Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности




Теория развития личности.

Типология личности.

ПЛАН.

1. Понятия «человек», «личность», «индивид» в исторической ретроспективе.

Рекомендуемая литература:

1. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности //Вопросы философии. – 1994. – № 5.

2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник /Под ред. Д.Г. Лошакова. – М., 2002.

3. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. 2-е изд. – Ростов-на –Дону, 2006.

4. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. – М., 1996.

5. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. – 2003. – № 1.

6. Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития //Социально-политические науки. –о 1992. – № 4, 5.

7. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социологические исследования. – 2000. – № 3.

8. Кравченко А.И. и Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.

9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд., - М., 2006.

10. Спасибенко С.Г. Социализация личности //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 5.

11. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

 

 

1). Первый вопрос, который необходимо рассмотреть, что же такое человек, индивид, личность. Мы уже знаем, что общество – это обособившаяся от природы часть мира, где действуют не объективные, а социальные законы. Человек создал эту «вторую природу» и он с ней тесно связан, для него мир – не храм, а мастерская, человек постоянно воздействует на природу.

Что же такое человек? Задумываться – это свойство, присущее лишь человеку, разуму. Постичь сущность человека, выявить главную черту, присущую характеру человека – задача трудная даже для философии. Есть два подхода к данной проблеме: познать человека «извне» и «изнутри».

В древности, в Китае, Индии, Древней Греции человек считался частью космоса, являл собой как бы микрокосмос. В Индии верили в переселение душ и цепочку перерождений, ведь даже Будда прошел через это, пока не обрел нирвану, состояние покоя. Человеку трудно освободиться от предопределения, от своей кармы.

Главным содержанием древнегреческой культуры стал человек, приравненный к богам, человека объявляли мерой всего сущего, и при входе в храм Апполона в Дельфах было написано: «Познай самого себя».

В средние века говорили, что, хотя человек и подобен Богу, но он согрешил, совершил грехопадение и теперь ему нужно присоединиться к божественной благодати, с тем, чтобы обрести бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала миру веру в безграничность творческих возможностей человека, Пико делла Мирандолла в ХУ веке сказал, что человек – подобие Бога и равен Богу.

Эра капитализма принесла с собой новое понятие о человеке, понятие индивидуальности. В ХVII веке Декарт заявил: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Вообще-то впервые слово «индивидуальность» употребил древнеримский государственный деятель и оратор Марк Тулий Цицерон. «Индивид» в переводе – атом. Индивидуальность – то, что отличает одного человека от другого, какие-то яркие, особенные, неповторимые черты характера. Не только люди, но и эпохи имеют свою неповторимость и индивидуальность. В человеке всегда воплощается в единстве типичные и неповторимые черты. Судьба самого Марка Тулия Цицерона была уникальна. Всесторонне образованный человек (он знал грамматику, риторику, право, историю, философию), он появляется на политической арене в 27 лет в качестве адвоката по гражданским и уголовным делам, его выступления направлены против диктатора Суллы и он становится популярным. Затем путешествует по Малой Азии, назначается правителем Сицилии. В 44 г. до нашей эры, после убийства Цезаря, он приветствует единомышленников с избавлением страны от тирана. Цицерон выступает с язвительными речами против Антония. По распоряжению Антония Цицерона обезглавили, а голову прибили в том месте, откуда Цицерон произносил свои пламенные речи.

У каждого человека свой темперамент – индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики. Еще со времен Гиппократа ученые разделили людей на 4 типа: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.

Нервная система характеризуется следующими свойствами – «сила – слабость», «уравновешенность – неуравновешенность», «подвижность – инертность». Различные сочетания этих свойств дают тип нервной системы:

1). Сангвиник (от латинского слова – кровь) – сильный, уравновешенный, подвижный.

2). Флегматик (от слова слизь) – сильный, уравновешенный, инертный.

3). Холерик (от слова красно-желтая желчь) – сильный, неуравновешенный, возбудимый.

4). Меланхолик (от слова черная желчь) – слабый.

Темперамент – врожденное свойство, но в природе чаще встречается сочетание разных темпераментов.

Каковы черты сангвиника? Он общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, склонный к лидерству.

Каков флегматик? Он пассивен, осмотрителен, благоразумен, миролюбив, легко управляем, спокоен, внушает доверие.

Меланхолик – легко расстраивается, тревожен. Пессимист, любит рассуждать, тихий и необщительный.

Холерик – чувствителен, беспокоен, импульсивен, агрессивен, возбудимый, активный и оптимистичный.

