Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система налогов и сборов РФ

Согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агента и сборщики налогов

На основании п.З ст.24 НК РФ на налоговых агентов возложены следующие обязанности:

1) обязанность по правильному и своевременному исчислению, удержанию из средств,
выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды)
соответствующих налогов (подпункт 1 п.З ст.24 НК РФ).

Данная обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей - налоговых агентов обусловлена самим содержанием статуса налогового агента, то есть лица, на которого действующим законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

2) обязанность по сообщению в налоговый орган по месту своего учета в течение одного месяца
письменно о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности
налогоплательщика (подпункт 2 п.З ст.24 НК РФ).

Пунктом 5 ст.226 НК РФ установлена обязанность налогового агента при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Под невозможностью удержать налог признаются, в частности, случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Установление вышеуказанной обязанности обусловлено необходимостью обеспечить поступление денежных средств в бюджеты (внебюджетные фонды), поскольку при отсутствии возможности у налогового агента удержать, а следовательно, перечислить в бюджет сумму налога, налоговые органы на основании ст.46-48 НК РФ обязаны самостоятельно принимать меры по взысканию подлежащих внесению в бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов;

3) обязанность по ведению учета выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и
перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по
каждому налогоплательщику (подпункт I п.З ст.24 НК РФ).

4) обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета документов,
необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и
перечисления налогов (подпункт 4 п.З ст.24 НКРФ).

Такими документами являются документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов (то есть налоговые расчеты, налоговые декларации, ведомости, кассовые документы, платежные поручения, квитанции к кассовым ордерам и т.д.).

Вместе с тем НК РФ также предусматривается обязанность налоговых агентов по представлению документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - т.н. сборщиками налогов и (или) сборов.


ЛЕКЦИЯ № 3 «НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ»

1. Налоговые органы, правовые основы деятельности и система организации.

2. Права налоговых органов

3. Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

4. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

1. Налоговые органы, правовые основы деятельности и система организации.

В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон), налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) -единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Указами Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и от 20.05.2004 N 649 был создан новый финансово-хозяйственный блок в нынешнем правительстве страны. Он представлен Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов. Министерства по налогам и сборам в структуре исполнительной власти больше нет. Оно преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая состоит в подчинении у Минфина.

Поэтому поправки, внесенные в Налоговый кодекс, в основном сводятся к замене упоминаний о МНС ссылками на Минфин. Точнее, либо на Минфин, либо на "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов", Столь витиеватая формулировка позволяет предположить, что законодатели не уверены в окончательном завершении административной реформы. Видимо, они подстраховались на случай очередной реорганизации и, чтобы потом опять не уточнять кодекс, не стали прямо упоминать вновь созданную Федеральную налоговую службу.

Между тем "раздвоенные" ссылки на Минфин и ФНС, присутствующие в обновленной версии Налогового кодекса, имеют определенный смысл. Дело в том, что новая структура государственного управления четко разделяет функции этих ведомств. Оба они являются федеральными органами исполнительной власти. Однако задачи Минфина ограничиваются тем, что он будет формировать и регулировать государственную политику в области финансов и налогов. Заниматься контрольно-надзорной деятельностью министерству запрещено. ФНС, наоборот, обязана следить за соблюдением налогового законодательства, но не имеет права вмешиваться в его создание.

Конкретные функции Минфина перечислены в постановлении Правительства РФ от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации". В частности, Минфин должен:

подготавливать нормативные акты в области бюджетного, налогового, валютного и бухгалтерского законодательства, а также в сфере таможенных платежей;

утверждать формы налоговых деклараций, методических рекомендаций и других нормативных актов по применению налогового законодательства, а также в области ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Четкого перечня функций Федеральной налоговой службы пока нет. Нет и положения о ФНС, в котором должны быть зафиксированы права и обязанности нового ведомства и его чиновников. Тем не менее Закон N 58-ФЗ был официально опубликован 1 июля. Его статьи 54 и 62, которые вносят изменения в Налоговый кодекс, вступают в силу с 1 августа 2004 года. И если к этому времени


полномочия всех участников налоговых правоотношений со стороны государства не будут определены, то поправки "забуксуют".

