Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет социологии, ее основные категории и законы




 

Слово “социология” происходит от латинского societas, то есть общество, и греческого logoz, то есть слово, учение. Поэтому буквально социология означает учение об обществе.

Таким образом, можно выделить объект социологии. Объектом изучения социологии является общество. Но выделение объекта изучения недостаточно для определения социологии как науки. Дело в том, что один и тот же объект может изучаться многими науками. Например, человек есть объект изучения философии, логики, физиологии, анатомии и т.д. И каждая из этих наук выделяет в человеке свою сторону, или свой предмет. Так и общество изучается различными науками: историей, этнологией, политологией, психологией, культурологией и т.д. Необходимо выделить в обществе ту сторону, или предмет, который изучается именно социологией.

Что же является предметом социологии? Или по-другому, какую сторону в обществе выделяет для изучения именно социология?

На этот вопрос можно ответить так: предметом социологии является социальная жизнь как особая реальность.

Эта социальная жизнь общества есть нечто отличное от экономической или духовной жизни общества, от его культурной или политической жизни. И в то же время социальная жизнь как бы охватывает экономическую, духовную, политическую и культурную жизнь.

Теперь нужно дать определение социальной жизни, или социального вообще.

Социальная жизнь – это, во-первых, отношения между устойчивыми общностями людей; во-вторых, это такие отношения между индивидами, в которых эти индивиды представляют устойчивые общностей людей.

Разъясним это определение. Что это такое – более или менее устойчивые общности людей, или по-другому, социальные общности? Ясно, что сюда не войдут случайные скопления людей (например, собравшиеся на автобусной остановке люди или скопление людей на морском пляже), хотя они тоже являются некоторыми общностями.

Под устойчивой общностью людей, или социальной общностью, понимается совокупность людей, объединенных общим интересом и находящихся во взаимодействии друг с другом.

Можно выделить семь основных типов социальных общностей.

Это, во-первых, социально-групповые общности, то есть классы, социальные группы и слои: рабочие, крестьяне, предприниматели, чиновники, безработные, бомжи. Раньше в России были нэпманы, крестьяне-середняки, беднота, в феодальном обществе – дворяне, духовенство, крестьяне, в античном обществе – плебеи, патриции, рабы, свободные крестьяне; и т.д.

Во-вторых, социально-демографические, или половозрастные, общности: мужчины, женщины, дети, молодежь, пожилые.

В-третьих, социально-территориальные общности: городское и сельское население, жители Крайнего Севера, жители крупных городов (мегаполисов).

В-четвертых, социально-этнические общности: нации, народности, этнические группы, племена, родовые кланы. Например, в Чечне или в Таджикистане до сих пор важнейшим является деление на родовые кланы, между которыми идет борьба за влияние и власть.

В-пятых, социально-профессиональные общности: трудовые коллективы, профессиональные группы (врачи, военные, учителя, инженеры, рабочие).

В-шестых, религиозные объединения и общины: католики, протестанты, православные, буддийские общины и др.

В-седьмых, межличностные общности, такие как семья, объединения по интересам, по способу проведения свободного времени, по совместному занятию спортом, развлечениям, различные компании, например молодежные дворовые компании, воровские группировки и т.д.

Социология, таким образом, изучает отношения между всеми этими общностями – пролетариями и предпринимателями, между различными нациями и религиозными общинами, между городским и сельским населением и т.д.

Важно, что эти отношения можно описывать научно и объективно, независимо от сознания каждого отдельного индивида.

Кроме того, социология изучает отношения не только между общностями людей, но и между отдельными индивидами, представляющими эти общности.

Этот второй момент крайне важен для социологии. Ведь непосредственно одна общность и другая общность редко соприкасаются и вступают в конкретное взаимодействие. Не может все городское население страны вдруг встретиться со всем сельским населением на какой-нибудь площади и выяснять отношения. Непосредственно в отношения вступают конкретные индивиды, и вот в отношениях между индивидами социология выделяет те стороны, через которые представлены те или иные общности.

Поясним это на примере. Допустим, некто Петров пригласил некую Иванову вместе провести вечер, например, сходить в театр. Что тут конкретно происходит?

Петров ждет Иванову около четвертой колонны на ступенях театра. Допустим, что Иванова прибегает, запыхавшись, вовремя. Они идут в театр, Петров достает билеты, пропуская Иванову вперед, контролер отрывает корешки от билетов. Петров помогает Ивановой скинуть шубу в гардеробной, они усаживаются в партере и смотрят спектакль. В антракте Петров угощает в буфете Иванову напитками и бутербродами. После спектакля Петров помогает Ивановой одеться, ловит такси, провожает Иванову до подъезда, между прочим думает о том, напроситься на чашку чая или нет, и наконец они расстаются.

Обратим внимание на то, что во всех этих действиях Петрова и Ивановой очень мало индивидуального. Действуют индивиды, но в их действиях представлены определенные общности людей. Петров представляет именно мужчину, то есть делает то, что должен делать мужчина вообще – покупает билеты, приходит раньше на свидание, пропускает вперед девушку при контроле, угощает ее в антракте, провожает домой и т.д.

Индивидуальное проявляется в другом – в манере себя вести. Петров, может быть, оказался не очень воспитан и несколько неуклюже пропустил Иванову вперед. Оказался скуповат и в антракте угостил лимонадом вместо шампанского, надумал напроситься на чашку чая после седьмого свидания, а не после второго. Таким образом, есть различие в нюансах. Главное в его поведении определяется не тем, что он именно Петров, но тем, что он мужчина, то есть представитель данной демографической группы. И поэтому обязательно – пропускает вперед, угощает в антракте и т.д.