Все они по-разному переживают реальное время. У холерика субъективно переживаемое время опережает реальное, он устремлен в будущее, «спешит жить».

У сангвиника тоже имеется дефицит времени, но оно опережает реальное не так сильно, как у холерика.

Меланхолик как бы привязан к реальному времени, у него нет ни опережения, ни отставания.

У флегматика субъективное время отстает от реального, у него всегда избыток времени.

Флегматик и сангвиник относятся к стабильным типам, а меланхолик и холерик – к нестабильным типам нервной деятельности.

2). В рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа. Человек находится в постоянном движении, всегда занимается какой-либо деятельностью. Есть даже версия, по которой Наполеон на острове Святой Елены умер от бездействия, как только закончил свои воспоминания. Деяние – это не просто человеческий поступок, общественно значимая деятельность. Деятельность человека отличается от поведения животных, которые тоже взаимодействуют со средой, но животные приспосабливаются к природе при помощи инстинктов, а человек преобразует природу. Он сам определяет и ставит себе цель, и, если нужно, может ее изменить. Целеполагание присуще только человеку.

Структура деятельности состоит из субъекта – того, кто осуществляет деятельность и объекта – то, на что она бывает направлена. Прежде чем что-то осуществить, необходимо поставить цель (это осознанный образ предвосхищаемого результата). Если цель соответствует реальным возможностям, она достижима. Долгие годы люди мечтали о ковре-самолете, но только в начале ХХ века их мечта сбылась.

Средства, с помощью которых достигается цель, должны ей соответствовать. Благородная цель не может быть достигнута нечестными средствами. Часто говорят, цель оправдывает средства. Конечно, это не так. В связи с этим Гегель приводит пример с поджогом дома соседа, когда в итоге сгорел и дом поджигателя.

Деятельность состоит из действий, а поведение человека складывается из поступков. Так, если продавец вам грубит при обслуживании, то поведение – плохое, но работу свою он выполняет. Конечно, лучше, если он будет вежлив, тогда вы к нему с удовольствием придете еще раз.

Что же движет человеческой деятельностью? Это мотивы или побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Потребности бывают:

- биологические (дыхание, вода, еда, продолжение рода),

- социальные (они порождены обществом),

- идеалистические (нужда в знаниях, развлечениях, музыке, танцах).

Большую роль в формировании мотивов играют интересы, они определяются положением человека в обществе и по направленности бывают экономическими, социальными, политическими, духовными.

О бессознательном как источнике творческой активности писали З.Фрейд (1856–1939 гг.) и К. Юнг (1875–1961 гг.) З. Фрейд считал, что личность формируется на трех уровнях: Ид или Оно (бессознательные импульсы, связанные с родовыми воспоминаниями), Эго или Я и Сверх-Эго или Сверх-Я (нормы общества, воспринятые человеком). Причем, часто происходит конфликт с окружающим миром, особенно, если человек подавляет свое сексуальное либидо и не находит удовлетворения.

 

Здесь изображена структура человеческой личности по З. Фрейду. Подсознание включает в себя биологические потребности, сознанием управляет принцип реальности, рассудок и рациональность, а сверхсознание – это культурные нормы, правила и законы, среда обитания нравственных чувств.

Фрейду принадлежит идея так называемого Эдипова комплекса, когда маленький мальчик любит мать и ревнует ее к отцу до такой степени, что хочет его убить. История царя Эдипа, дошедшая до нас из древности, однако, не совсем такова. Его отец узнал страшное предсказание Дельфийского оракула. Согласно ему мальчик должен был убить отца и женится на собственной матери. Отец велел убить маленького сына. Но слуга пожалел младенца, и тот вырос вдали от дома. Став взрослым, он узнал о своей судьбе. Опечаленный шел Эдип домой, не видя ничего от горя. На дороге показалась коляска и чуть не сбила его с ног. Он вытащил старика, сидевшего в ней и убил. Это был его отец, но не знал этого. Потом Эдип совершил подвиг, разгадал три загадки, и жители города попросили его быть царем. Он стал царем и женился на собственной матери, опять-таки не зная об этом. Как видим, миф об Эдипе отличается от положения Фрейда, поскольку он сделал все это, не зная правды.

