета амортизации (руб.);

L – средняя численность работников (чел);

F – средне годовая стоимость основных производственных фондов (руб.);

M – текущие материальные затраты на производство продукции (руб.);

S – себестоимость продукции (руб.);

V/L – объем произведенной продукции на число занятых - производительность живого труда;

L/V – трудоемкость произведенной продукции, который показывает сколько единиц живого труда потребуется для изготовления единицы продукции;

V/L и L/V – показывают эффективность использования живого труда;

V/F – это эффективность использования живого труда;

F/V – фондоемкость;

V/M – эффективность использования материальных затрат - материалоотдача;

M/V – материалоемкость;

V-S – прибыль или убыток предприятия, при равенстве показателей – самоокупаемость.

Организационно-правовые формы организаций (предприятий)

ГКРФ установлен состав организационно-правовых форм предприятий – юридических лиц и определены права граждан – физических лиц.

Граждане в праве заниматься предпринимательской деятельностью без индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве. В организации предпринимательской деятельности особое место принадлежит предприятиям, организованным путем объединения группы предпринимателей.

Хозяйственное товарищество и общество, признаются коммерческими организациями с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Участниками хозяйственных товариществ и обществ могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица (коммерческие предприятия). Объединение лиц основано на личном участии их членов в введении деятельности фирмы. Хозяйственные товарищества являются объединением лиц, хозяйственные общества – это есть объединения капиталов.

Основные различия товариществ и обществ:

- товарищество рассматривается как договорное объединение. Оно действует на основании учредительного договора, а не устава;

- участниками товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации;

- участники товарищества при всех обязательствах несут неограниченную солидарную ответственность по его обязательствам;

- лицо может участвовать в качестве полного товарища только в одном товариществе (ГКРФ статьи 56, 95, 105 и личный комментарий к ГКРФ).

Хозяйственные товарищества бывают двух видов:

полные товарищества,

товарищества на вере.

Полными товариществами признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Характерные черты полного товарищества:

— договор между его участниками;

— представляет собой коммерческую организацию;

— участники несут по его обязательствам ответственность принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере признается товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников – вкладчиков, которые несут риск убытков связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Обществом с ограниченной ответственностью признается определенное одним или несколькими лицами общества уставный капитал, которого разделен на доли определенных учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

ОДО – это разновидность хозяйственных обществ особенностью, которых является то, что при не достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов участники этого общества могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом, причем в солидарном порядке.

Акционерное общество (АО)

АО – это коммерческая организация, уставный капитал которого образуется за счет номинальной стоимости акций приобретенных акционерами и удостоверяющих обязательные права этих акционеров.

Правое положение АО определяют ГКРФ и федеральный закон от 29 декабря 1995 г «Об акционерных обществах» (принят Госдумой 24 ноября 1995 г.).

Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций приобретенной акционерами и определяется минимальный размер имущества общества и гарантирует интересы его кредиторов.

Уставный капитал АО образуется двумя способами:

- способ публичной подписки на акции – образуется ОАО;

- способ распределения акций среди учредителей – образуется ЗАО.

Характерные черты ОАО:

1. ОАО в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и сводную их продажу, то есть размещать свои акции среди не ограниченного круга лиц.

2. Акционеры могут свободно отчуждать свои акции без согласования с другими акционерами данного общества и без ограничения в выборе покупателей.

Характерные черты ЗАО:

1. Акции могут распределяться только среди учредителей или иного за ранее определенного круга лиц.

2. Не в праве проводить открытую подписку на акции.

3. Число участников ЗАО не должно превышать 50 человек.

Производственные кооперативы (артели)

ПК – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Основанный на их личном трудовом или ином участии и объединении его членов на основе имущественных паев и взносов.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности за закрепленное имущество.

В унитарных предприятиях имущество является не делимым, то есть единым и не может быть распродано и распределено на доли, в том числе между работниками предприятия.

Картель

Представляет собой, как правило, объединение предприятий одной отрасли, предполагающей проведение единой рыночной стратегии, которая включает в себя также согласованную ценовую политику.

