Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли. Ролевое напряжение и ролевой конфликт. Контроль и отклонение




Понятие социального статуса мы уже употребляли в лекции по социальной структуре общества. Теперь это и другие понятия мы определим более точно.

Можно различать понятия социальная позиция и социальный статус. Социальная позиция означает то место, которое индивид занимает в социальном пространстве. Это место характеризуется набором номинальных и ранговых параметров. Например, Иванов – по национальности русский, по полу мужчина, по месту жительства – сельский житель, у него определенное вероисповедание, политическая ориентация; по ранговым показателям он имеет, скажем, среднее образование, приличный доход, небольшую власть, достаточно молод, интеллигентен, занимает должность среднего уровня и т.д. Все эти показатели определяют его место в социальном пространстве и отличают его от других индивидов. Это место в социальном пространстве и есть его социальная позиция.

Но вся совокупность данных показателей предопределяет круг его обязанностей и прав. Эти права и обязанности являются социальным статусом индивида.

Иногда в литературе статус и позиция понимаются как синонимы или не очень различаются. Но ясно, что позиция определяет статус. Например, статус женщины, то есть ее права и обязанности, в обществе несколько иной, чем статус мужчины; солдат по своему социальному статусу отличается от гражданского лица – потому что у них различные социальные позиции.

Статусы можно разделять на предписанные и достигаемые. Предписанные статусы связаны с номинальными параметрами. Быть мужчиной – предписанный статус, а быть мужем – достигаемый статус. Быть негром – предписанный статус, а полицейским – достигаемый статус.

В примитивных обществах доминирующую роль играют предписанные статусы. И многие должности тоже являются предписанными. Мужчина с детства готовится стать охотником, рыболовом или воином. Он, можно сказать, обречен стать ими. В современных обществах существует большая свобода в достижении той или иной позиции и соответственно определенного статуса.

Можно привести следующий пример. В примитивном обществе старость уважаема и почитаема в силу традиции, обычая и того, что старый человек аккумулирует в себе опыт всех прошлых поколений, этот опыт остается необходимым и для взрослого поколения. Дело в том, что примитивное общество меняется очень медленно, поэтому прошлый опыт остается актуальным. Современное же общество меняется в течение одного-двух поколений, меняются ценности и знания, поэтому прошлые ценности и знания быстро устаревают. Поэтому старые люди уже не рассматриваются как источник мудрого руководства. Старость теперь означает в большинстве случаев уход от дел, и основной функцией пожилых людей становится только поддержание собственного существования. Но сознание более консервативно, и старый человек считает себя призванным к выполнению прежних функций мудрого руководства молодого поколения. Возникает противоречие между претензией старого человека на руководство в семье и объективным отсутствием нужды в его опыте и знаниях. Например, в нашем обществе человек, которому сейчас 75 лет, как личность сформировался в возрасте 30 лет, то есть в послевоенные годы, когда большинство жило в бараках и коммуналках с общими кухнями и туалетами, с выяснением отношений по праздникам в нетрезвом виде и с представлением о счастье, когда буханка хлеба лежит на столе. Труд был непосильным, работников постоянно заставляли брать повышенные обязательства, зарплата отбиралась в виде займов, за всех думала партия и правительство. К человеку относились прежде всего как к трудовому винтику. Эта жизнь сформировала определенный тип личности, и теперь это поколение пытается учить тому, чему их научила вся их прошлая жизнь, новое поколение, которое пользуется ноутбуками и сотовыми телефонами, меняет автомобили, ездит за границу, употребляет вместо привычного слова рубли непонятные баксы и т.д.

Поэтому переход к статусу пожилого человека в современном российском обществе становится очень болезненным и сложным. И возможно, если образ жизни будет продолжать стремительно меняться, аналогичный переход будет еще болезненнее для тех, кому сейчас 30-40 лет.

Понятие социальной роли. Социальная роль – это поведение, которое ожидается социальной группой или обществом в соответствии с социальной позицией и статусом индивида. От социальной роли необходимо отличать социальное поведение. Социальное поведение – это фактическое поведение того, кто призван выполнять определенную социальную роль. Роль и фактическое поведение могут расходиться, это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора и доценты могут служить примером в выполнении своих функций.

Это различие между социальной ролью и социальным поведением может быть объяснено через понятия ролевое напряжение и ролевый конфликт.

