Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства манипулирования общественным мнением




Формирование общественного мнения.

ПЛАН.

1. Понятие «общественное мнение», сущность, субъект, объект.

Рекомендуемая литература:

1. Андрюшенко Е.Г., Дмитриев А.В., Тощенко Т.Т. Опросы и выборы 1995 года //Социологические исследования. – 1996. – № 6.

2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. – М., 1998.

3. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб, 1995.

4. Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. 3-е изд. – Ростов-на-Дону, 2005.

5. Короткова Л.Н. Социология общественного мнения //Серия «Высшее профессиональное образование». – М., 2000.

6. Петросян А.Э. Общественное мнение: ловушки и парадоксы предвыборных опросов. – М., 1996.

7. Силасте Г.Г. Социология общественного мнения и финансово-банковская сфера. – М., 1999.

 

1). Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.

Происхождение этого термина англосаксонское. В 1159 году его впервые употребил в своей речи Джон Солсбери – английский государственный деятель и писатель. На важность этого феномена указывал и в своей работе «Государь» итальянский политик Н. Макиавелли. Постепенно, к концу ХVIII этот термин перешел в другие страны и стал общепринятым.

Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения очень сложен, так он предполагает борьбу индивидуальных мнений.

В чем сущность общественного мнения? Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей. Во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности. В-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки. В - четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности. В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит их нелинейное сложение.

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Например, в условиях переходного периода к демократии и рыночным отношениям, переживаемым нашим обществом, очень важно переориентировать общественное мнение в направлении данного пути развития. Для человечества в целом актуальны экологические проблемы и предотвращения ядерной войны.

2). В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

Этапы формирования общественного мнения:

зарождение индивидуальных мнений,

обмен мнениями,

кристаллизация общей точки зрения из многих мнений

и переход к практическому состоянию.

В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений.

Практически всегда общественное мнение имело своих лидеров. В родовой организации это были умудренные опытом старейшины, позже выдвинулись служители культа – жрецы, потом появились различные партии и силы, стремившиеся воздействовать на общественное мнение. Наконец, образовался слой идеологов, способных сформулировать и обосновывать господство определенного мнения. Элиты стран стремились сделать так, чтобы общественное мнение сложилось в их пользу (часто при этом элита действует при помощи пропаганды, цензуры, методов социальной психологии, чтобы способствовать распространению предубеждений).

Сформированное общественное мнение имеет интегративный характер, это не простая сумма мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, сплав мнений общества.

Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже, если они не истинны.

Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность, либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять стабильность, а иногда даже закрепиться в обычаях, традициях.

Общественное мнение имеет свои сферы распространения регионального и социального характера.

Особой компетентностью, социальной направленностью и значительной распространенностью отличается зрелое общественное мнение. Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура.

Мнение можно классифицировать следующим образом: индивидуальное, групповое и общественное. Общественное мнение имеет корни в социальной среде, часто им манипулируют партии и движения для достижения своих целей. Оно всегда возникает в противоборстве мнений всех слоев общества. Иногда создается подобие общественного мнения. Для того, чтобы этого не произошло, людям нужна объективная информация, они должны быть просвещенными и грамотными.

Каковы функции общественного мнения?

1. Контрольная, которая контролирует институты власти и государства.

2. Консультативная, когда оно дает советы органам власти.

3. Директивная, когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума.

4. Оценочная, то есть общественное мнение дает оценку тому или иному явлению.

Общественное мнение иногда складывается под влиянием эмоций, но лучше, если оно основано на конструктивном, аналитическом исследовании.

Оно может выступать в форме позитивных и негативных суждений.

Социология не может обойтись без вопроса – что думает и чувствует народ, чего он хочет? В нашей стране социологические опросы населения начались сравнительно недавно, но теперь они проводятся регулярно, результаты опросов общественного мнения публикуются и оглашаются в телеэфире.

В России социологические опросы говорят об усилении пессимизма и тревоги, о готовности людей к социальному взрыву, о том, что народ не надеется на скорое улучшение экономического положения в стране и ждет его лет через 10–20.

В России действуют более двух десятков центров изучения общественного мнения, но на виду практически шесть: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике администрации президента, Vox Populi В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа. Именно эти центры охотно выполняют социальные заказы лидеров во время избирательных кампаний. Но, как не удивительно, региональные центры изучения общественного мнения, дают более объективную оценку ситуации, находясь, казалось бы, в стороне от основных политических игр. При проведении опросов часто применяют некорректные методы, вплоть до обмана и подтасовки данных. Ответы по телефону так же не выражают реального положения дел. Мнения москвичей тоже отличаются от мнения в провинции, ведь в Москве вращается более 70 % финансового капитала страны. Слабый пункт опросов общественного мнения состоит в том, что порой исключаются нежелательные группы населения (пенсионеры, жители деревень, рабочие). Американская методика, суть которой в подсчете часов, затраченных на телевизионные выступления кандидатов, в России себя не оправдывает. Люди реагируют на рекламу отрицательно.

