Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа воспитания, защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении

Содержание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки учащихся и их семей имеет комплексный характер, поэтому работа ведется как с семьями, характеризующимися не ярко выраженными критериями социальной опасности, так и с семьями, в которых такие критерии имеют ярко выраженный характер. В соответствии с Законом РБ от 31.05.2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дети в таких семьях сначала ставятся на учет в СПЦ и СППС учреждения образования в течение срока, необходимого для оказания социальной или иной помощи семье, но не менее 6-ти месяцев, или до устранения причин и условий, создающих социально опасное положение.

Работа с семьями в этом случае включает следующие компоненты:

I. Профилактико-просветительская деятельность.

Профилактика семейного неблагополучия, со­циального сиротства, жестокого обращения, на­силия в отношении детей, девиантного поведе­ния детей.

Основные направления профилактической работы:

• повышение роли семьи в воспитании де­тей и профилактике девиантного поведе­ния детей (изучение основ взаимоотноше­ний в семье, причин возникновения вну­трисемейных конфликтов, возможностей предупреждения и путей преодоления, основ семейного воспитания на различ­ных этапах возрастного развития ребёнка, семейного права, нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязан­ности детей и родителей);

• создание благоприятной нравственной атмосферы в семье и позитивных внутри­семейных взаимоотношений, морально-психоло-гического климата семьи;

• предупреждение ошибок в семейном вос­питании;

• формирование у ребёнка твёрдых нрав­ственных ориентиров, нравственной по­зиции;

• воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоин­ства;

• недопущение насилия над ребёнком, подавляющего волю либо, наоборот, фор­мирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, не­мощным;

• недопущение приобщения детей к спирт­ным напиткам, курению, азартным играм;

• побуждение ребёнка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Профилактико-просветительская деятельность включает:

ü психолого-педагогическое просвещение ро­дителей (направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей, их ответ­ственности за воспитание детей);

ü правовое просвещение детей (предполагает формирование законопослушного поведения, навыков конструктивного поведения в про­блемных ситуациях, организацию досуговой занятости детей);

ü содействие повышению воспитательной роли учрежде­ний образования в предупреждении социально опасного положения и преодолении девиантно­го поведения детей.

Методы и формы работы: педагогические лектории, родительские конфе­ренции, университеты, клубы; курсы тренингов для родителей по вопросам воспитания детей; ситуационные игры и тренинги для детей по формированию безопасного поведения, по овла­дению социальными навыками; беседы, деловые игры, дискуссии по правовым проблемам; встре­чи с работниками правоохранительных органов, адвокатами, представителями правозащитных организаций; оформление уголков правовых знаний и стенгазет; издание информационных листков и буклетов, другой продукции правово­го содержания.

II. Охранно-защитная деятельность. Включает:

ü изучение положения детей в семье; выявление и устранение причин и фак­торов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни детей с использованием критериев и по­казателей социально опасного положения несо­вершеннолетних;

ü признание детей находящимися в социаль­но опасном положении; разработку и реализацию индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;

ü защиту прав и законных ин­тересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях (орга­ны управлением образования, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и др.), ходатайство о признании детей нуждающимися в государственной защите;

ü социальный патронат несовершеннолетних (уни­версальная форма работы, представляющая со­бой оказание различной помощи ребёнку и се­мье на дому). Осуществляется в отношении снятых с учёта детей, находящихся в социально опасном положении, детей после их возвращения в семьи в случаях принятия комиссией по делам несовершеннолет­них ре­шения о возвращении ребёнка родителям либо принятия судом решения об отказе в лишении родительских прав в отношении родителей (единственного роди­теля);

ü оказание психологической помощи детям, подвергшимся различным видам насилия в условиях семьи или окружающего социума.

Методы и формы работы:

ü проведение «социального расследования» по из­учению семейной ситуации, социального стату­са, положительных ресурсов семьи, определе­ние влияния окружающего социума на семью и её членов;

ü оказание психологической, социально-педагогической, педагогической, социальной, правовой помощи ребенку и семье в ходе социального патроната. Технология социального патроната включа­ет:

• предварительную подготовку встречи, по­становку целей;

• предварительное оповещение о времени визита и его цели;

• посещение (беседа, наблюдение, анализ ситуации и т.д.);

• подведение итогов, при необходимости — составление акта о посещении ребёнка на дому;

ü организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной по­мощи семье, содействие в организации быта и питания детей;

ü восстановление жизненно важных докумен­тов ребёнка;

ü контроль регистрации детей по месту жи­тельства, своевременного получения паспорта, гражданства. Помощь в оформлении пенсий, по­собий;

ü участие в заседаниях комиссий по делам не­совершеннолетних, судебных процессах в роли защитника прав ребёнка.

III. Диагностико-аналитическая деятельность. В этом отношении необходимо осуществлять:

ü сбор достоверной информации о причинах, последствиях нахождения/пребывания ребёнка в социально опасном положении, трудной жиз­ненной ситуации различными специалистами и педагогами;

ü социально-педагогическая и психологическая диагностика. Оценка индивидуальных особенно­стей ребёнка. Конкретизация проблемных состоя­ний/переживаний ребёнка, имеющихся у него проблем;

ü определение мер коррекционно-реабилитационного и воспитательного характера.

