Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект социологии




01.10.2009

24.09.2009

17.09.2009

 

4. курс з/о: социология (зачет), остальное потом.

Письменная работа.

 

5. курс в/о: социология и социальная психология (оба – зачеты). (а во 2. семестре у 5. курса – третья близкая к ним дисциплина, социология СМИ, препод. - Фомичева)

Письменная работа, и скорее всего – автоматы (сразу по обеим дисциплинам), а если нет – обе сдавать по вопросам.

 

Если пи ответе на вопрос увидишь недоумение в глазах преподавателя, просто скажи, по какому учебнику занимался, а ещё лучше – возьми его с собой.

 

«Чем больше я поставлю автоматов, тем меньше мне придется работать.. но опыт показывает, что автоматы получает процентов 30»

Письменная работа – дома. Лекций через 5 расскажет подробнее.

 

Чтобы анкету заполнить, надо слушать его получше. А учебник – любой.

 

Когда он учился, учебников не было.

60-е гг.: проф. Левадо.

80-е гг.: проф. Грушин (не родственник А. Груши), соц. психология.

После 85 г. 20 лет никто не преподавал социологию и социальную психологию, а потом решили, что надо – «И вот, я здесь».

 

В процессе курса будет называть литературу. Пытливые умы (обычно - 1-2 человека на курсе) заглядывают.

 

Общие вопросы. Для чего нужна наука социология?

 

Большой вопрос, что такое общество. Его от государства трудно отделить (да и до 19 века говорили только «государство»). Не получается строго определить, что такое общество. Говорят о разном.

 

Общества бывают разные – и виртуальные, и фантомные, и реальные.

 

Фантомная группа. Пример: метросексуалы (встретишь его на улице, он не скажет, что он метросексуал; это просто фантом, придуманный кем-то).

 

! считают, что у журналистов нет склонности к научным размышлениям

 

Социология – наука об обществе. Всё в мире социально. Социально = создано людьми.

У всего, что мы видим, есть социальные аспекты.

 

Социология занимается взаимодействиями человека или групп людей с другими группами.

 

Социология и журналистика похожи: один предмет, объект. Если даже журналист пишет не о людях, он представляет себе свою аудиторию, он пишет для людей, чтобы они понимали.

 

Методы сбора информации у журналистов и у социологов похожи: интервью, наблюдения, опросы, анализ документов.

 

Журналисты мало добывают собственной информации, чаще обращаются к Интернету.

 

В социологии существует метод интервью. Есть разные виды.

 

Журналист от социолога отличается тем, что журналист скажет: Да, мы там просто общались», а социолог: «Я использовал метод формализованного интервью с последующим контентанализом». Т.е. у социолога – научные методы.

 

В древности казнили зрелищно. А сегодня в том нет необходимости, да и стало очевидно, что это не помогает.

 

Почему пожилые люди раньше были уважаемы? – Они были хранителями мудрости. Сейчас мудрость передается по-другому, если вообще передается. Придумали письменность.

На всех ведь не напасешься надсмотрщиков – придумали законы, их надо было записывать. И традиции надо было тоже записывать.

 

 

 

Точные науки:

- закономерные

- объективные

- регулируемые

- предсказуемые

 

У нас есть:

- ценности

- воля

- смысл

 

Проблема гуманитарных наук в том, что они изучают человека, которого нельзя изучать, как другие объекты: когда его изучают, человек себя по-другому ведёт (да и вообще очень много факторов на него воздействует, - он не всегда предсказуем).

 

Идеал всех наук – добиться максимальной точности. А гуманитарные науки имеют дело с человеком, с обществом. В одной системе координат мы вполне предсказуемы.

 

2-ой статус – тяготеют к точности, либо к человеку склоняются.

 

Принцип дополнительности: 1 объект можно описать разными способами.

 

Социология VS психология

 

Социология исследует, изучает группы: их поведение, верования, состояния сознания и т.п. (характеристики групп).

