Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Речевое взаимодействие. 2. Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета

Раздел 1. ТРИ АСПЕКТА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Список литературы

1. Артынюк Г.С., Евменова Т.И., Родионова Э.М. Русский язык и культура речи: практикум. – СПб., 2004

2. Балакай А.Г. Толковый словарь русского речевого этикета. – М., 2004

3. Баскаков М.И. Делопроизводство и корреспонденция в вопросах и ответах: Учебное пособие для студентов экономических вузов и колледжей. – Ростов на Дону: «Феникс», 2003

4. Баскаков М.И. Приказ и деловое письмо (требования к оформлению и образцы документов согласно ГОСТ Р 6.30-2003): Практическое пособие.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004

5. Буре Н.А., Быстрых М.В., Вишнякова С.А. и др. Основы научной речи: учеб. пособие. – СПб., 2003

6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка, - М: Айрис пресс, 2006

7. Делопроизводство. Более 120 документов. Образцы, документы, Организация и технология работы. – М.,: ООО «ТК Велби», 2003

8. Дунев А.И., Дымарский А.Ю., Кожевников А.Ю. и др. Русский язык и культура речи: учебник для вузов. – М., 2003

9. Караулов В.Г. Русский язык и языковая личность. – М., 2003

10. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. – М., 2005

11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- М., Флинта, Наука, 2003

12. Панов М.И. Эффективная коммуникация: история, теория, практика. – М., 2005

13. Рогожин М.Ю. Современное деловое письмо. – М., 2008

14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 2006

15. Русский язык и культура речи. Учебник для вузов. (под ред. В.Д.Черняк) – М.: Высшая школа 2004)

16. Русский язык и культура речи: учеб. пособие (под ред. проф.О.Я.Гойхмана) – М.: Инфра, 2005

17. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. – М., 2006

18. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика.- М., 2007

19. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003

 