С 1 августа 2004 года все новые налоговые нормативные акты, в том числе формы отчетности и инструкции по их заполнению, должны исходить исключительно от Минфина. Никаких приказов и циркуляров, обязательных для исполнения налогоплательщиками (т.е. требующих регистрации в Минюсте), ФНС издавать не сможет. Более того, из статьи 4 Налогового кодекса исключена норма, позволявшая МНС выпускать "приватные" указания и рекомендации, которые вроде бы и не признавались нормативными актами, но были обязательными для налоговых инспекторов, а фактически и для бухгалтеров. В обновленной редакции исключение сделано лишь для некоторых вспомогательных форм: налоговых уведомлений, требований об уплате налога, актов налоговых проверок, заявлений о постановке на налоговый учет и т.п. Образцы этих бланков поручено утверждать Федеральной налоговой службе.

Впрочем, поверить в то, что ФНС откажется от издания внутренних инструкций, трудно. Скорее всего подобные документы будут выходить и впредь с грифом "для служебного пользования", как это случилось в последние полгода с большинством методичек ко второй части Налогового кодекса. А значит, спорные положения законодательства бухгалтеры и инспекторы вновь будут толковать по-разному и поток арбитражных споров существенно не сократится.

Обратите внимание: новый порядок принятия нормативных актов вовсе не означает, что Минфин сразу же бросится дезавуировать все приказы, выпущенные МНС. Статьей 78 Закона N 58-ФЗ установлено, что все документы, принятые прежними ведомствами до вступления этого закона в силу, действуют как и раньше. Они будут отменяться постепенно по мере появления новых приказов, положений и инструкций. Таким образом, нормативными актами МНС, прошедшими государственную регистрацию до 1 августа 2004 года, нужно будет руководствоваться и впредь.

У Федеральной налоговой службы появились некоторые новые функции. В частности, Минфин передал ей право определять "страну происхождения" доходов налогоплательщика (ст. 42 НК РФ) и предоставлять рассрочки (отсрочки) по уплате налогов (ст. 63 НК РФ). Кроме того, новая служба включена в перечень органов валютного контроля. Соответствующие поправки внесены в пункт 14 статьи 7 Закона от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

2. Права налоговых органов

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы при осуществлении мероприятий налогового контроля имеют следующие права:

1) право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам,
установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и
документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и
перечисления) налогов (подпункт 1 п. 1 ст.31 НК РФ).

Право налоговых органов при проведении налоговых проверок истребовать у налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, предусмотрено частью четвертой ст.88, ст.93 НК РФ.

Кроме того, право производить в организациях и у индивидуальных предпринимателей проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке, предоставлено налоговым органам п. 1 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации";

2) право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (подпункт 2 п.1 ст.31 настоящего Кодекса);

3) право производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случае, если имеются достаточно веские основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подпункт 3 п. 1 ст.31, ст.89, 94 НК РФ).

Пунктом 7 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право изымать у организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении


прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания;

4) право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и
перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с
исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подпункт 4 п.1 ст.31 НК РФ);

5) право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и
налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст.31, ст.76, 77 настоящего
Кодекса).

Механизм и порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках регламентирован ст. 76 НК РФ.

Право приостанавливать операции организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, также предоставлено налоговым органам пунктом 2 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации";

6) право осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком, плательщиком сборов,
налоговым агентом для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и
территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику, плательщику сборов,
налоговому агенту имущества (подпункт 6 п.1 ст.31, ст.89 НК РФ).

Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п.1 ст.92 НК РФ).

Согласно части четвертой ст.89 НК РФ уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в установленном ст.92 НК РФ порядке.

