Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плюралистическое государство




Плюралистическая теория государства восходит к либеральной традиции. Государство здесь понимается преимущественно как «третейский судья» или «рефери» в обществе. Такое же понимание всегда господство­вало в англо-американской политологии, чем и объясняется ее склонность больше внимания обращать не на государство и его институты, а на «правительство». Для этой традиции и в самом деле характерна склонность интерпретировать государство как абстракцию, а такие институты, как суд, чиновничество и армию — как независи­мые, самодостаточные структуры, будто бы никак не связанные с государственной машиной. Истоки этой теории государства восходят к XVII в. и работам таких теоретиков общественного договора, как Томас Гоббс и Джон Локк. Более всего этих мыслителей занимал вопрос об основаниях политических обязательств или, другими словами, почему человек должен повиноваться государству и уважать его. Их главная мысль заключалась в том, что государство возникло на основании добровольного соглашения, или общественного договора, между людьми, когда они осознали, что лишь учреждение высшей власти может обезопа­сить их от беспорядка и жестокостей естественного состояния словом, вне государства люди эксплуатируют и порабощают друг друга, с государством воцаряются порядок, цивилизованные отношения и свобода. По словам Локка, «где нет закона, нет и свободы».

Принцип нейтральности государства означает, что оно действует в интересах всех граждан и поэтому стоит на страже общего блага, интересов обще­ства в целом. По Гоббсу, стабильность и поря­док приносит с собой только абсолютное и нео­граниченное государство, обладающее властью, в отношении которой невозможны ни протест ни даже сомнение; иными словами, люди стоят перед жестким выбором — либо абсо­лютизм, либо анархия. Локк предложил более характерное для всего либерализма обоснование ограничен­ного государства. Перед государством, счи­тал Локк, стоит особая цель — стоять на стра­же «естественных», или богоданных, прав личности, таких, как «жизнь, свобода и соб­ственность». Локк при этом проводил четкую грань между ответственностью государства поддержание общественного порядка и за­щита собственности) и ответственностью ча­стных граждан, не выходящей за пределы гражданского общества. Поскольку государ­ство при этом может нарушать естественные права человека с такой же легкостью, с ка­кой оно должно охранять их, граждане со своей стороны должны располагать какими-то средствами защиты против государства, — и эту защиту, по Локку, дают лишь механиз­мы конституционного и представительного правительства.

На основании этих идей получила развитие плюралистическая теория государства. Как концепция общества плюрализм основан на той идее, что в либе­рально-демократических государствах власть распределена широко и равномерно; как концепция государства — что государство нейтрально, поскольку в одно и то же время на него воздействуют самые различные группы интересов и все обще­ственные классы, именно поэтому ему удается сохранить равновесие в отношении тех или иных частных интересов, собственного же интереса, отличного от интере­сов общества, оно не имеет. Такой взгляд основан на двух принципиальных допуще­ниях. Первое — фактически государство стоит под правительством; неизбираемые государственные органы (чиновничество, служба, суд, полиция, вооруженные силы и прочее) действуют вне каких бы то ни было политических пристрастий, строго подчиняясь власти своих политических руководителей; аппарат государства подчи­нен принципам служения обществу и политической подотчетности. Второе — де­мократический процесс при любых условиях сохраняет свой смысл и действен­ность; соперничество партий и деятельность групп интересов в конце концов оборачиваются тем, что каждое правительство вы­нуждено реагировать на общественное мнение; государство же в конечном итоге можно уподобить флюгеру, куда укажет общество, туда и поворачивает государство.

Современные теоретики плюрализма приняли гораздо более критич­ный взгляд на государство, вылившийся в концепцию неоплюрализма. Такие теоретики, как Р. Даль, Ч. Линдблом и Дж. К. Гэлбрейт, пришли к пониманию того, что современные индустри­альные государства и более сложны, и менее чувствительны к давлению со стороны общества, чем полагал классический плюрализм. Эти теоретики призна­ют, что бизнес пользуется столь «привилегированным положением» в отношении правительства, что соперничать с ним не под силу никаким другим группам обще­ства.

Более того, теоретики неоплюрализма утверждают, что государ­ство может иметь и на самом деле имеет свои собственные интересы: государствен­ная элита, состоящая из высшего чиновничества, судей, высокопоставленных чинов полиции и армии, может преследовать либо свои собственные бюрократичес­кие интересы, либо интересы своей «клиентуры».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.