п/п Термин Пояснение
  абзац (нем. аbsatz) - 1) отступ в начальной строке текста. 2) Часть текста (сложное синтаксическое целое) представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.
  акустика (от греч. akustikos - слуховой) - в широком смысле – раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких(1012 - 1013 Гц); в узком смысле - учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением закономерностей излучения и распространения упругих волн в различных средах, а также взаимодействия их со средой.
  амплификация (от лат. amplificatio - расширение) - стилистическая фигура: нагнетание в тексте синонимических тропов или повторяющихся однородных конструкций (слов) (""Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал"",М. Ю. Лермонтов)
  анафора (греч. anaphora - букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): ""Город пышный, город бедный..."" (А. С. Пушкин)
  аннотация краткая характеристика документа, его части или совокупности документов с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер.
  антитеза (от греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, положений, образов (""Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!"", Г. Державин)
  антонимы (от анти... и греч. onyma - имя) - слова с противоположным значением. Напр.: ""правда - ложь"", ""бедный - богатый
  артикуляция (в технике связи) - мера качества систем связи, предназначенных для передачи речевой информации; определяется отношением правильно принятых элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) ко всем переданным и выражается в %. Напр., в системах телефонной связи артикуляция достигает 90%.
  гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении (""реки крови""). Ср. Литота.
  градация стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи (""Не жалею, не зову, не плачу..."", Есенин) Ср. Амплификация.
  громкость величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты. При неизменной частоте громкость звука растет с увеличением интенсивности. При одинаковой интенсивности наибольшей громкостью обладают звуки в диапазоне частот 700 - 6000 Гц.
  дедукция (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений(""общее""), а концом - следствия из посылок, теоремы (""частное""). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция – основное средство доказательства
  диалект (от греч. dialektos - говор - наречие) разновидность данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью.
  инверсия от лат. inversio - перестановка) - в лингвистике – изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла.
  индукция (от лат. inductio - наведение) - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечно обозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечно необозримой области фактов
  ирония (от греч. eironeia - притворство) -.1) отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения.2) Стилистическая фигура: выражение насмешки или лукавства посредством иносказания, когда слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его.3) Вид комического, когда смешное скрывается под маской серьезного (в противоположность юмору) и таит в себе чувство превосходства или скептицизма.
  интонация (от лат. intono - громко произношу) - 1) совокупность просодических элементов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. 2)Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха, двустишия и т. д.) и понижение с паузой в его конце; то совпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой интонацией, дает сложный рисунок мелодики стиха.3) Звуковое воплощение музыкальной мысли: мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительный""тон"" музыки. По Б. В. Асафьеву, интонация - носительница музыкального содержания.4) Степень точности воспроизведения высоты звуков при музыкальном исполнении
  койне Термин койн (греч. 'общий [язык]') первоначально применялся лишь к общегреческому языку, который сложился в 4–3 вв. до н.э. и служил единым языком деловой, научной и художественной литературы Греции до 2–3 вв. н.э. В современной социолингвистике койне понимается как такое средство повседневного общения, которое связывает людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах данного языка. В роли койне могут выступать наддиалектные формы языка – своеобразные интердиалекты, объединяющие в себе черты разных территориальных диалектов, – или один из языков, функционирующих в данном ареале.
  лексика (от греч. lexikos - относящийся к слову) - 1) вся совокупность слов, словарный состав языка. 2) Совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика нейтральная, просторечная и др.).
  лингвистика (от лат. lingua - язык) - то же, что языкознание.
  литературный язык форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую
  литота (от греч. litotes - простота) - 1) троп: отрицание признака, несвойственного объекту, т. е. своего рода ""отрицание отрицания"", дающее в итоге формально равнозначное положительному, но фактически ослабленное утверждение (""небесполезный"").2)Троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение (""мужичок с ноготок"").
  метафора перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства
  метонимия (греч. metonymia - букв. - переименование), троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности (""театр рукоплескал""- вместо ""публика рукоплескала"").
  мимика (от греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. В театре - важный элемент актерского искусства.
  морфа (от греч. morphe - форма) - минимальная значимая часть словоформы. Выделяются морфы корневые и аффиксальные. Морфы, принадлежащие к одной морфеме, называются ее алломорфами.
  морфема минимально значимая часть слова, совокупность морфов, имеющих одинаковое значение и ряд др. общих признаков. Морфема может быть представлена одним морфом префикс(вы-) или несколькими (-рук-/-рук- /-руч-).
  мышление высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания -психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
  национальный язык язык нации, сложившийся в процессе ее развития; система нескольких форм существования языка: литературный язык устная(и письменная формы), народно-разговорные разновидности языка и диалекты.
  оксюморон (греч. oxymoron - букв. - остроумно-глупое), стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов (""живой труп"" - Л. Н. Толстой; ""жар холодных чисел"" - А. А. Блок).
  омонимы (от греч. homos - одинаковый и onyma - имя) - разные, но одинаково звучащие и пишущиеся единицы языка (слова, морфемы и др.), напр. ""рысь"" -бег и ""рысь"" - животное
  параллелизм в поэтике - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим, параллелизмом (""В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"" -А. С. Пушкин; см. также Антитеза, Хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме
  паронимы слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению
  парцелляция (в литературе) - экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения (""И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь"" П. Г. Антокольский)