Ролевое напряжение – это трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Причиной ролевого напряжения могут быть либо неадекватная ролевая подготовка либо ролевой конфликт.

Рассмотрим сначала первую причину. В примитивном обществе социализация индивида строилась на непрерывном ролевом обучении. Мальчик из охотничьего племени с рождения имеет дело с игрушечными луком и стрелами, через некоторое время он уже пользуется настоящими луком и стрелами, тренируется в стрельбе по животным и птицам, убитым на охоте, затем взрослые его берут на первую охоту. Потом он отправляется на охоту самостоятельно и доказывает, что стал настоящим мужчиной и может жениться, когда приносит первую добычу. Здесь важно то, что жизнь взрослых членов племени – трудовая, семейная, социальная − вся проходит на виду у детей, которые постепенно осваивают одну роль за другой. В таком обществе ролевое напряжение если и возможно, то не является существенным. Оно может быть легко устранено. А если умелого охотника из мальчика так и не получается, ему поручают другие функции: он становится шаманом, заклинателем дождя и т.п.

В современном обществе ролевое обучение перестает быть непрерывным. Оно является необходимо прерывным.

Большинство взрослых людей выполняют свою основную работу вне дома, поэтому дети не могут наблюдать за ними. Например, отец работает на фабрике или в офисе и приходит домой в конце дня. И даже жена не всегда имеет представление о работе мужа.

Взрослые мало занимаются и домашними делами, перепоручая это прислуге или заказывая пиццу из ближайшего ресторана. Важно то, что игровая деятельность детей теперь слабо связана с задачами взрослых. И выпускник школы слабо представляет свою будущую взрослую деятельность. Скорее всего, он поступает в вуз, чтобы снова заниматься тем, что он уже более или менее умеет, то есть учиться.

Отсюда возникает ролевое напряжение как следствие слабой подготовки к исполнению роли взрослого человека.

Или оказывается, что индивид совершенно неподготовлен к исполнению роли в качестве пожилого человека, когда он внезапно выходит на пенсию и получает много свободного времени, потому что предыдущая жизнь совершенно не подготовила его к жизни пенсионера.

Другой случай неадекватной ролевой подготовки связан с тем, что при социализации личности моральная подготовка включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом игнорируется, что в реальной жизни эти правила претерпевают значительные изменения.

То есть при обучении в школе и при воспитании в семье индивиды получают, как правило, идеальную картину действительности, не соответствующую реальным особенностям взаимоотношений людей. Например, в школе воспитывают чувство справедливости, равенства возможностей, говорят о честности и порядочности. Но в реальной жизни оказывается, что преуспевают часто не благодаря своим способностям, но благодаря связям, наличию денег у родителей и т.п. Или выясняется, что политики оказываются такими же ограниченными и мелкими людьми, как и большинство людей. Или военные могут думать не о защите отечества, а о совсем других потребностях.

Это приводит к внутреннему ролевому напряжению, может подтолкнуть к цинизму, к отрицанию нравственных норм общества. И к ролевому поведению, не совпадающему с социальной ролью.

Ролевые конфликты. Бывает два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли.

Две или более количество ролей, которые выполняются одним и тем же индивидом, могут заключать несовместимые обязанности. Например, требования основной работы женщины-бизнесмена могут столкнуться с обязанностями домашней хозяйки или жены. Женатый студент должен выбирать между сидением в библиотеке за подготовкой к занятиям и необходимостью где-то подрабатывать, чтобы содержать молодую жену в интересном положении. Может быть конфликт между ролью работника милиции, который должен оштрафовать нарушителя правил дорожного движения, и ролью близкого друга, если нарушитель оказался человеком, с которым данного работника связывают старинные дружеские связи.

Конфликт в пределах одной роли состоит в том, что обязанности роли могут потребовать от человека выполнение действий, противоречащих его моральной установке или даже его здравому смыслу. В советское время один секретарь райкома выступил с блестящей речью перед выпускниками сельской школы, воодушевив их остаться в родной деревне работать в качестве доярок и трактористов. И уехал в Крым на отдых, довольный, что справился с поручением вышестоящей партийной инстанции. Но получил телеграмму от жены, что дочь, увлеченная его речью, собралась после школы работать в деревне, чтобы помочь родине в трудную минуту. Ему пришлось срочно вернуться, забрать ничего не понимающую дочь из деревни и организовать ее поступление в московский вуз, так как он знал, что молодые юноши и девушки уже после двух-трех лет работы в колхозе превратятся в тех же выпивох и надорванных непосильной работой баб, что и остальные жители деревни.