Методы и формы работы:

ü поле диагностического исследования для педагога-психолога:

• межличностные и внутриличностные кон­фликты (особенности детско-родительских отношений), особенности развития эмо­ционально-волевой, поведенческой и ког­нитивной сфер личности ребёнка, темпера­мента, характера, развития самосознания, сформированности полоролевой идентич­ности, статусное положение ребёнка в кол­лективе сверстников и т. п. Выявляется личностный/компенсаторный ре­сурс ребёнка как потенциальная возможность для изменений.

Методы исследования: методики диагностики темпе­рамента, характера, самооценки, самосознания; наблюдение за поведением ребёнка, реакция­ми на различные стимулы; выяснение контакт­ности, субъективных особенностей отношения к случившемуся (метод диагностической бесе­ды); изучение артефактов (продуктов трудовой, художественной и симптоматической деятель­ности); беседы с другими специалистами, а также очевидцами слу­чившегося;

ü поле диагностического исследования для соци­ального педагога:

• установление ближайшего социального окружения ребёнка; выявление специфи­ки взаимодействия в данном микросоциу­ме; выяснение социально-педагогического и экономического ресурса семьи; выя­вление особенностей поведения и обу­чения ребёнка в учреждении образо­вания; выяснение основополагающих социально-аксиологических аттитюдов личности ребёнка; выявление социально-педагогических аспектов возникновения социально опасного положения; изучение информации, предоставленной заинтере­сованными и т. п.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирова­ние и конкретизация, аналогия, моделирование, изучение литературы и документов, социально-педагогического опыта, результатов социально-педагогической деятельности, беседа, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, экс­пертный опрос; беседа с ребёнком, со значимыми представите­лями его окружения; наблюдение за его реак­циями в отношении случившегося; анализ соот­ветствующей документации (акты обследования условий жизни и воспитания, характеристики, заключения врачей и т. п.)

Принципы, соблюдаемые при диагностике:

1) методологические:

• объективность в сборе фактов и их интер­претации;

• множественность источников информации и её достоверность;

2) этические:

• конфиденциальность;

• соблюдение этических норм.

IV. Коррекционно-реабилитационная деятельность.

Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей.

Коррекция отклонений в личностном развитии и поведении ребёнка.

Ока­зание психологической помощи ребёнку, другим участникам образовательного процесса.

Разрешение внутри- и межличностных кон­фликтов, создание благоприятной психологичес­кой атмосферы.

Социально-педагогическая и психологическая коррекция и реабилитация семьи и ребенка.

Социально-педагогическая и психологическая коррекция – система специальных (психологических, дефектологических) и общепеда-гогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков в поведении и социально-педагогическом и психологическом развитии детей и подростков.

Социально-педагогическая реабилитация – процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения с окружающим социумом.

Социально-педагогическая и психологическая реабилитация детей включает в себя специаль­ную и общую реабилитацию.

Специальная социально-педагогическая и психологическая реабилитация — конкретная профессиональная деятельность специали­стов и педагогов учреждения образования (со­циальный педагог, педагог-психолог и др.); общая социально-педагогическая и психологичес­кая реабилитация — создание единого социа­лизирующего/воспитательного пространства в рамках деятельности учреждения образова­ния, позволяющее сформировать благоприят­ный социально-психологический климат, имею­щий социализирующее влияние на детей.

Средства реабилитационного воздействия:

• различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая);

• психологическая помощь (психолого-профилактическая и просветительская ра­бота, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия);

• специальная помощь (игро-, сказко-, арт-, библио-, кукло-, танцевально-двигательная терапия, проективное рисование, сочине­ние историй);

• предметы материальной и духовной куль­туры (литература, призведения искусства, средства массовой информации и др.).

Основные виды деятельности, в которых де­ти наиболее полно развиваются и которые со­ставляют основу личностного развития, – игра, учение и труд.

В работе с детьми и родителями учитывают­ся основные факторы, играющие основную роль в возникновении нарушений личностного раз­вития:

• социальные (условия жизни, негативное влияние микросоциальной среды, психосо­циальные травмы, алкоголизм и др.);

• биологические (наследственность, трав­мы и др.).

Методы и формы работы:

индивидуальные:

• консультирование, психотерапевтические техники и методы (нлп, арт-, игро-, сказко-терапия, психоанализ, методики релакса­ции и т. п.), коррекция психических позна­вательных процессов (внимание, память и т. п.) (педагог-психолог);

• беседы с ребёнком и его родителями на морально-нравственную тематику, оцен­ка поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям (взаи­моотношения родителей); социально-педагогическое консультирование по вы­явлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений; методы внушения, убеждения, контроля (социальный педагог);

групповые:

· тренинги общения, уверенности в себе, эмоционального реагирования, ассертивности, восстановления детско-родительских отношений и т.п. (педагог-психолог);

· групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности ребенка в социальном контексте. Обучение правилам самозащиты в экстренных случаях. Проведение социально-педагогических тренингов в зависимости от выявленных проблем (социальный педагог совместно с педагогом-психологом).

· Проведение различных досуговых и обучающих мероприятий (викторины, конкурсы, трудовые десанты и др.).

Таким образом, профилактические программы такого содержания направлены на предупреждение семейного неблагополучия и социального сиротства, социальную реабилитацию детей. находящихся в социально опасном положении, оказание комплексной помощи семье и детям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Комплексная оценка положения детей в семье | Подготовка индивидуальных планов помощи ребенку и семье, межведомственных планов по защите прав и законных интересов несовершеннолетних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.