Право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торго2вые и иные помещения организаций и граждан предоставлено налоговым органам также пунктом 4 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

При этом согласно вышеназванной норме в случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию вышеуказанных помещений налоговые органы вправе определять налогооблагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью;

7) право определять суммы налогов, подлежащие внесению организациями и индивидуальными
предпринимателями в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у
налоговых органов информации, а также данных об иных аналогичных организациях и индивидуальных
предпринимателях в случаях отказа организации, индивидуального предпринимателя допустить
должностньгх лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых
и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу
необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов
налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к
невозможности исчислить налоги (подпункт 7 п.1 ст.31 НК РФ);

8) право требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их
представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и
контролировать выполнение вышеуказанных требований (подпункт 8 п. 1 ст.31, ст.88 НК РФ).

Кроме того, право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и


контролировать их выполнение закреплено за налоговыми органами пунктом 5 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

Право контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, предоставлено налоговым органам пунктом 2 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах в Российской Федерации";

9) право взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке,
установленном НК РФ (подпункт 9 п.1 ст.31 настоящего Кодекса).

Данное право закреплено за налоговыми органами также пунктом 9 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации";

10) право привлекать для проведения мероприятий налогового контроля специалистов, экспертов и
переводчиков (подпункт 12 п.1 ст.31, ст.95, 96, 97 НК РФ);

11) право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для проведения мероприятий налогового контроля (подпункт 13 п.1
ст.31, СТ.90НК РФ);

12) право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Данное право закреплено за налоговыми органами и нормами Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

Перечень исков (заявлений), которые могут быть предъявлены к организациям и индивидуальным предпринимателям в арбитражные суды, установлен подпунктом 16 п.1 ст.31 НК РФ и пунктом 11 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".

Отдельными статьями НК РФ налоговые органы наделены и иными правами.

Так, на основании ст.40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Кроме того, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы наделены следующими иными правами:

1) право получать от организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также
от граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) с их согласия справки, документы и копии с
них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного
налогообложения (п.З ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

При этом пунктом 3 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" подчеркивается, что должностные лица налогового органа обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

2) право выносить решения о привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей к
ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном НК РФ (п.8 ст.7
Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

На основании положений ст.8 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", ст.101, 101.1 НК РФ вышеуказанное право предоставлено только руководителям налоговых органов и их заместителям;

3) право возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной
трудовой деятельностью (п. 10 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации");

4) право составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае выявления правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.1, 15.3, 15.5, частью первой ст.15.6, ст. 15.11 КоАПРФ;

5) право осуществлять рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности налоговых органов (ст.23.5 КоАП РФ);

6) право создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях,
имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением (п. 13
ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

3. Обязанности налоговых органов и их должностных лиц

На основании п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля возложены следующие обязанности:

1) обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах (подпункт 1 п.1 ст.32 НК РФ).


Вышеуказанная обязанность налоговых органов нашла также отражение в ст.З Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и предполагает обязанность налоговых органов руководствоваться в своей деятельности НК РФ, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Одновременно налоговые органы в своей деятельности по осуществлению налогового контроля должны выполнять требования Конституции Российской Федерации, являющейся на основании ст. 15 Конституции Российской Федерации актом прямого действия, положения которого не требуют дополнительного закрепления в законодательных актах;

2) обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункт 2 п.1 ст.32 НК РФ);

3) обязанность по ведению в установленном порядке учета налогоплательщиков (подпункт 3 п.1 ст.32 НКРФ);

4) обязанность по проведению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (подпункт 4 п. 1 ст.32 НК РФ);

5) обязанность по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 5 п.1 ст.32 настоящего Кодекса);

6) обязанность по соблюдению налоговой тайны (подпункт 6 п.1 ст.32 НК РФ);

7) обязанность по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту
копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК
РФ, налогового уведомления и требования об уплате налога и сбора (подпункт 7 п.1 ст.32 настоящего
Кодекса).

Данная обязанность налоговых органов определена также п.4 ст.100, п.4 и 5 ст.101 НК РФ.