По мнению К. Юнга, в каждом человеке есть бессознательное и оно многослойно. Первый слой – личное бессознательное, оно покоится на втором, коллективном бессознательном. Согласно Юнгу многое о духовном мире человека могут поведать мифология, спиритизм, религия, алхимия, астрология. Анализируя эти вопросы, Юнг пришел к выводу, что на уровне подсознания у всех людей есть некий праформ, который выходит на поверхность только в момент медиумического транса, экстаза, галлюцинации, бреда. Все это имеет отношение к множеству потенциальных личностей в одной индивидуальной монаде. У Юнга комплексы – аффективные состояния и каждый из них стремится к формированию собственной маленькой личности (раздвоение личности). Отсюда возникают аналогии «одержимости бесами».

Б. Скиннер и Г. Хоманс считали, что человек реагирует на раздражители и стимулы. Взаимодействуя с другими, он соблюдает свой интерес, если поощряется, становится лояльным, если нет – агрессивным.

Э. Фромм говорил, что социальный тип личности – это форма связи индивида и социума и выделял несколько типов характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

М. Вебер считал, что типология личности зависит от степени его рациональности (целерациональные, ценостно-рациональные, аффективные и традиционные), К. Маркс думал, что главное – формационная и классовая принадлежность, Э. Дюркгейм в связи с этим изучал отклоняющиеся поведения, вплоть до преступлений и даже ввел понятие «аномия» для общества с потерей нравственных ориентиров. Аномия возникает, когда человек перестает следовать общепринятым нормам поведения. Такая ситуация может возникнуть как результат любого резкого изменения социальной структуры. Многие идеи Дюркгейма были сформулированы им на основе исследования проблемы самоубийства. Он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, пол, возраст, время года. Он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции, то есть самоубийство характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или социальным фактом. Согласно Дюркгейму, когда вся сеть социальных отношений хорошо интегрирована, когда существует высшая степень социального сцепления, граждане ощущают себя жизненными частями общества. Тогда они свободны от чувства психосоциальной изоляции, одиночества и робости. Культура такого общества тоже едина, ее ценности разделяются всеми. Такая культура не поощряет самоубийства.

Напротив, общество с низкой степенью сцепления, члены которого слабо связаны между собой, с культурой, которая не пользуется всеобщим признанием, – такое общество является мощным генератором самоубийств. Теория Дюркгейма объясняет, почему среди разведенных больше число самоубийств, чем среди одиноких, среди одиноких больше самоубийств, чем среди женатых. Кроме того, по этой теории бездетные семьи дают более высокий процент самоубийств, чем семьи, имеющие детей. Э. Дюргкейм даже поясняет, почему среди мужчин число самоубийств выше, чем среди женщин.

Еще одним интересным предложением Дюркгейма стало деление личности на ряд типов: «модальные» – активные, идеальные – с пожеланиями на будущее и базизные – отвечающие потребностям сегодняшнего дня.

Вообще же отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением. Социальные нормы бывают писаные и неписаные. Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных – девиантным (отклоняющимся) поведением. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека – отклонение, для другого может быть нормой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение низов – отклонением. Абсолютной нормой является юридический закон. Уличное ограбление – это не отклонение, а преступление, хотя социальные низы могут считать его видом заработка.

Делинквентность – это воровство взяточничество, грабежи, убийства – все то, что нарушает закон и преследуется в уголовном порядке.

Девиантность – это сквернословие, занятие сексом в публичных местах, громкий разговор, то, что противоречит нормам поведения, не нарушая и уголовного права. Иногда за нарушение норм привлекают к уплате штрафа, административному наказанию, но всегда это вызывает неодобрение окружающих. Сюда относят алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Социальные санкции – охранники норм. Это система вознаграждений за выполнение норм, то есть, за конформизм, внешнее согласие с общепринятым. Но необходимо и внутреннее согласие. Выделяют четыре типа санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (премии, грамоты, награды). Неформальные позитивные – дружеская похвала, комплименты, одобрение, аплодисменты, слава, почет. Формальные негативные – наказания, предусмотренные законом. Неформальные негативные санкции – насмешка, замечание, издевка, пренебрежение, кличка, клевета, недоброжелательность.

Санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля. Но, кроме социального, есть внутренний контроль – самоконтроль, проявлением которого является совесть. Он основан на сознании, воле. Если человек не контролирует себя, о нем говорят, что он впал в детство. Импульсивное поведение называют инфантильным. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Так рождаются диктатуры. (Великолепный пример – история России). При развитом самоконтроле велика вероятность проживания граждан на демократических принципах, неразвитый же самоконтроль грозит диктатурой.