Концерн

Представляет собой объединение самостоятельных предприятий связанных по системам участия патентных соглашений финансирования тесного производственного сотрудничества.

Холдинг

Представляет собой «держательную» (материнскую) компанию, которая обладает контрольным пакетом акций предприятия, а также контрольным пакетом других предприятий объединенных в единую структуру, которая обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Финансово-промышленные группы (ФПГ)

ФПГ – это совокупность юридических лиц действующих как основное и дочернее общество, либо полностью, либо частично объединившие свои материальные и не материальные активы на основе договора с созданной финансово-промышленной группой в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ.

Тема 1.3. Производственная структура организации (предприятия)

Производство – это создание материальных благ, необходимых для существования и развития общества, содержание производства определяет трудовая деятельность, предполагающая следующие моменты:

- целесообразную работу или сам труд;

- предмет труда, то есть все то, на что направлен труд человека;

- средства (орудие труда) – машины, оборудование, инструменты, с помощью которых человек преобразует предметы труда.

Комплекс производственных подразделений организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, форма взаимосвязи и соотношение между ними представляют собой общую структуру предприятия (фирмы).

Производственные подразделения предприятия – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), взятые в совокупности, составляют производственную структуру.

Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в следующем порядке:

устанавливают число цехов, участков предприятия, их мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;

рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяется их пространственные расположения в генеральном плане предприятия;

планируются все транспортные связи внутри предприятия, необходимые внешние коммуникации;

намечаются кратчайшие маршруты передвижения предметов труда по ходу производственного процесса (процесс создания).

К подразделения обслуживающих работников относятся: жилищно-коммунальные отделы, их службы, фабрики, кухни, детские сады, ясли, санатории, дома отдыха, медсанчасть, спорт клубы, отделы технического обучения, учебные заведения по повышению производственной квалификации, культурного уровня рабочих, специалистов и руководителей.

Основная структурная производственная единица предприятия (кроме предприятий с без цеховой структурой управления) – цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса (стадию производства).

На крупном (среднем) предприятии цехи подразделяются на 4 группы:

- основные,

- вспомогательные,

- рабочие,

- подсобные.

В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции предназначенного для реализации. Основные цеха обычно делятся на две группы:

- заготовительные,

- обрабатывающие.

А также можно выделить на отдельных предприятиях сборочные цехи.

К заготовительным цехам относятся:

- литейные,

- кузнечно-штамповочные,

- кузнечнопрессовые.

Вспомогательные или обслуживающие цеха:

- инструментальные,

- цехи не стандартного оборудования,

- энергетические,

- транспортные.

Побочные цеха:

- утилизации (захоронение) и переработки, используемых отходов.

Подсобные цеха изготавливают тару для упаковки продукции, печатают инструкции по ее использованию.

Существует три типа производственной структуры промышленного предприятия:

o предметный,

o технологический,

o смешанный.

При предметной структуре основные цеха предприятия их участки строятся по признаку изготовления в каждом, из них определенного изделия либо, какой-нибудь из его частей.

Технологическая структура предполагает четкую технологическую обособленность каких либо цехов. Этот тип производственной структуры упрощает руководство цехов.

Смешанная структура характеризуется наличием на одном и том же предприятии основных цехов, организованных по предметному и по технологическому принципу.

Типы организации производства

Под типом организации производства понимают комплексную характеристику особенностей организации и технического уровня промышленного производства. На тип организации оказывают влияние ряд факторов:

- уровень специализации,

- масштабность производства,

- устойчивость, изготовляемой номенклатуры продукции в условиях рыночной экономики.

Единичный тип производства предусматривает штучный выпуск изделий разнообразной и непостоянной номенклатуры ограниченного потребления.

Важнейшие особенности этого типа производства:

- организация рабочих мест по технологической специализации,

- использование универсального оборудования,

- большой удельный вес высоко квалифицированных работников, занятых в производственном процессе,

- сравнительно высокая доля отходов производства

разновидностью единичного производства является индивидуальное производство (изготовление космических объектов).

Серийное производство предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течении продолжительного времени.

Под сериями понимается выпуск ряда конструктивно-одинаковых изделий, запускаемых в производство партиями одновременно или последовательно. примером серийного производства могут служить моторно-строительные заводы.

