Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие марксизма в ХХ веке

Понятие об общественно-экономических формациях, теории классов и законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Причины появления марксизма. Материалистическое понимание К.Марксом и Ф. Энгельсом истории.

ПЛАН.

Рекомендуемая литература:

1. Арон Ф. Этапы развития социологической мысли /Под ред. П.С. Гуревича. – М., 1993.

2. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 2006.

3. Гидденс Э. Социология: Учебник. Реферированное издание. – Челябинск, 1991.

4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. 4-е изд. – М., 2000.

5. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.

6. Маркс К. Наемный труд и капитал: Полн. собр. соч., т. 6.

7. Маркс К. Капитал. Т. 1 – 3, М.: Издательство политической литературы, 1983 – 1985.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе и Немецкая идеология //Соч. 2-е изд. – Т. 3.

9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд. – М., 2006.

10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

1). Вопрос о роли марксизма в прошлом и настоящем вызывает ожесточенные споры. Одни говорят, что это учение безнадежно устарело и не может объяснить новые процессы. Другие, что оно с самого начала было ошибочным и отражало кризисное состояние общества в тот период. Третьи, что оно подчиняет жизнь людей абстрактным понятиям и рассматривает не эволюционную преемственность общества, а его прерывность, разрушение. Четвертые утверждают, что, несмотря на ограниченность марксизма, многое из него «работает» и сегодня и мы просто не доросли до марксизма.

Марксизм возник в середине ХIХ века в Германии. Это было время бурных потрясений для Европы, в 1871 году во Франции 72 дня существовала Парижская Коммуна – первое в мире государство диктатуры пролетариата. Противоречия внутри и между капиталистическими странами были столь сильны, что, казалось, жизнь и развитие такого строя невозможны. Одни купались в роскоши, другие не имели ничего, кроме своей рабочей силы и продавали ее за гроши. К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) создали принципиально новое учение на основе переработки идеалистической диалектики Гегеля, материализма Фейербаха и учений социалистов-утопистов.

Главным выводом марксизма явилось утверждение, что общество – не порождение духа, оно материально и основа его – материальное производство. Было дано материалистическое понимание истории, воплотившееся в краткой формуле, – бытие определяет сознание.

Марксизм дал характеристику капитализму, как обществу, имеющему два порока: рабочий продает свою силу как товар, а капиталист присваивает прибавочную стоимость, оплачивая лишь часть труда (это, во-первых) и существует необходимость производства продуктов и предметов потребления в форме товаров, что вызывает торгашество, богатство ради богатства (это, во-вторых).

2). Марксизм ввел учение об общественно-экономических формациях, которые сменяют друг друга на протяжении развития истории человечества. Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства, социальной структурой, экономическим базисом, политической надстройкой, духовной жизнью. (Это рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формации). С самого начала не все государства укладывались в предложенную схему, и потому К. Маркс вынужден был сказать об особенностях, и привел так называемый азиатский способ производства. Вскоре особенностей стало больше, чем самих формаций.

Что такое классы? По Марксу это большие группы людей, отличающиеся по отношению к средствам производства. Кто владеет средствами производства, является господствующим, классам, кто их лишен – подчиненным (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и рабочие – примеры антагонистических классов).

Общественное производство, согласно этому учению, состоит из 2 сторон – производительные силы (люди, их трудовые навыки, орудия труда) и производственные отношения (отношения людей в процессе производства). Все вместе это образует способ производства. Но производительные силы имеют свойство развиваться быстрее, чем производственные отношения, между ними возникает конфликт, ведущий к революции и установлению власти нового класса, ранее обездоленного – диктатуры пролетариата. Само слово «диктатура» означает насилие одного класса над другим.

Будущее человечества, согласно марксистскому учению – это социализм и коммунизм, последнее – идеальный общественный строй без государства (органа насилия), без семьи, где царит изобилие и каждый работает по способностям, а получает по потребностям. Возможно ли построить такое идеальное общество, станут ли люди когда-нибудь столь совершенны и, наконец, можно ли придти к такому обществу путем насилия, установления диктатуры и репрессий? Оправдано ли это?