 

Социальная психология изучает человека в его ближайшем окружении.

 

Социология мыслит крупными блоками, категориями. Её интересует культура в общем, и она исследует культуру как продукт деятельности всего общества.

 

Социальная психология увлечена не всей культурой, а нормам, ценностями конкретных групп, тем, как эти ценности влияют на человека.

 

Социология рассматривает социальные отношения человека с другим человеком (людьми), которые существуют и вне зависимости от этого человека.

 

Социальная психология рассматривает отношения, которые зависят от человека (восприятие, оценка).

 

Социальная психология старше социологии (около 90 лет).

 

Социология не пользуется экспериментом. Она использует:

- интервью

- наблюдения

- опросы

- анализ документов

 

Социальная психология – метод эксперимента.

 

Социология тяготеет к статистике, «среднему» человеку: с помощью его характеристик оценивает всю группу.

 

Социальная психология имеет цель понять внутренний мир самого человека (того, кого изучаешь).

 

Социальная психология VS психология

 

Социальная психология старше.

 

Социальная психология изучает психологию в группах.

 

Её задачи:

-? развитие отношений в группе

-? вообще общества

- в каких формах общество?

- как многие? потребности и мотивы

- в какой степени они появляются при нахождении в?

 

Социальная психология изучает общие для всех людей механизмы взаимодействия, как люди живут в мире.

 

Психология изучает внутренний мир конкретного человека и делает выводы о людях вообще.

 

В психологии нет динамики развития отношений между людьми.

 

 

 

Социологическое знание имеет свою структуру. Она расплывчата. Существует социология армии, любви, знаний, и т.д.

 

Идеи тоже имеют соц.окраску – они порождены интересами соц.групп.

 

Соц.знание распадается на разные типы мышления.

 

Есть здравый смысл, есть наука, есть? – и всё это входит в? 06:00

 

Часто бывает, что открыв что-то, социолог озабочивается этим и пытается перестроить мир.

 

Типы мышления различаются. Некоторые размышляют, другие собирают и обобщают знания.

 

При всём многообразии подходов, взглядов, типов мышления, можно обнаружить 3 ветви соц.мышления:

1) социальные доктрины

2) социальные обследования

3) социологические исследования

 

10:00

 

Писали трактаты. Рассказывали человечеству, что на самом деле происходит и что с этим делать.

 

? которого считают родоначальником? пришла в голову мысль, что?

 

Что надо просто понять, как мы устроены – и не будет войн.

 

Марксу пришло в голову? 11:40 – и он написал «Капитал».

 

Утопии очень похожи на социальную доктрину.

 

Проблема в том, что пришел один гений и рассказал человечеству, как надо жить. То есть, текст автора…

 

Гадамер – немецкий философ.

13:30

 

Герменевтика (от слова Гермес) – наука о понимании текстов. Первоначально появилась, чтобы разгадывать философские тексты. Потом стала использоваться и для других.

 

* В студенческие годы закладывается всё основное. Потом общество выжимает и людей соки, и нет времени читать (хотя, бывают и исключения).

 

Гений пишет своеобразно, употребляя тропы (метафоры и др.) и толковать некоторые работы очень сложно (особенно если есть символы). Своим гением такие люди открывают совершенно новый мир, отличающийся от повседневности. Открывая дверь в другие миры, он изобретает новый язык, и на нем нам рассказывает.

 

* США не интересуется Россией так же, как Москва Северодвинском и т.п.

Любой, кто начинает размышлять, комментирует…

28:20

 

Карьеры многих философов основаны на анализе текстов оного автора направления.

 

Доктрины отличаются критическим амелиоризмом (мелиоризация = улучшение).

 

Романтизм – необычный текст, необычные герои в необычных обстоятельствах.

 

Манефест коммунистической партии – романтическое произведение. Была романтическая идея «мировой пожар раздуть», она ни к чему хорошему не привела. Наши потомки тоже могут задуматься об изменении мира, но придут к тому же самому.

