Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права и обязанности налогоплательщиков

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Понятие налогоплательщика

Источники

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. N 146ФЗ (НК РФ);

2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

3. Приказ МНС РФ от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15/120 Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов;

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации";

5. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г, N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с
понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством.

В соответствии с НК с 1 января 1999 года филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Ранее все филиалы и обособленные подразделения делились на три категории в соответствии с наличием трех квалифицирующих признаков: отдельного баланса, собственного банковского счета, самостоятельной реализации товаров (работ, услуг). При этом обособленные подразделения, обладавшие первыми двумя признаками, автоматически признавались самостоятельными налогоплательщиками большинства налогов, а не обладавшие хотя бы одним из этих двух признаков таковыми не считались и платить налоги за них по установленным правилам должны были головные организации.

С 18.08.99 по-новому определены обособленные подразделения организаций. В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, характеризующееся наличием стационарно оборудованных (на срок не менее одного месяца) рабочих мест. При этом не имеет значения, отражено ли создание такого подразделения в учредительных документах организации, наделено ли оно какими-либо полномочиями, используются ли эти рабочие места по своему назначению. До этой даты НК РФ ориентировался только на филиалы и представительства организаций, определяемые в соответствии с ГК РФ.

В порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций только исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых
является уплата налогов (см ниже).

3) Налогоплательщикиэто лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.


В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Говоря о статусе налогоплательщика, необходимо осветить еще одно важное для целей налогообложения понятие зависимости лиц.

В соответствии с п.1 ст.20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

♦ одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

♦ одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

♦ лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого

В соответствии с п.2 ст.20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.1 ст.20 НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). В настоящее время складывается несколько противоречивая арбитражная практика по искам налоговых органов об определении взаимозависимости лиц. Снять возникающие в практике судов противоречия призвано Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", которое дает нижестоящим судам определенные рекомендации по применению норм Кодекса.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены в соответствии с законом. Это право распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Права и обязанности налогоплательщиков установлены в Налоговом кодексе. Можно отметить, что основные права и обязанности налогоплательщиков едины и не зависят от видов налогоплательщиков. Вместе с тем отдельные группы субъектов имеют дополнительные (специфические) права и обязанности.

Статья 21 НК РФ устанавливает 14 прав налогоплательщиков, при этом налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Среди многих новшеств, введенных в жизнь НК РФ, есть положение, существенно преображающее взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков. Наряду с этим они имеют право получать от налоговых


органов и других уполномоченных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.21). Чтобы подкрепить это право налогоплательщиков, на налоговые органы возложена обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (п.1 ст.32).

Безусловно, это - прогрессивные нормы, позволяющие налогоплательщику иметь дело с открытой структурой - налоговыми органами, которые обязаны давать ответ на любой вопрос. Но применение этих норм на практике выявило ряд проблем как правового, так и содержательного характера.

Министром Российской Федерации по налогам и сборам было утверждено Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов (утвержденное приказом от 5.05.99 г. N ГБ-3-15/120, далее - Положение), которое регламентирует порядок работы налоговых органов с налогоплательщиками. Применение этого Положения показало, что предоставление налоговыми органами информации и разъяснений не всегда удовлетворяет налогоплательщика. Налоговые органы Брянской, Московской, Липецкой областей провели небольшое исследование общественного мнения. По результатам социологического опроса, в целом работой налоговых органов довольны 77% респондентов, однако полнота информации, полученной в налоговых инспекциях, устраивает только 55%. 10% опрошенных высказались в связи с этим за введение платных консультационных услуг.

Оказалось, что неудовлетворенность в большинстве случаев вызвана тем, что налоговые органы и налогоплательщики плохо понимают друг друга по причине непроработанности понятийного аппарата, на котором основана эта деятельность. Неадекватно воспринимаются нормы об информировании иногда и внутри самой налоговой системы. Поэтому требуется разобраться, что понимал законодатель под понятиями "предоставление информации о налогах и сборах", "предоставление разъяснений по вопросам налогов и сборов". И в НК РФ, и в Положении эти два понятия разведены и, как представляется, совершенно обоснованно. Кроме того, есть и еще одно понятие - "консультирование". Именно этим словом налогоплательщики да и налоговые специалисты часто определяют работу по предоставлению информации и разъяснений.

Очевидно, что понятия "информирование и разъяснения" и "консультирование" не совпадают. Но как провести границу между теми действиями, которые налоговые органы обязаны бесплатно совершать по закону, в которых они не вправе отказать налогоплательщику, и теми, которые они совершать не должны и не могут?

Анализ приведенных норм НК РФ позволяет сделать вывод, что налогоплательщику предоставлено право на получение от налоговых органов бесплатной информации по четко очерченному кругу вопросов: а) о действующих налогах и сборах; б) о законодательстве о налогах и сборах (его состав определен ст.1 НК РФ) и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах; в) о правах и обязанностях налогоплательщиков; г) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (п.п.1 п.1 ст.21). По сути, информирование представляет собой воспроизведение налоговым органом той информации, которая содержится в законодательстве и которую налогоплательщик в принципе может получить самостоятельно. Но, учитывая сложность российской налоговой системы, законом теперь предусмотрено, что такую информацию можно получить в налоговом органе. Она будет выполнять роль определенного путеводителя по "налоговому полю". Одновременно следует отметить, что право на получение информации не выходит за рамки определенных в данной статье вопросов.