Методы социального контроля бывают жесткими, мягкими, прямыми и косвенными. Средства массовой информации – косвенный мягкий контроль, рэкет или политические репрессии – прямой жесткий, уголовный кодекс – прямой мягкий контроль, экономические санкции международного сообщества – косвенный жесткий.

3). Социологию интересует прежде всего типичное. Как же развивается человек, становится полноценной личностью? Что происходит нас этом пути?

Любопытно немного остановиться на дерматоглифике (исследование узоров на руках и пальцах человека), чаще ее называют хиромантией. В книге Моисея записано: «Рука есть зеркало человека, в котором обозначена вся его жизнь», Впервые труд о пальцевых отпечатках выпустил двоюродный брат Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон. Это было в 1892 году. На кончиках пальцев отражается темперамент, характер, способности человека. Обладатели «дуг» на пальцах – неуживчивы, всегда говорят правду-матку, рвутся в лидеры. Обладатели «завитков» недовольны собой, склонны к самокопанию и сомнениям, не терпят неприятностей, но выносливы и иногда поражают окружающих своей оригинальностью. «Петля» – это золотая середина человечества. Они доброжелательны, покладисты, хорошие руководители, идут на компромиссы. Узоры нормальных людей располагаются симметрично, а когда встречаются исключения – надо насторожиться. Так, у маньяка Чикатило на большом пальце левой руки был «завиток», а на правом – «петля». Впрочем, это могла бы быть рука и талантливого человека, который совершил бы много хорошего. Он не смог реализовать себя.

Высшим типом человеческой деятельности является творческая деятельность, деятельность, порождающая нечто качественное новое. Большую роль при этом играют интуиция, фантазия, божественное озарение свыше. Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом, теория относительности Эйнштейна, периодическая система элементов Менделеева, космический корабль Циолковского и т.д. и т.п. – примеры человеческой гениальности и прозорливости.

Как человек познает мир? Как говорил английский философ Бэкон: «Знание – сила». Человек познает мир при помощи 5 органов чувств: вкус, осязание, обоняние, слух, зрение.

Вкусовые качества очень развиты у человека, о качестве пищи сообщают нам рецепторы, находящиеся в средней части языка. Есть люди – гурманы, есть люди – дегустаторы.

Кожные рецепторы у нас тоже очень чувствительны, доказано, что на рок-концертах молодые люди испытывают «мороз по коже» от громкой музыки.

10 миллионов клеток нашего носа различают 4 тысячи запахов, специалисты-профессионалы в парфюмерной промышленности различают 10 тысяч запахов.

Зрение человека не столь совершенно как у орла, у гремучей змеи – тепловое зрение.

Чувственное познание мира осуществляется при помощи ощущений, потом происходит восприятие предметов, затем – представление о них, когда чувственный образ предмета стоит как живой перед мысленным взором.

Но есть и рациональное познание мира при помощи мышления, абстрагирования, выработки различных понятий. Тут существует логическая цепочка – понятие (мысль, отражающая предметы или явления в их общих признаках), – суждение (через связь понятий что-либо утверждается или отрицается) – умозаключение (логический вывод, связывающий два суждения). Все вы, конечно, помните метод дедукции Шерлока Холмса или «серые клеточки» Эркюля Пуаро.

Человечество отдавало предпочтение то разуму (рационалисты), то чувству (эмпирики).

Достоверное знание считают истиной, критерий истины – практика. Научное знание – это всегда стремление к абсолютной истине, которое идет через постижение относительных истин, оно является объективным.

Выдвижение теорий связано с рождением гипотез. Гипотеза – только предположение, догадка. Часто они рождаются во время наблюдений, размышлений, экспериментов. Известно, что химик Кекуле изобрел формулу бензола, увидев обезьян, которых везли в клетке по улице, а Менделеев открыл свою таблицу во сне.

У человека всегда есть потребность в чем-либо (в еде, помощи, опеке). Только неживое не испытывает никаких желаний и потребностей. Потребности – движущая сила человеческой активности. Иерархическую теорию потребностей предложил американский психолог
А. Маслоу, расположив их в определенной последовательности, от низших, биологических до высших, духовных:

1. Физиологические и сексуальные – воспроизводство людей, дыхание, питание, витальные, ответственные за сохранение жизни.

2. Потребности в безопасности – физическая и экономическая безопасность, уверенность в завтрашнем дне, страхование от несчастных случаев, гарантия заработка.

3. Социальные потребности – стремление к дружбе, привязанности, общению.

4. Престижные потребности – стремление выделиться чем-то среди остальных, мотивация к достижению и успеху.

5. Духовные потребности – выражение себя через творческую активность.