Основные особенности организации серийного производства:

- специализация рабочих мест для выполнения нескольких закрепленных операций,

- периодичность изготовления изделий сериями, обработка деталей партиями,

- большой удельный вес рабочих средней квалификации,

- автоматизация контроля качества изготовляемой продукции.

Массовое производство характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовление ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах. Массовое производство – это высшая форма специализации производства, позволяющая сосредоточить на предприятиях выпуск одного или нескольких одноименных изделий (часовые заводы, швейные и трикотажные фабрики).

Основные пути совершенствования производственной структуры:

— поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов;

— соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

— обеспечение пропорциональности между всеми цехами предприятия;

— развитие комбинирования производства;

— достижение конструктивно технологической однородности продукции в результате широкой унификации и стандартизации;

— быстрое изменение производственного профиля в условиях рыночной экономики.

В структурном отношении экономика предприятия должна формироваться как экономика отдельных звеньев и цехов.

Генеральный план - это одна из важнейших частей проекта промышленного предприятия содержащая комплексное решение вопросов размещения зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания, а также расположения предприятия.

Выводы:

1. Общая и производственная структура предприятия в условиях формирования рыночных отношений должна претерпевать изменения в соответствии с требованиями рынка и конкуренции.

2. Предприятия продолжают работать, по старому не проявляют, инициативу. Все это приводит к снижению эффективности производства в условиях рыночной экономики, а также в условиях перехода к рынку. (Россия).

Тема 1.4. Основы логистики организации (предприятия)

Термин «логистика» известен с 9 века нашей эры (Византия). Он обозначал бесперебойную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым.

Логистика – это направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Логистика – это междисциплинарное научное направление непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока.

[А] – управление движением продукции производственно-технического назначения.

[Б] – управление товаров движения.

Условное обозначение:

– материальный поток;

– информационный поток.

Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

- на первом участке движется продукция,

- на втором участке изделия народного потребления.

Логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также приобретения распределения и содержания в рабочем состоянии в течении всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Традиционный подход к управлению материальными потоками на микроуровне:

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток состоит из нескольких самостоятельных предприятий традиционное управление каждым из этих предприятий, осуществляется собственником обособленно.

Логистика – это процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю.

Принципы логистики:

Основным конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранение, производство, сбыт и транспортировка, как единый подход (процесс).

Также к принципам логистики относят:

- комплексность,

- научность,

- конкретность,

- конструктивность,

- надежность,

- вариантность.

Комплексность:

— формирование всех видов обеспечения для осуществления движения потоков в конкретных условиях;

— осуществление централизованного контроля выполнения задач стоящих перед логистическими структурами фирм.

Научность:

— усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоками от планирования до анализа, выполнения подробных расчетов всех параметров траектории движения потоков;

— признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.

Конкретность:

— четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями;

— осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов.

Надежность:

— обеспечение безотказности и безопасности движения;

— широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением.

Одна из основных задач логистики – это управление затратами по движению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Задачи логистики:

o конструктивность – диспетчеризация потока, не прерывное отслеживание перемещения и изменение каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

o вариантность – возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса другие воздействия внешней среды, целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервами, планами фирмы.

Логистическая функция – это укрепленная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства:

Логистика и маркетинг

Выделим следующие задачи решаемые на производственном предприятии службы маркетинга: анализ окружающей среды и рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товаров, определение ассортиментной специализации производства, планирование услуг.

Логистика и планирование производства

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих изделий в определенном количестве и определенного качества.

Служба логистики предприятия обеспечивает прохождение сквозного материального потока, то есть организует службу снабжения предприятия.

Логистика и финансы

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии как правило сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельностью службы финансов. Совместное решение этих служб применяются при закупки оборудования, совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также платежными затратами.

Принципиальная схема процедуры бизнес – планирования:

Анализ рынка

¯

Определение политики

¯

Оценка альтернатив

¯

Определение стратегии

¯

Составление бизнес-плана

Вопросы логистики должны включаться в общий бизнес план предприятия.

 

РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.241 сек.