В то же время нельзя не отметить, что нормы статьи об обязанностях налоговых органов (ст. 32), которые в принципе должны были бы корреспондировать со статьей о правах налогоплательщиков (ст. 21), сформулированы несколько иначе. Здесь предусмотрена лишь обязанность налоговых органов бесплатно информировать о действующих налогах и сборах. Все


остальные обязанности налоговых органов, очерченные этим пунктом, относятся, скорее, к понятию "разъяснения".

Что же обязаны разъяснять налогоплательщику налоговые органы? Они обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (п. 1 ст.32). А каковы права налогоплательщиков? Они вправе "получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах" (п.1 ст.21).

Сравнительный анализ этих положений позволяет утверждать, что содержание разъяснений определяется ст. 32, а одна из возможных форм разъяснений (письменная) - ст. 21. Кроме того, указание о "бесплатности" может быть отнесено только к информированию.

Содержание разъяснений, предусмотренных ст. 32, также нуждается в детальном разборе. Что подразумевается под "разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов"? Ответ на этот вопрос мы получим, если выясним значение понятия "применение законодательства".

В теории права под применением права понимают такую форму его реализации, которая осуществляется от имени государства его органами или должностными лицами. Субъект применения права - всегда государственный орган; гражданин или негосударственная организация применять право не могут, они его соблюдают, используют или исполняют. Таким образом, применение права - это вид государственной деятельности, который может носить только властный характер. Еще одна отличительная особенность правоприменения -осуществление его в рамках строго установленной процедуры, а значит, в определенном порядке, в определенной последовательности, с вынесением решения в определенной форме.

Отсюда следует, что разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах - это разъяснения по вопросам реализации прав и обязанностей в области налогов и сборов теми государственными органами, которые в соответствии с НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе налоговыми органами. Следовательно, при разъяснении (даже по конкретной предложенной налогоплательщиком ситуации) налоговые органы вправе ограничиться указанием на те действия, которые налоговые органы должны или могут произвести, с правовым обоснованием этих действий. Данная норма НК РФ не обязывает налоговые органы консультировать налогоплательщиков, давать им рекомендации и советы на тему, "как мне поступить в такой-то ситуации?

На основании п.1 ст.23 НК РФ на налогоплательщиков, плательщиков сборов возложены следующие обязанности:

1) обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов (подпункт 1 п.1 ст.23
НКРФ).

Подпункт 1 п.1 ст.23 НК РФ воспроизводит положения ст.57 Конституции Российской Федерации;

2) обязанность по постановке на учет в налоговых органах (подпункт 2 п.1 ст.23 НК
РФ).

Осуществляемые действия (представляемые документы) при постановке на учет в налоговых органах перечислены в ст. 83, 84 НК РФ;

3) обязанность по ведению в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и
объектов налогообложения (подпункт 3 п.1 ст.23 НКРФ).

Обязанность по введению в установленном порядке учета доходов, расходов и объектов налогообложения обусловлена тем, что на основе данных этого учета организациями, индивидуальными предпринимателями исчисляется налоговая база по налогам по итогам каждого налогового периода. Согласно ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об


объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, а индивидуальные предприниматели - на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

4) обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые организагщи и индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (подпункт 4 п.1 ст.23 НКРФ);

5) обязанность по представлению налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (подпункт 5 п.1 ст.23 НК РФ).

При проведении налоговыми органами мероприятий налогового контроля организации и индивидуальные предприниматели обязаны представлять должностным лицам данных органов документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Такими документами могут быть платежные поручения, квитанции к приходным и расходным кассовым ордерам, выписки банков, свидетельствующие об уплате налога;

6) обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении
выявленных нарушений законодательства о начогах и сборах, а также по непрепятствованию
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих
служебных обязанностей
(подпункт 6 п.1 ст.23 НК РФ).

Данной обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей соответствует установленное подпунктом 11 п.1 ст.21 НК РФ право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

7) обязанность по предоставлению налоговому органу необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренном НКРФ (подпункт 7 п. 1 ст.23 НК РФ);

8) обязанность по обеспечению в течение четырех лет сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги (подпункт 8 п.1 ст.23 НКРФ);

9) обязанность организаций-налогоплателыциков по сообщению в письменной форме в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок (п.2 ст.23 НК РФ).

Кроме того, организации-налогоплательщики обязаны представлять сведения:

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее

одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации,

- в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок

не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти

дней с момента такого изменения. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Кроме того, на основании подпункта 9 п.1 ст.23 НК РФ организации, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики, плательщики сборов также обязаны нести иные, не указанные в ст.23 НК РФ обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, а при перемещении товаров через таможенную границу РФ - таможенным законодательством.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Таким образом, в отличие от постановлений Пленума, обязательных для исполнения, упомянутая информация Президиума в виде обзора судебной практики носит рекомендательный характер | Система налогов и сборов РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.