Первые два типа – первичны (врожденные), следующие три – вторичны (приобретенные).

 

Духовные

 
 


Престижные

       
   
 
 


Социальные

 
 


Экзистенциальные

 

 

Физиологические

 

 

Если низшие потребности присущи всем людям, то высшие – в неодинаковой мере. Согласно теории А. Маслоу, где начинаются высшие потребности, там начинается личность. Образованные и необразованные испытывают чувство голода, но вторые вряд ли испытывают потребность в творчестве.

Деятельность тесно связана с общением. Существуют три подхода к этому вопросу: 1. деятельность отождествляется с общением, 2.противопоставляется ему, 3. между этими понятиями ставится союз «и».

Общение, в свою очередь, связано с коммуникациями, так как это обмен информацией. При этом есть такой обмен идеями, который обогащает людей, в диалоге рождается новая истина, а есть такой вид общения, как простая передача информации, человек ничего не получает взамен.

Модель коммуникации американского социолога Ласуэлла –

 

 

 

 


Другой точки зрения придерживается Гирамм-Осгуд –

У него схема расположена по кругу и происходит взаимообогащающий обмен информацией, сначала кодирование, передача через интернет, декодирование, затем сообщение идет к получателю, где происходит обратный процесс (декодирование, интернетизация, кодирование), тот, в свою очередь, вновь отправляет послание, уже другое.

 

 


Мир общения чрезвычайно богат: общение между реальными субъектами, общение реального партнера с воображаемым человеком, наконец, просто общение воображаемых партнеров (например, художественных персонажей). Функции общения так же различны: это может быть подчиненное общение, иногда суть общения заключена в нем самом, как общение с любимым человеком, бывает человек общается с другим, чтобы привлечь его к своему опыту или приобщиться самому.

С глубокой древности люди вели себя в соответствии с традициями, не записанными нигде правилами, потом появились моральные, нравственные, религиозные заповеди, наконец, на самой высокой стадии развития возникли законы – правовые акты, по которым все люди должны были жить. Но существовали и существуют люди, не желающие соблюдать законы и порядок в обществе, их поведение является отклоняющимся и преступным. Деградацией человеческой личности занимался мэтр преступного мира, итальянский ученый Ч.Ломбразо, который сделал важный вывод о связи внешних данных человека с его наклонностями к преступлениям. Люди маленького роста часто претенциозны в отношении власти (Наполеон, Ленин), люди-насильники отличаются чувственными губами и другими характерными чертами. Ч. Ломбразо собрал целые галереи портретов преступников – дегенератов. Однако бывают и красивые преступники, имеющие только моральные изъяны в душе (вспомните знаменитый «Портрет Дориана Грея»).

Сегодня преступность развита необычайно, она стала организованной и существует в виде мафии, где собственная иерархия, свои «каналы отмывания денег», коррупция, раздел сфер влияния. На уровне личности это рэкет, проституция, террор; на уровне общества – вооруженные путчи и заговоры, международный терроризм. Причины преступности лежат в жизненных условиях общества. В нашем, больном обществе преступность обострилась в период проведения рыночных реформ, происходит ломка сознания людей, повсюду царит безысходность, органы милиции плохо оснащены.

О деградации личности говорит и увеличение потребления алкоголя, наркотиков. В 1992 году в России продолжительность жизни мужчин была 62 года (на 11 лет меньше, чем в Европе), а женщин – 74 года (на 6 лет меньше).

Итак, главное для человека – самопознание. Это очень трудно. Как писал Вийон: «Я знаю все, но только не себя». С трех – восьми месяцев младенец начинает отделять себя от мира, с 2 лет он начинает смотреться в зеркало, пытаясь понять, кто там. Возникает понятие «Я – сам». Если вы смотрели видеофильм со своим участием, слушали свой голос, записанный на магнитофоне, то обращали внимание на тот факт, что вам кажется, будто это не вы, не ваш голос. Вам трудно взглянуть на себя со стороны. Американский социолог Ч. Кули (1864–1929 гг.) ввел понятие «зеркального – Я», он думал, что личность – сумма психических реакций человека на мнение окружающих его людей. С течением жизни человек меняется, меняется и его внутреннее «Я», для его осознания важно уметь провести самоанализ, самооценку, исповедоваться перед самим собой.

4). Чрезвычайно важен вопрос о включенности человека в жизнь общества, о процессе социализации. Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий социализации личности:

1)до 2 лет – вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует;
2) 2–7 лет – ребенок учится различать вещь и символ вещи;

3) 7–11 лет – мысленное оперирование понятиями и развитие воображения;

4) после 12 лет – происходит формирование абстрактных понятий типа добра и зла.

