Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социал-демократия и другие идеологические традиции.

Социализм. Элементы социализма. Марксизм. Элементы марксизма

Консерватизм. Элементы консерватизм. Разновидности консерватизм

Либерализм. Элементы либерализма. Разновидности либерализма

Лекция: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Никто из нас не видит мир таким, каким он есть на самом деле. Мы смотрим на него через призму каких-то уже сформировавшихся представлений, предположений и теорий. По­этому наблюдение и понимание неотделимы друг от друга: глядя на мир, мы одновремен­но придаем ему тот или иной смысл. Нечто аналогичное происходит и тогда, когда мы воспринимаем политику, — у разных людей здесь могут быть изначально разные аксио­мы и заранее сложившиеся представления. Корни всего этого скрываются в тех предель­но широких политических традициях, что на­зываются политическими идеологиями. Это мир «измов», где можно встре­тить либерализм, социализм, консерватизм, феминизм, фашизм и так далее; каждый «изм» при этом являет собой какое-то определен­ное интеллектуальное целое, или парадигму, каждый из них дает свою картину полити­ческой действительности — свое мировоззрение. Нечего и говорить, что существует мно­жество воззрений на то, что такое идеология и какую роль она играет в обществе

«Идеология» — одно из тех понятий политологии, вокруг которых шли, идут и, конечно же, будут еще идти многие и долгие споры. Хотя сегодня этот термин употребляется в нейтральном значении — как простое обозначение той или иной социальной философии или мировоззрения, исторически же он имел довольно-таки трудную судьбу, ибо были времена, когда ему придавали сугубо отрицатель­ный смысл. Само слово «идеология» впервые употребил в 1796 г. французский философ Дестют де Траси, он означал некую новую «науку об идеях» (буквально идеялогия), которая должна была бы изучить проис­хождение наших мыслей. Сам философ надеялся, что идеология со временем ста­нет такой же признанной наукой, как зоология или биология. За термином, одна­ко, закрепилось то значение, которое в XIX в. ему придал К. Маркс. Маркс понимал идеологию как нечто равнозначное идеям «правящего класса» — идеям, которые, следовательно, освящают сложившееся классовое деление обще­ства и эксплуатацию низших классов. В своей ранней работе «Немецкая идеоло­гия» (1846) Маркс и Энгельс писали о том, что идеи правящего класса являются в каждую эпоху правящими идеями, то есть класс, выступающий главной материальной силой в обществе, одновременно является его главной умственной силой. Класс, владеющий средствами производства, одновременно контролирует производство идей. Природу идеологии Маркс видел в том, что она представляет собой превратное сознание, имеющее лишь ту цель, чтобы держать в темноте низшие классы и не давать им видеть реальных противоречий, на которых зиждутся все классовые об­щества. Что касается конкретно капитализма, здесь идеология собственнического класса (буржуазная идеология) навязывает пролетариату «ложное сознание» и все­возможные иллюзии, мешающие ему осознать свое эксплуатируемое положение. При этом Маркс отнюдь не полагал, что все политические взгляды имеют заведомо идеологический характер; свое собственное исследование капитализма он считал наукой. По Марксу, между наукой и идеологией все­гда можно провести четкую линию — грань между истиной и ложью. В работах поздней­ших марксистов - Ленина и Грамши - было уже другое понимание вопроса. Они говорили уже не только о «буржуазной», но также о «соци­алистической идеологии» и «пролетарской идеологии».

Либеральная и консервативная традиции по-своему трактовали идеологию. С возник­новением тоталитарных диктатур в период между двумя мировыми войнами такие авто­ры либеральной ориентации, как К. Поппер, Дж. Л. Талмон и Х. Арендт, стали рассматривать идеологию как инструмент социального контроля, обеспечивающий общественное согласие и подчине­ние. Работая в период «холодной войны», эти теоретики трактовали идеологии фа­шизма и коммунизма как два варианта «закрытой» системы мышления — системы, претендующей на монопольное владение истиной и не допускающей никакого ина­комыслия. На этом фоне либерализм с его коренной приверженностью принципам свободы личности, а также консерватизм и демократический социализм, поскольку таковые разделяют те же принципы, понимались не как идеологии, а как «открытые» системы — открытые в том смысле, что они допускают свободу мнений, критику и оппозицию, более того, настаивают на них.

Последовательно консервативное понимание «идеологии» было разработано та­ким мыслителем, как М. Оукшотт, который шел от традиционно консервативного неверия к возможности рационализма полагая, что окружающий мир во всей своей сложности не доступен человеческому пониманию. Как он сам выразился на этот счет, в политике «люди плывут по бездонному и бескрайнему морю». С этой точки зрения идеологии рисуются абстрактными «си­стемами мышления» — набором идей, которые скорее искажают политическую реальность, ибо претендуют на объяснение того, что по сути дела необъяснимо. По этим соображениям консер­ваторы обыкновенно всегда отрицали, что у них есть какая-то идеология, предпочитая вместо этого представлять консерватизм как «умонаст­роение» или «позицию» и делать главную свою ставку на прагматизм,традицию и историю.

Недостатком всех представленных выше подходов является то, что в них идеология предстает в заведомо негативном свете, а это ограничивает область употреб­ления понятия. Получается, что одни политические доктрины можно отнести к идеологиям, а другие нельзя. Так, Маркс настаивал на том, что его идеи носят научный, а не идеологический характер, либералы отрицают принадлежность своей философии к миру идеологий и, наконец, консерваторы спокон веку утверждали, что они придерживаются прагматической, а не идеологической позиции в политике. Более того, каждый из этих подходов «нагружен» ценностями и установками соответствующих политических доктрин.

Требуется нейтральное и всестороннее, применимое ко всем политическим традициям, понимание идеоло­гии, — нужно отказаться от представления, что идеология может быть «хорошей» или «плохой», истинной или ложной, освободительной или порабощающей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства массовой информации и политическая коммуникация | Элементы либерализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.