  пауза (лат. pausa - от греч. pausis - прекращение, остановка), 1) в музыке- перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв. 2) Перерыв в течение речи. Различаются паузы смысловая и ритмическая (в стихе).
  полиптих (от поли... и греч. ptyche - складка - дощечка), 1)многостворчатый складень. 2) Несколько картин, связанных единым замыслом.3) То же, что полиптик (в средневековой Европе - опись монастырских владений).
  предложение одна из основных категорий синтаксиса, противопоставленная по формам, значению и функциям слову и словосочетанию. В широком смысле -любое высказывание, являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. В узком, собственно грамматическом смысле - особая синтаксическая конструкция, имеющая в своей основе специальный абстрактный образец, организованная по законам данного языка и предназначенная для того, чтобы быть сообщением
  просторечие неоднородная по составу и размытая в своих границах сфера, в которой взаимодействует нелитературная речь малообразованных людей, лишь частично владеющих нормами русского литературного языка, а также территориальные и социальные диалекты (жаргоны)
  речь один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
  сарказм (греч. sarkasmos - от sarkazo, букв. - рву мясо), язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого: "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву".
  симплока (от греч. symploke - сплетение) - стилистическая фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце (""И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу""). Часто совпадает с параллелизмом.
  словосочетание простейшая непредикативная (см. Предикативность) в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) двух и более слов.
  слог минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство. Открытый слог заканчивается гласным, закрытый согласным звуками
  синекдоха (греч. synekdoche - букв. - соотнесение), вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (""пропала моя головушка"" вместо ""я пропал"").
  синонимы (от греч. synonymos - одноименный) - слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, а также синтаксические и грамматические конструкции, совпадающие по значению. Синонимы бывают полные русские("языкознание" - "языковедение") и частичные (русские"дорога" - "путь").
  сравнение соотношение между двумя целыми числами a и b, означающее, что разность a - b этих чисел делится на заданное целое число m, называемое модулем сравнения; пишется a? b (mod m). Напр., 2? 8(mod 3), т. к. 2 - 8делится на 3.
  стиль общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм) Особенности литературного стиля ярко проявляются в речи художественной.
  тезис (греч. thesis - положение - утверждение),..1) в широком смысле - любое утверждение в споре или изложении некоторой теории; в узком смысле -основополагающие утверждения - принципы...2) В логике - утверждение, требующее доказательства.
  текст (от лат. textus - ткань - соединение),.1) последовательность предложений, слов (в семиотике - знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной знаковой системы и образующая сообщение.2)Словесное произведение; в художественной литературе – законченное произведение либо его фрагмент, составленный из знаков естественного языка (слов) и сложных эстетических знаков (слагаемых поэтического языка, сюжета, композиции и т. д.).3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему.4) В издании - часть текста, выраженная в словесной форме, в отличие от рисунков, чертежей, формул и т. п.5) Типографский шрифт, кегль размер (которого равен 20 пунктам (ок. 7,5 мм).
  тембр Франц. (timbre) -.1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука.2) В музыке – качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах или различными голосами. Тембр зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, какова интенсивность каждого из них и в каких областях звуковых частот образуются их скопления (форманты).
  темп (итал. tempo - от лат. tempus - время),..1) степень быстроты движения, осуществления, интенсивность развития чего-либо...2) В физических упражнениях - определенная частота повторения выполняемых многократных движений (напр., темп шагов при ходьбе).
  тропы (от греч. tropos - поворот - оборот речи),.1) в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному. На соотношении прямого и переносного значений слова строятся три типа тропов: соотношение по сходству метафора (по контрасту оксиморон (по смежности метонимия). В художественных текстах тропы - различные способы словопреобразований (от слова к образу) и соотношений между ними. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности и являются важным элементом художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, эпитет и др.2) Вставки в канонизированный текст или григорианский напев. Расцвет практики тропов приходится на позднее средневековье. Тропы были связаны с народной песенностью и послужили основой литургической драмы.
  фонема (от греч. phonema - звук) - единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются морфемы и тем самым слова. Фонема может быть определена как совокупность различительных признаков. В русской устной речи "дам" и "там"
  фраза (от греч. phrasis - выражение) -..1) отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией.2) Единица речи, выражающая законченную мысль. Может соответствовать предложению (поэтому иногда употребляется в значении "предложение").
  хиазм в изобразительном искусстве изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.
  эллипс (от греч. elleipsis - выпадение - опущение) фигура стилистическая, пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
  эпитет (греч. epitheton - букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения("чистое поле", "парус одинокий").
  эпифора (от греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи строк(фраз). Вид эпифоры - рифма
  язык естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи. Языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка(напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. Язык изменяется во времени (см. Диахрония) может перестать использоваться в сфере общения мертвые (языки) Разновидности языка национальный (язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную роль в жизни общества.2) Любая знаковая система, напр. язык математики, кино, язык жестов. См. также: Искусственные языки, Язык программирования.3) Тоже, что стиль (язык романа, язык газеты).

 

 

Приложение

Извлечение из рабочей программы дисциплины

4.Содержание разделов и тем дисциплины

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.

Три фактора, влияющие на характер речевой ситуации: фактор адресата, фактор цели, обстановка общения (время, место и т.д.). Анализ диалога с целью выявления языковых особенностей речи каждого персонажа: анализ лексики, синтаксических конструкций. Речевая тактика и стратегия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заключение. Вариант1 вариант2 вариант3 вариант4 в с а с с в а с в | Тема 2.2. Основные единицы языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.