Есть и другие теории социализации, например, такая:

стадия адаптации (ребенок копирует родителей), индивидуализации (подросток противопоставляет себя родителям),

юношеский возраст от 19 до 25 лет (человек осознает себя как личность),

интеграции (он либо органично вписывается в жизнь общества, либо занимает конформистскую позицию, либо идет преступным путем),

стадия трудовая (связана с активной преобразовательной деятельностью)

и послетрудовая (передача накопленных знаний последующим поколениям).

Типология личности в зависимости от ценностных ориентаций в современной социологии выглядит так:

· традиционалисты ориентированы на законопослушание, долг, порядок, у них мало креатива, самостоятельности;

· идеалисты критически относятся к нормам, стремятся к самореализации;

· фрустрированный тип чувствует выброшенным себя из жизни, у него низкая самооценка;

· реалисты развитое чувство долга сочетают с самодисциплиной;

· гедонистические материалисты хотят получить удовольствие мгновенно, удовлетворяя, прежде всего, потребительские желания.

Шкала ценностей человека – стержень его личности. Прежде всего, это этические, религиозные ценности. Ценностей нет у животных, они отсутствуют у младенцев. Они не наследуются биологически, а приобретаются в ходе социализации. Другая сторона личности – самооценка или представление личности о себе самой (Я – образ или Я – концепция). Самоуважение – это осознание себя в качестве личности, у которой индивидуальная шкала ценностей совпадает с мнением общества.

Духовный мир человека состоит из его взглядов на мир, из отношения его к миру. Сколько людей, столько и мировоззрений. Типы мировоззрений бывают разные, есть научное, религиозное, обыденное мировоззрение. За всю историю человечества люди ставили во главу угла разные идеи: был теоцентризм (вера в Бога), природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм.

На формирование духовной личности человека влияет культура, музыка, живопись, литература, фольклор. Сегодня музыкой даже лечат. Недаром в церквях звучит хор, а в костелах – орган.

Для человека и нации важен вопрос о менталитете – совокупности всех итогов познания, оценка их с точки зрения предшествующей культуры, практической деятельности, национального сознания. Менталитет – духовный мир человека или целого народа. Для любого человека главным является одобрение его деяний другими людьми, если он совершает добро и столь же большую силу имеет осуждение человека его сородичами за плохие и злые поступки.

В связи с этим велика роль личностей в истории человечества. Гении, великие люди – цвет генофонда Земли, их надо беречь и нельзя уничтожать, что, к сожалению, не раз бывало в истории. Сократ был отравлен, Христос – распят, Джордано Бруно, Яна Гуса, Сервета сожгли на костре. Великий химик Лавуазье погиб на эшафоте во время якобинского террора во Франции в период Великой Французской революции. А сколько гениев погибло в ссылках, тюрьмах, от бедности и лишений? Испанская инквизиция привела к умственной и нравственной нищете в этой стране, сталинизм уничтожил самые лучшие умы России, и до сих пор генофонд страны страдает от этого. Гибель самых талантливых и умных людей – ущерб всему человечеству.

Видный американский историк А. Шлезингер писал: «Именно вожди способны повернуть ход исторических событий к лучшему или к худшему. Они повинны в самых тяжких преступлениях и самых безответственных авантюрах, опозоривших человечество. Но они и вдохновили человечество идеями свободы личности, социальной справедливости, религиозной и расовой терпимости».

Число гениев за всю историю человечества было невелико. Питирим Сорокин в «Общедоступном учебнике социологии» приводит следующие цифровые данные: со времен Перикла до 1850–1870 годов жило на Земле около 46 000 000 000 людей, а лиц, получивших известность, гениев – около 1000 000. Значит, каждый, сколько-нибудь крупный человек приходится на 450000 обыкновенных людей.

Несмотря на такую малочисленность, роль этих людей в истории чрезвычайно велика. Им мы обязаны величайшими открытиями в области науки, часто переворачивающими всю нашу жизнь. Пар, электричество, телеграф, телефон – влияние этих изобретений громадно. Великие люди являются главными творцами искусства, они организуют общественные порядки, их услуги человечеству громадны. Они – то здоровое бродило, которое приводит в движение массы рядовых людей и ведет их за собой к лучшему будущему.

 

ЛЕКЦИЯ 12.

СоциологиЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ общественного мнения (1 час)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.