 

Авторитаризм – социальное явление.

 

Ещё одна глобальная ветвь в структуре соц.знания – соц.обследования.

Их цель – описание какой-то соц.группы (37:20) с целью привлечь внимание к соц.проблемам для их разрешения.

Например, в тюрьмах есть проблемы – их начинают изучать.

 

Джон Ховард провел первое обследование по тюрьмам – он исследовал, наблюдая, замечая и описывая: как живут, что едят, какие настроения, и т.д.

40:55

 

Есть интересная субкультура, кот. наз. ТВ-киллеры. Они собираются вместе (типа карнавала), привозят телевизор (напр. новичка, кот. хочет вступит в группу), читают телевизору приговор, а потом расстреливают или кладут под трактор, или как-то иначе казнят телевизор.

 

Интернет – пространство знаний прежде всего. А для некоторых – пространство жизни, что плохо.

 

* есть один такой человек, кот. живет в Интернет-играх. Никто не знает, какая у него ориентация, да он и сам не знает.

 

46:08

 

Это жанр типа соц.портрета, репортажа.

 

Человек просто приходит, смотрит и пишет. И никто не…

 

Ч. Амброзо «Женщина – преступница и проститутка» (ученый обследовал тюрьмы и публичные дома и написал книгу о женщинах оттуда).

Если бы др. чел. приехал в те же места, он бы увидел и отметил что-то другое или то же самое с другой точки зрения: каждый смотрит своими глазами.

 

Что-то с этим надо было делать – и появилась? 49:42 школа.

 

Редактором газеты был Роберт Пар, кот. в душе был социологом. Он решил эти проблемы исследовать с научной точки зрения, опираясь на серьезную доктрину

 

Журналист скажет просто, что бежит крыса, а чел., вооруженный опред. знанием, может заметить, что крыса здесь – источник болезни или т.п. Разница в том, читал ли человек опред. доктрины (напр. эпидемиологические или социологические).

 

Проблема соц.обследований в том, что нет разумной методологии.

 

Известно, что метод опроса действенен.

 

СМИ бывают инициаторами массовых опросов: интересно, что из себя представляет их аудитория. Часто это почтовые опросы. Стали опрашивать людей об их политических установках (опросы избирателей) – и стали предугадывать результаты выборов. Рассылались миллионы анкет, возвращалось около 25%. Но однажды, в 1936 году, метод не сработал (получилось предсказать наоборот), и метод был признан ненаучным. Умные социологи стали вкладывать в письма конверты – повысилась вероятность ответов.

 

* хороший социолог может так составить анкету, что человек говорит правду.

 

Но чьи мнения мы получаем? – мнения разных людей с разными установками, которые дали себе труд сходить на почту.

 

* 01:00:48 – о том, что на зачете люди говорят не совсем то, что на лекциях, а это плохо.

 

Опросы появились в 20-х гг. Некоторые из них стали называть репрезентативными (их ввел Gallup). Было ясно доказано, что опред. образом опросив опред. количество людей, можно получить? всей их совокупности (совокупности тех, кого изучаешь). Для того, чтобы получить мнение всей страны, достаточно опросить 2000 (у Разина 3000) людей (по полу и возрасту хватит 1200, а мнение по поводу малинового платья имеет не каждый, поэтому надо опрашивать больше).

 

Фирма Volkswagen опросила 25000 людей, т.к. тема была знакома далеко не каждому, и надо было найти среди них десять тысяч тех, кому знакома.

 

Опросить 3000 человек стоит около 70000 евро (1500-50000 евро).

 

Как 2000 могут сказать о том, что делается во всей стране?