В развитых странах людей беспокоят иные проблемы – сохранения жизни на Земле, демократизация всех государств. По результатам опроса общественного мнения институтом Д. Гэллапа в США каждый 8 из 10 опрошенных положительно ответил на эти вопросы.

Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности, составление опросника. Институт Д. Гэллапа еще в 40 годы на основании опыта прогнозирования хода избирательных кампаний разработал пятимерный план, имевший целью совершенствование методики изучения общественного мнения.

Выяснилось, что самое важное – выбор и формулировка вопросов. Выявленные недостатки состояли в следующем:

- вопросы задавались людям, не имеющим понятия о предмете обсуждения;

- не делалось различия между теми, кто отвечал сразу, не задумываясь и теми, кто взвешивал ответ;

- вопросы формулировались так, что могли иметь различный смысл для разных групп людей;

- на некоторые вопросы нельзя было дать однозначного ответа;

- игнорировался факт, почему опрашиваемый придерживается именно этого мнения.

По плану Д. Гэллапа предусматривалось исследование пяти различных аспектов общественного мнения:

1. Знания опрашиваемого о предмете.

2. Его общие взгляды.

3. Причины, почему он придерживается этих взглядов.

4. Его специфические взгляды по специфическим аспектам проблемы.

5. Интенсивность выраженного мнения.

В пятимерном плане используется 5 категорий вопросов: фильтрующие, открытые, причинные, специфические, выявляющие интенсивность мнений.

Пятимерный план можно назвать эталоном опроса общественного мнения. Но сейчас в развитых странах существует великое множество видов опросов: открытые региональные и общенациональные опросы; закрытые конфиденциальные опросы по заданию клиентов, фирм, ассоциаций, союзов, других организаций; экспериментальные опросы институтов, осуществляемые в прикладных и академических целях.

В США на регулярной основе в этой области работает институт Д. Гэллапа, фирма Л. Харриса, Д. Янкеловича. Американский институт общественного мнения и подобные ему организации составляют лишь 5 % учреждений, проводящих опросы общественного мнения. 95 % – падает на фирмы, работающие по заказу частных лиц, деятельность которых носит закрытый характер. Такие опросы помогают кандидатам в выработке стратегической и тактической линии. Именно во время проведения предвыборной борьбы часто манипулируют результатами открытых и закрытых опросов общественного мнения, поэтому практические аспекты изучения общественного мнения, имеют, безусловно, огромное значение.

3). Факты манипуляции этим феноменом позволяют некоторым ученым утверждать, что общественного мнения не существует. Яркий пример воздействия на общественное мнение – так называемый эффект 25 кадра, когда на уровне давления на подсознание оказывается определенное воздействие на людей, внушается та или иная мысль. Впервые этот метод был применен в кинотеатре и 25-м кадром показали попкорн. В перерыве все – кто любит и не любит, купили его. Теперь данный способ применяют при изучении иностранных языков (метод «Интел»), особенно для дипломатических работников, в других сферах применение его запрещено.

У нас в России, в других странах мира манипуляция общественным мнением происходит при помощи средств массовой информации, часто во время предвыборных кампаний (по выражению В. Шендоровича мы, «радостно попискивая идем к урнам и голосуем» за нужного кандидата.

В работе французского ученого П. Бурдье «Социология политики» проблемы манипуляции общественным мнением рассмотрены подробно. Он описывает мнения сформированные, мобилизованные и группы давления, работающие на защиту интересов определенных слоев – это. одна сторона проблемы. Другая – это предрасположенность электората отдать голоса за какого-либо субъекта, нужен только внешний толчок. Он считает, что общественное мнение в том значении, которое ему придается теми, кто занимается опросами, не существует.

Но манипуляция общественным мнением имеет свои границы (противоречия между классами, социальными слоями, политической элитой). В противоборстве этих мнений рождается национальное мнение. Ведь не всегда глас народа – глас Божий, народу говорят полуправду, а иногда и искаженные сведенья, подменяют главные интересы искусственно навязанными, Задача умелого политика уловить глубинные процессы, зарождающиеся в обществе и выразить подлинные чаяния народа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.