Вот именно это важно социологу – ритуал поведения мужчины и женщины на свидании в начале XXI века в России. И этот ритуал можно изучать научно и объективно на примере взаимоотношений двух индивидов – Петрова и Ивановой.

И еще социолога может заинтересовать, чем этот ритуал отличается от поведения мужчины и женщины на свидании, скажем, в средневековом французском обществе XVI века.

Или, например, в поведении Онегина и Ленского на дуэли социолога интересовали бы не их индивидуальные черты – то, что Онегин выспался и стрелял метко, а Ленский писал всю ночь стихи, поэтому погиб, но то, что в этом поведении представляло поведение русских дворян вообще XIX столетия.

Итак, социолога интересуют отношения между индивидами, однако в этих отношениях он выделяет то, что от самих индивидов не зависит, но отражает взаимоотношения соответствующих общностей.

Теперь о категориях социологии. Как уже было сказано, социология изучает социальную жизнь общества. Поэтому исходной и самой широкой категорией в социологии является категория “социальное”, которая определяется как отношения между устойчивыми общностями людей.

Далее идет категория “социальная общность”, которую можно определить как совокупность людей, объединенных общим интересом и находящихся во взаимодействии друг с другом. Например, профессиональная группа, скажем, все врачи данного общества. Они объединены определенными общими интересами, выполняют определенную общественную роль или функцию, у них примерно единый образ жизни, формируются общие навыки поведения, мышления, традиции и т.д. То же самое можно сказать о других группах.

Категория “социальная общность” включает в себя также такие понятия, как народ, класс, социальный слой, семья и т.д.

Другие категории: “социальная система”, “социальная структура”, “социальный институт”, “социальная организация”, “социальное поведение”, “социальное действие” − мы будем рассматривать позднее и особо.

Социальное действие связано с понятиями социальная цель, социальный интерес, социальная ценность, социальная норма и др.

Также выделяются такие категории, как социальная свобода, социальная справедливость, социальное равенство.

Мы везде прибавляем слово “социальный”, потому что, например, просто “свобода” будет уже категорией философии, а не социологии, а в таком понятии, как “политическая свобода”, речь идет уже о политологии.

Можно говорить также о социальных законах, которые регулируют поведение и отношения социальных общностей. Это, например, закон социальной интеграции и дифференциации, то есть развития сходства или, наоборот, различия в жизни тех или иных общностей. Этот закон выражается в тенденции к сближению образа жизни людей из разных классов и слоев в современном европейском обществе. Например, современный бизнесмен, зарабатывающий десятки тысяч долларов в год, и продавец в магазине с окладом 15 тысяч долларов в год в свободное от работы время одеваются в одинаковые джинсы и пиджаки, смотрят одинаковые фильмы по видео, читают одинаковые книжки, в уличной толпе их можно не отличить друг от друга. В то же время увеличивается профессиональная дифференциация: так, инженеру по компьютерам все сложнее найти общий язык с инженером, который занимается электроникой вообще.

Можно говорить о законе социальной мобильности, который проявляется в возрастании скорости изменений в образе жизни и интересах миллионов людей. Современный американец в течение 30 лет может сменить десяток профессий, несколько раз разбогатеть и разориться. Человек, родившийся в семье слесаря, к концу профессиональной жизни может стать управляющим крупной компании, сменив при этом восхождении несколько раз все ближайшее окружение – семью, жилой квартал, друзей, деловых партнеров и партнеров по игре в гольф.

Можно говорить о законе урбанизации современного общества, согласно которому общество из подавляющего сельского в начале ХХ века становится подавляющим городским в начале XXI века.

У законов, которые изучает социология, есть две особенности. Первая состоит в том, что законы проявляются лишь как тенденции, то есть в общем и в целом; они имеют вероятностную природу и этим отличаются от многих природных законов, которые точны и однозначны. Например, можно на сотни лет вперед рассчитать время наступления солнечных затмений и определить, что вот такого-то числа в таком-то году в такой-то час, минуту и секунду начнется солнечное затмение.

Но нельзя определить точно, что в таком-то году, в такие-то день, час и минуту начнется социальная реформа или революция. Хотя в некоторых случаях можно рассчитать приблизительно, когда начнется определенное социальное явление. Например, можно было предсказать уже в 80-м году, что реформы в Советском Союзе начнутся в 84-86 годах, на основании того, что средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС был равен тогда 79 годам. Было очевидно, что в ближайшие несколько лет в Политбюро должны появиться более молодые члены, скажем, лет 50. Эти люди как личности сформировались в 60-х годах, то есть в хрущевское время, поэтому они начнут перемены в общественной системе, и в результате в стране начнутся реформы. Итак, социальные законы всегда выступают как тенденции.

Второй особенностью этих законов является то, что они всегда конкретно-исторические, то есть привязаны к определенной культуре и определенной исторической эпохе. Например, закон социальной мобильности характерен для евро-американской культуры, но в других регионах планеты он может не реализоваться. Деревенские общины в Индии существуют в неизменном виде столетия: есть семья кузнецов, и все сыновья обязательно становятся кузнецами, и внуки в этой семье будут кузнецами и т.д. То есть в разных обществах действуют разные социологические законы. Историческая конкретность этих законов заключается также в том, что они могут быть различными в одном и том же обществе, но в разные исторические этапы. Например, жизнь России в условиях самодержавия развивалась по одним социальным законам, а в условиях советского времени – по другим. А в XXI веке российская действительность будет определяться другими социальными законами-тенденциями.

Таким образом, не существует универсальных и вечных социальных законов для всех народов и времен, они всегда связаны с определенной исторической эпохой и с определенным обществом. Это и означает их конкретно-исторический характер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.