Несоблюдение налоговыми органами данной обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и (или) решения налогового органа является основанием для отмены должностным лицом вышестоящего налогового органа либо судом принятого налоговым органом решения; несоблюдение налоговым органом обязанности по направлению налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту налогового уведомления или требования об уплате налога и сбора в силу различных положений действующего законодательства фактически приводит к невозможности взыскания налоговым органом данных сумм налога, сбора, пени с организации, индивидуального предпринимателя.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п.2 ст.32 НК РФ).

Особо необходимо обратить внимание читателей журнала на возлагаемую на налоговые органы п.З ст.32 НК РФ обязанность, состоящую в том, что при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления вышеуказанных обстоятельств они должны подготовить материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

К преступлениям, которые могут быть выявлены налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля, относятся, в первую очередь, преступления, ответственность за совершение которых установлена ст. 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

При осуществлении налогового контроля могут быть также выявлены факты, свидетельствующие о совершении должностными лицами организации, индивидуальным предпринимателем и иных действий, бездействия, за совершение которых УК РФ установлена ответственность, например действия, бездействие, ответственность за совершение которых установлена ст.325 "Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия", ст.327 "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков", ст.327.1 "Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование" УК РФ и т.д.

При рассмотрении обязанностей налоговых органов нельзя не принимать во внимание, что фактически реализация возложенных на налоговые органы обязанностей осуществляется через действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.


Должностными лицами налоговых органов являются работники налоговых органов, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.

Согласно положениям ст.ЗЗ НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

4. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц

Право на возмещение государством вреда, причиненного гражданам (юридическим лицам) действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами, установлено ст. 53 Конституции Российской Федерации, положения которой нашли отражение в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Например ст. 16 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией.

Положения ст. 1064 ГК РФ предусматривают, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме. Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Вместе с тем согласно п.З ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

При разрешении вопроса о возмещении вреда, причиненного вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей, необходимо учитывать, что налоговым законодательством установлены некоторые особенности.

Таким образом, при рассмотрении арбитражными судами и судами общей юрисдикции данной категории дел гражданское законодательство подлежит применению с учетом соответствующих положений налогового законодательства.

Так, ст.35 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлены право налогоплательщиков на возмещение убытков и условия ответственности налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия данных органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Таким образом, налоговое законодательство предусматривает ответственность налогового органа только за убытки, причиненные налогоплательщикам.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

На основании изложенного у налогового органа возникает обязанность по возмещению убытков только в том случае, если обратившиеся за возмещением убытков юридические или физические лица являются субъектами регулируемых законодательством о налогах и сборах отношений в качестве налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ, ст.35 НК РФ налогоплательщику для обоснования требований о возмещении убытков, причиненных ему в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц указанных органов, необходимо в установленном законодательством Российской Федерации порядке подтвердить наличие:

1) причинения убытков;

2) неправомерности действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц, причинивших убытки;

3) причинно-следственной связи между причиненными налогоплательщику убытками и неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов и должностных лиц указанных органов.

Под убытками в соответствии с п.2 ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или


повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п.4 ст.393 ПС РФ).

Пленум Верховного суда Российской Федерации и пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в пп. 10, 11 совместного постановления от 1.07.96 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснили, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что необходимость расходов, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права, и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.

Согласно сложившейся практике рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, под неправомерными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц понимаются только те действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, которые на момент рассмотрения вопроса о возмещении вреда признаны судом общей юрисдикции либо арбитражным судом незаконными.

В настоящее время нередки случаи, когда истец в исковом заявлении объединяет два взаимосвязанных требования - о признании действий (бездействия) налогового органа незаконными и о возмещении убытков, причиненных указанными действиями (бездействием), и суд принимает данное исковое заявление к рассмотрению, не разъединив указанные требования. В указанной ситуации вопрос о правомерности (неправомерности) действий (бездействия) названных органов и их должностных лиц разрешается в рамках одного и того же производства.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.


Налоговая система РФ

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Статья 13. НК устанавливает, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14 НК устанавливает, что к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15 НК устанавливает, что к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Согласно ст. 17 НК, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права и обязанности налогоплательщиков | Установление, введения, изменение и отмена налогов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.