Каждый варил борщ, и знает, что там опред. ингредиенты. Допустим, он сварился. Размешали и зачерпнули половником, попробовали. Поймем ли мы вкус этого супа? – Да. Суть в размешивании! Одно и то же повторяется с опред. периодичностью. Выборка должна быть случайной! Поэтому интервьюеру дается задание пойти в город и на опред. расстоянии (3 этажа/дома и т.п.) опрашивать каждого.

 

Если же мы опрашиваем какую-то группу, мы спрашиваем у её представителей, а не у всех случайных.

 

А письма обычно пишутся всей семьей, и не видно, кто их пишет.

 

 

08.10.2009

 

Социальные исследования.

 

Появление подобного рода явлений связано с тем, что математики стали интересоваться социальной жизнью.

 

Отличия соц. обследований от соц. исследований:

 

В обследовании важно:

- информативность

- проблемность для общества.

Цель – улучшить либо жизнь исследуемой группы, либо жизнь общества, с кот. она взаимодействует.

Главное – знание (знание как самодостаточная ценность), важнее всего – достоверность получения информации.

 

Ученые ставят перед собой задачи получить опред. знание.

 

В современной науке допустимы разные языки описания, лишь бы были понятны.

 

Универсализм: явления природы повсюду одинаковы и истинность утверждения зависит от утверждающего.

 

Личность очень часто проглядывает, а в таблице, кот. явл. результатом соц. исследования, не должна (субъективно не всё!).

 

Всеобщность: знание явл. всеобщим достоянием и доступ к нему открыт для всех.

 

Организованный скептицизм: каждый ученый отвечает за действия других; придание гласности оценок коллег.

 

 

Бескорыстие: ученый не должен использовать? в своих целях.

 

Наука – принципиально не здравый смысл (здравый смысл держится на одном факте, а в науке много обобщений).

 

Журналисты порою пишут штампами («муж – козел» - и женщины думают, что все мужья козлы).

 

Мы пользуемся штампами – что, например, в Москве много культурных людей. А задача исследования – выявить, сколько таких людей. Ученый должен определиться с индикатором, кот. можно посчитать (критерии, что есть культурный человек).

 

Придумали критерий: в метро человек дверь за собой придерживает или нет (придерживает – культурный человек). Используется метод наблюдения.

 

Научное знание – это вывод.

 

 

Социология пытается каким-то образом свести хаос этого мира хоть к какому-то порядку.

 

Человек – сложный объект, целая система.

 

* Выбор критериев объективен благодаря тому, что наблюдается не один человек, а группа людей (чтобы исключить субъективность).

 

Общество – объект социологии.

Но что такое общество, разные люди думают по-разному.

 

Один человек или случай не сделают погоды. Могут быть случайности, отклонения от обычных действий человека.

 

Есть много определений, значений слова «общество» (и внутри опред. страны, и благотворительное общество, и высшее общество, и дурное общество, и т.д.).

 

Социологи об обществе (6 конкретных социологов) думают так:

 

1) Общество – это взаимодействие людей, движимых волей, основа всех социальных общностей (Фердинанд Керт)

 

2) Общество – это целостная совокупность смыслов соц. действий, соц. отношений для субъектов действий (см. Вейтер)

 

* социальные действия – действия индивида, направленные на разрешение его жизненных проблем и сознательно ориентированные на ответное поведение людей

 

3) Общество – это чистая форма социального, образующаяся при взаимодействии индивидов в любой сфере.

 

* Что такое чистая форма? Примеры: господство, подчинение, соперничество

 

4) Общество – реальная совокупность взаимодействующих людей, в которой статус (положение) объекта (человека) зависит от его действий в институтах социальной мобильности (Сорокин)

 

5) Общество – системы соц. действия, выявляемые при помощи структурно-функционального подхода

 

6) Общество – объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарностей, изучать которые стоит на основе социальных фактов, выявлять которые следует с помощью эффективных методов.

 

Для всех этих определений характерна речь о взаимодействии.

 

Просто людей изучают биология, физика. А социология изучает их взаимодействие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.