Существует несколько способов снятия ролевого напряжения и защиты от неприятных переживаний. Это – рационализация, разделение и регулирование ролей.

Рационализация ролей. Она состоит в защите против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для этой личности социально и персонально желательны. Например, девушка, которая не может выйти замуж, убеждает себя, что это и хорошо, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбы и хотят лишь одного.

Или плантаторы на юге Соединенных Штатов Америки искренне считали, что их невольники не являются людьми, так как это собственность, и бессмысленно говорить о каких-то их правах. Таким образом, при помощи особых понятий ситуация рационализируется, перестает быть противоречивой, ролевой конфликт и ролевая напряженность исчезают.

Разделение ролей. Здесь человек, переходя к другой роли, временно как бы выключает из сознания требования предыдущей роли. Например, палач, выполнив свою работу, приходит домой и переключается на роль заботливого мужа и семьянина, как бы стерев из сознания ту роль, которую он до этого выполнял. Для некоторых, чтобы переключиться, достаточно переодеться, сняв официальную одежду. Снял мундир коменданта концлагеря и стал совсем другим человеком: наслаждается музыкой Моцарта и учит своих детей христианским заповедям.

Рационализация и разделение ролей происходит бессознательно. В противном случае оно не было бы возможным.

Регулирование ролей. Этот метод всегда осуществляется сознательно и преднамеренно. Он состоит в перекладывании ответственности за свои действия на соответствующую организацию, или общественную ассоциацию, или государственный закон. Я это выполняю, потому что таков приказ. Или продавец подворовывает, так как уверен, что сама система торговли заставляет его это делать. Муж оправдывается перед женой, что поздно приходит домой, так как этого требует его работа.

Таким образом, ролевое напряжение и ролевые конфликты являются достаточно распространенным явлением, и поэтому личность вырабатывает различные механизмы сознательной или бессознательной защиты для избежания опасных последствий для психики и просто выживания.

Социальный контроль есть совокупность средств, с помощью которых социальная группа обеспечивает поведение ее членов в соответствии с ролевыми требованиями и ожиданиями.

В современном обществе в связи с усложнением общественной жизни роль такого социального контроля возрастает. Например, в большом городе сотни тысяч людей одновременно должны занимать свои рабочие места, и выполнять на них то, что от них требуется. Все эти действия должны быть четко согласованы между собой, иначе начнется расстройство всей общественной жизни. Вовремя должны быть подвезены продукты в магазины, кто-то должен обеспечивать бесперебойную работу электростанции и водоснабжения и т.д. Причем все это должно осуществляться без приказов и непосредственного контроля, так как к каждому человеку милиционера не приставишь.

Эта согласованность и обеспечение единого ритма жизни достигается социальным контролем.

Социальный контроль обеспечивается различными способами. Здесь можно выделить социализацию личности, групповое давление, контроль через принуждение.

Социализация призвана формировать наши привычки, желания и обычаи, чтобы индивид не решал самостоятельно каждый раз, как одеваться, как вести себя в той или иной ситуации. Причем любое действие, идущее вразрез с должным, самим индивидом воспринимается как неуместное, опасное и нежелательное. Осуществляется, таким образом, внутренний контроль личности за своим поведением.

Внутреннего контроля не всегда достаточно, поэтому он дополняется теми или иными формами группового давления. Индивид всю жизнь, чтобы была возможность более или менее достойного существования, должен быть членом тех или иных коллективов, социальных групп – ученических, трудовых, дружеских, семейных и т.д. И в соответствии с этим индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих определенный кодекс поведения.

Каждое отклонение от этого кодекса приводит к осуждению поведения личности группой, здесь может применяться целая шкала мер – от простых замечаний до изгнания из данной группы. Раньше в высшем обществе могли перестать подавать руку или не принимать в дом. Здесь идет речь о неформальных санкциях, однако они не всегда достаточны: группа может быть разобщена, и это может усложнять социальный контроль над ее членами. Поэтому бывает необходима другая форма контроля − принуждение.

Имеется в виду так называемый вторичный контроль – законы, форматизированные процедуры, принудительные правовые регуляторы, вплоть до лишения свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.