Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прагматический подход к измерению количества информации

 

Прагматическая мера определяет ценность информации, ее полезность для достижения цели управления. Изучение отношений между знаками и их потребителями с точки зрения использования получаемой информации и влияния знаков на поведение систем составляет основу прагматической теории информации. Для всех подходов здесь характерно стремление связать понятие прагматической информации с целью, целенаправленным поведением и выдвинуть те или иные количественные меры ценности информации.

Исходя из этих соображений, А.А. Харкевич предложил связать меру ценности информации с изменением вероятности достижения цели при получении этой информации. Он предложил определить меру ценности информации как изменение вероятности достижения цели после получения сообщения. Пусть –вероятности достижения цели до получения информации, а –вероятность достижения цели после получения информации. Согласно Харкевичу, ценность (прагматическое количество) информации определяется по формуле:

.

Также, как в формулах Хартли и Шеннона, в формуле Харкевича основанием логарифмов могут быть любые числа, большие единицы. Если использовать двоичные логарифмы, то ценность информации определяется в битах.

Возможны следующие соотношения между и :

- ; в этом случае полученная информация увеличивает вероятность достижения цели; согласно свойствам логарифмической функции ;

- ; в этом случае полученная информация не изменяет вероятности достижения цели; согласно свойствам логарифмической функции ; такую информацию называют пустой;

- ; в этом случае полученная информация уменьшает вероятность достижения цели; согласно свойствам логарифмической функции ; такую информацию называют дезинформацией.

А.А. Харкевич первым подчеркнул фундаментальный характер связи прагматических свойств информации с категорией цели, понимаемой как опережающее отражение, модель будущего результата деятельности.

Другой подход к проблеме ценности информации осуществлен М.М. Бонгардом. Он вводит понятие «полезная информация», связывая сообщение с тем, какую задачу решает получатель, что он знает до прихода сообщения и как его истолковывает. Этот подход имеет вероятностно-алгебраическую сущность и носит более общий характер, чем подход, предложенный А.А. Харкевичем.

Значительную роль в развитии прагматической теории информации сыграли работы американского логика Д. Харраха, поставившего перед собой цель показать, как символическая логика и теория семантической информации могут быть использованы для анализа некоторых аспектов человеческой коммуникации. Эту цель он пытается достигнуть путем создания «модели того, как разумный получатель оценивает последовательность сообщений на основе определенных семантических и прагматических свойств». Харрах предлагает обеспечить получателя «программой обработки сообщений», с помощью которой извлекается из получаемых сообщений «годная к употреблению сумма сообщений». Именно к этому результату переработки сообщений, а не к сообщениям в их первоначальной форме могут быть применены количественные меры информации. Созданная Харрахом логическая модель коммуникации служит тем языковым каркасом, в рамках которого программа может быть образована и применена.

Следует отметить, что прагматические и семантические оценки зачастую трудно разделить. В некоторых случаях они сливаются. В самом деле, семантические оценки характеризуют смысл, содержательность сообщений, а прагматические – их ценность, полезность. Но совершенно очевидно, что бессодержательные сообщения не могут быть полезными.

Как семантические, так и прагматические меры информации могут быть практически применены пока только к очень небольшому числу явлений реальной действительности. Но не следует забывать, что они имеют еще и теоретическое значение. В борьбе идей, мнений, гипотез и выводов, в их соперничестве и сотрудничестве рождается истина.

По каждому из перечисленных направлений исследований в теории информации написано много трудов. Несмотря на это, фронт наступления на понятие информации широк: его пристально изучают философы, биологи, физики, математики. Исследования, проводимые в разных направлениях, способствуют углублению понятия информации, подчеркивая в нем оттенки, специфичные для той или иной области знаний Огромна практическая ценность полученных результатов.

Целью функционирования экономических систем является достижение повышение экономического эффекта. В ряде случаев для этого используется максимизация или минимизация целевой функции. Поэтому в некоторых подходах к измерению прагматической информации предлагается измерять ценность информации в тех же единицах, что и экономический эффект функционирования системы. Ценность информации определяется приростом экономического эффекта функционирования, достигнутым при использовании этой информации в управлении системой. Пусть Эа –априорный ожидаемый экономический эффект функционирования системы, Эс –ожидаемый экономический эффект функционирования системы при условии, что в управлении системой будет использована информация, содержащаяся в сообщении С. Тогда Цс –ценность сообщения С для системы будет определяться формулой: Цсса. Заметим, что для последней формулы можно сделать те же замечания, что и для подхода Харкевича.

Заметим, что как и для семантических мер, вопросы измерения ценности информации не получили окончательного разрешения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семантический подход к измерению количества информации | Кодирование информации. Любое сообщение, подлежащее передаче по каналу связи, сохранению на запоминающем устройстве или переработке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 5452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.