 

3). К началу ХХ века в марксизме выделилось несколько направлений, но можно выделить два основных:

1) ревизионистское, связанное с именем Э. Бернштейна (1850–1932 гг.) и К. Каутского (1851–1938 гг.), выступающее за усиление роли демократии, увеличение числа средних слоев, за эволюционный, мирный путь развития через реформы и «малые дела», за нге6обходимость материальных предпосылок для строительства социализма

2) и революционное, которое представлял В.И. Ленин (1870–1924 гг.).

Он описал высшую стадию капитализма – империализм и показал, что Россия – самое слабое звено в цепи империализма. Вопреки учению марксизма о необходимости создания материальных условий для перехода к коммунизму, Ленин заявил о возможности победы пролетарской революции в стране, лишенной экономических предпосылок. Установление диктатуры пролетариата в России в октябре 1917 г., последующая гражданская война, репрессии, уничтожение собственного народа вылилось в печальный и поучительный для всего мира эксперимент, который привел, по словам Г.В. Плеханова «к древнекитайской империи, к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке».

Постмарксизм развивали в странах Европы такие ученые как
А. Грамши (1891–1937 гг.), критиковавший сталинизм и выступавший за отделение гуманистических принципов марксизма от его утопий (ликвидация частной собственности и рынка); Д. Лукач, К. Корш, и представители Франкфуртской школы (Э. Фромм, Г. Маркузе, Ж.П.Сартр, Р. Миллс), предупреждавшие, что новая революция будет страшна, так как движущими силами в ней станут наркоманы, преступники, люмпены, безработные.

В 60-е годы ХХ века после всплеска нового левого движения произошла трансформация марксизма, его постарались освободить от «левизны» и возглавил это начинание Ю. Хабермас (родился в 1929 г.). Он выделял три типа познавательных интересов: 1) технический (информатика, естественные науки, эмпирическая социология), 2) практический, который можно осуществить с помощью герменевтики – науки о духе и 3) эмансипаторный – стратегия поведения. Ю.Хабермас считал, что синтез герменевтики и эмпирико-аналитического знания даст подлинную критическую социологическую науку.

Социализм можно классифицировать следующим образом: 1. Научный или кабинетный социализм, созданный К. Марксом и Ф.Энгельсом. 2. Утопический социализм, разработанный социалистами-утопистами. 3. Христианский социализм, представителем которого можно назвать С.Н. Булгакова. 4. Действительный социализм – тот, что был построен на самом деле в СССР и имел множество недостатков и пороков. 5. Реальный, социал-реформаторский социализм.

Социал-реформизм включает 70 партий и 17 миллионов человек. Имеет свой центральный орган – Социалистический Интернационал. Именно такой, реальный социализм достигнут в таких странах капитализма, как, например, Швеция. Социал-Демократическая Рабочая Партия Швеции добилась прекрасных результатов, в стране построен капитализм с человеческим лицом: бесплатное образование, 8-часовой рабочий день, большие пенсии, медобслуживание за счет государства, 5-недельный отпуск, более 45 метров квадратных жилплощади на человека, на 1000 жителей в 1992 году приходилось более 400 автомобилей, 590 телефонов и 390 телевизоров.

Есть ли сегодня будущее у марксизма? Его, безусловно, нельзя вычеркнуть из истории. Но это утопичное учение, так как невозможно при социализме ликвидировать рынок, нельзя не учитывать возможности саморазвития капитализма. Конечно, в марксизме много привлекательного – идеи социальной справедливости, солидарности остаются притягательными и в наши дни. Социальная мысль человечества должна опираться на все ценное, созданное на протяжении всей истории, в том числе и на марксизм.

 

ЛЕКЦИЯ 4.

Русская социологическая мысль
(вторая половина ХIХ – начало ХХ века) 1 час.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества | Интегральная социология П.А. Сорокина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.